Слайд 1Эклектика
неорусский стиль
в архитектуре
Санкт-Петербурга
Часть 2
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург
Слайд 2Музейное пространство Санкт-Петербурга делает жизнь наших воспитанников насыщенной и интересной, раздвигает
границы познания окружающего мира, помогают сформировать творческую личность.
Путешествие в мир познания начинается в «Школьном автобусе», достаточно, внимательно посмотреть из окна на дома, парки, каналы и они начинают оживать… Наш маршрут начинается в Приморском районе, он связан с Петроградской стороной, Васильевским островом, нас сопровождают великолепные архитектурные ансамбли города. Сегодня дома и улицы поведают нам об архитектурных стилях города
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою
С. Маршак
Слайд 3Методическая разработка: «Город в котором мы живем»
«Архитектурные стили Санкт-Петербурга»
Цель: Создание условий
для вовлечения ребенка в процесс творческого поиска и обучения основам исследовательской деятельности
Задачи:
Расширить знания об архитектурных стилях Санкт-Петербурга
Познакомить детей с отличиями жилых домов от общественных зданий.
Расширять образное мышление, память, внимание, воображение.
Развивать навыки свободного общения;
Развитие всех компонентов устной речи, связной речи; обогащать и активизировать словарь;
Воспитывать любознательность, чувство любви к родному городу.
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам послуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
С. Маршак
Слайд 4Экскурсионное краеведение – часть программы «Юный исследователь» семейный детского клуб «Квартирка
MEL»
Маршрут образовательной прогулки продуман таким образом, чтобы на пути школьного автобуса «От нашего клубного пространства до пункта назначения» встречались интересующие нас объекты: жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, разных архитектурных стилей. Автобус отправляется, и божественный Санкт-Петербург начинает открывать свои тайны.
Наш клуб расположен в современной части Приморского района, в окружении стандартных домов, не отличающимися друг от друга архитектурным разнообразием. Совершая поездки на автобусе до театра, музея или парка, мы поставили перед собой цель, научить наших воспитанников видеть за окном прекрасные архитектурные ансамбли нашего города.
Методическая разработка состоит из разделов по архитектурным стилям. В нашем городе нет улиц в строго определённом стиле. Сначала знакомимся с архитектурными направлениями, потом в ходе маршрута, определяем стиль уже знакомых зданий и сооружений.
Мы не ставили перед нашими воспитанниками цель выучить основы архитектуры, «Посмотрите в Петербургское небо и увидите красоту окружающих вас домов»
Вы узнали этот дом?
Слайд 5Путешествие в школьном автобусе начинается
Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких
веков. В исторической части города переплетены десятки архитектурных стилей, переводящих нас из эпохи в эпоху. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга.
В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии. Мы хотим представить юным исследователям нашего города архитектурные стили домов, дворцов, каналов
Слайд 6Светлой нитью вдаль уходит
Гордый, тесный ряд домов.
И весенним ровным солнцем
Каждый камень
озарен.
А. Добролюбов.
В 1830-е годы в строительстве доходных домов появляются новые тенденции: попытка соотнести экономичность и практичность. Фасады домов начали декорировать предельно просто, они стали невзрачны и скучны. Н. В. Кукольник в статье, опубликованной в 1840 году в «Художественной газете», писал: «Теперь видим целые улицы в четыре этажа. Неужели это не украсило Петербурга? Напротив. Глазам стало так скучно, так грустно в этом однообразном, каменном лабиринте…» Желание бороться с архитектурной скукой привело к появлению нового архитектурного стиля — историзма, или «ретроспективного стилизаторства».
Слайд 7В конце 19 века архитекторы Петербурга продолжили поиски новых форм для
возведения жилых домов и общественных построек.
По своему определению, эклектика в архитектуре — это гармоничное сочетание многих архитектурных форм при строительстве того или иного здания.
Архитектурный ансамбль, который был возведен, к примеру, одновременно в стилях барокко и готика, вполне можно считать эклектическим. Зажиточным жителям Санкт-Петербурга конца XIX столетия эклектический архитектурный стиль, пришедший в Россию из Европы, сразу же пришёлся по вкусу.
Слайд 8Эклектика «многостильна», постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в
зависимости
от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома)
от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).
В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа. «Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь,
Слайд 9Возникнув намного позже других европейских городов, Санкт-Петербург стал одним из самых
великолепных городов на всем земном шаре. Архитектурные стили Петербурга многолики и вобрали в себя лучшие традиции итальянского, голландского и немецкого зодчества, проведя их сквозь призму русской культуры. Архитектурные стили Петербурга – это симбиоз различных направлений и тенденций, многослойность истории и грандиозность масштабов застройки. В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили:
византийский
древнерусский
ренессанс
готический
подражания
античности
барокко.
Слайд 10Из эклектичности родился собственный неповторимый стиль, который не встретишь ни в
одном из городов мира. Недаром «русский модерн» вошел в сокровищницу мировой градостроительной мысли. Это добротные и красивые строения, как правило, построенные в манере так называемого «русского модерна», который удивительно соединил в себе классицизм, барокко и подражание древнерусским строениям (в частности, обрамление больших окон затейливыми каменными «наличниками»).
Слайд 11Реконструкция прошлого в эпоху модерна, был «неорусский стиль», отличавшийся от предшествовавшего
ему «русского стиля», по выражению историка искусства В.Г. Лисовского, «переносом акцентов с деталей на целое, которому подчинялись фрагменты, его слагающие. В результате преодолевались декоративная дробность и многословие»
Архитектор А.Л. Лишневский, 1911–1913 гг. Доходный дом Б.Я. Купермана, Адрес: Чкаловский пр., дом 31
Слайд 12Неорусский стиль эпохи модерна
архитектуре Санкт-Петербурге
Реконструкция прошлого в эпоху модерна:
«неорусский стиль». В Петербурге в неорусском стиле возводились храмы и жилые дома. Оштукатуренные фасады украшены бордюрами, растительными и звериными орнаментами, присутствуют эркеры, балконы и закомары.
«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Вдохновение архитекторы черпали из различных эпох.
Слайд 13Неорусский (иногда называемый «псевдорусским») стиль возник в 1830—1840-х годах под влиянием
роста интереса к истории России и следования имперской официальной концепции народности императора Николая I. Основоположником этого направления в архитектуре считается К. А. Тон.
Примеры этого стиля в Воскресенском Соборе Воскресенского Новодевичего женского монастыря, (1849—1861, архитектор Н. Е. Ефимов, Московский проспект 100)
Слайд 14Жемчужиной стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на крови),
воздвигнутый 1883—1907 годах
архитектором А. А. Парландом
Адрес: Набережная Канала Грибоедова, 2.
Мемориальная церковь, построенная в память об императоре Александре II на месте его гибели. Идея построить храм в русском стиле принадлежала Александру III: он хотел, чтобы тот был похож на ярославские церкви XVII века.
Слайд 15Недалеко от Московского вокзала – Феодоровский собор, построенный С. С. Кричинским
в 1911-1913. Место было выбрано не случайно – храм в неорусском стиле строили в столице «европейской», но на въезде со стороны столицы старой, «русской», и перед ним «кремлёвская стена».
Слайд 16Архитектор Н. Н. Никонов, ставший главным архитектором Санкт-Петербургской епархии в конце XIX
века, обожал русский стиль. Он создал множество построек в стиле «московско-ярославской» архитектуры XVI-XVII вв. Краснокирпичная кладка, пёстрый декор, резные наличники, майолика в декоративном убранстве
Слайд 17Теремок. Самый яркий русский интерьер расположен в музее Академии им. Штиглица.
«Теремок» – настоящая реконструкция интерьера средневековых палат, как в московском Кремле
Слайд 18Музей генералиссимуса Александра Суворова
Адрес: Кирочная улица, дом 43
Созданная в марте 1898
года особая суворовская комиссия на первом же заседании решила ходатайствовать перед царем о выделении средств на организацию музея. Николай II высочайше повелел: быть посему. Здание музея построено по проекту А. И. фон Гогена. Он предложил возвести сравнительно небольшое здание, стилизованное под древнерусскую крепость, - с мощной надвратной башней, зубчатыми кромками стен. А внутри оно должно было напоминать устройство православных храмовых строений с центральным залом, подобным алтарной части церквей. Чего-либо другого для осуществления первоначального замысла музея и не требовалось.
Слайд 19Доходный «Дом из Русской Сказки»
«Дом пряник»
Архитектор Н.Н. Никонов на Колокольной
улице.
Дом строил в 1899–1900 годах знаменитый на весь Петербург русский архитектор Николай Никонов В роскошном экстерьере фасада легко угадываются русские мотивы. Декор создается штукатурной отделкой, обнаженной кирпичной кладкой и разноцветными изразцами, отдельными пятнами разбросанными по зданию. Многоцветной керамикой проработаны мельчайшие детали вплоть до кровли на крыше и выходов из чердачного помещения, оформленные портиками и колоннами
Слайд 20Доходный дом - это старейший вид многоэтажных домов, предназначенных для получения
дохода путем сдачи в аренду. По сравнению с гостиницей доходный дом рассчитан на долговременное проживание, нередко растягивающееся на десятилетия.
Это добротные и красивые строения, как правило, построенные в манере так называемого «русского модерна», который удивительно соединил в себе классицизм, барокко и подражание древнерусским строениям (в частности, обрамление больших окон затейливыми каменными «наличниками»).
Слайд 21Шатровые кровли, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой придают фасадам разнообразие
и привлекательность. Внутреннее убранство дома не менее изысканно — здесь сохранились витражи и элементы старинной лепнины
Слайд 22Собственный доходный дом Н. Н. Никонова
Адрес: ул. Достоевского, дом 38
Собственный
доходный дом Н. Н. Никонова на ул. Достоевского, 38 построен по его проекту 1894 г. в «русском стиле». Об этом красноречиво свидетельствуют декоративные детали, выполненные в основном в штукатурке, напоминающие о русском зодчестве XVII века, цветные изразцы, включенные в композицию
Слайд 23Доходный дом Н.П. Басина
В конце восьмидесятых годов XIX века архитектор Н.П.
Басин воздвиг собственный доходный дом. Для этого приобрел участок в центре города – на углу Александрийской площади и переулка Крылова. Неподалеку – Императорский дворец, Александринский театр, Национальная библиотека, корпуса Театральной улицы, возникшие по проектам Росси и выполненные в едином классическом стиле. Пятиэтажный угловой дом имеет два фасада. Объемность ему придают прямоугольные эркеры, венчающиеся башенками, а также фигурно оформленные боковые и центральные выступы. Фасад украшают большие и малые арки оконных проемов, остроконечные завершения выступающих элементов, множество наличников, сандриков, лепных узоров. Все декоративное оформление навевает мотивы деревянной резьбы русских мастеров.
Слайд 24Дом Суворина
ул. Чехова, дом 6
Архитектор В.Ф. Харламов 1888-1890. Стиль: неорусский
В отделке фасадов в псевдорусском стиле использовались декоративные приемы, заимствованные в средневековом московском зодчестве XVI–XVII веков и в русском народном прикладном искусстве: из орнаментов оформления старинных книг и узоров крестьянских вышивок. Кокошники, шатровые кровли, бегунцы, полотенца, арочки, колонки с «дыньками», полихромные поливные изразцы и разного рода лепные детали и петушки украшают фасады.
Слайд 25Русский стиль получил распространение в архитектуре в царствование императора Александра III —
ярого приверженца всего русского. Доходный дом возводился вдоль улицы в размере участка. Боковые стены делались глухими, то есть без окон, чтобы соседний дом можно было пристроить вплотную, как того требовала сплошная застройка улиц «единою фасадою». Эти глухие стены, возведенные из огнеупорного кирпича для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое, назывались «брандмауэры» (от нем. brandmauer — пожарная стена). Окна парадных комнат выходили на улицу, а окна личных помещений смотрели во двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками — сараями, конюшнями, дровяниками. Все они имели вход со двора, а к границам участка выходили тыльной стороной. Крупные удлиненные участки позволяли возводить двусторонние поперечные дворовые флигеля, делившие единое дворовое пространство на анфиладу дворов, соединенных проездными арками.
Слайд 26Кирпич пришелся как нельзя кстати и для псевдорусского стиля в архитектуре
конца XIX века: таково редкостной красоты, как будто вышитое кирпичом здание. Оно практически сплошь покрыто сложнейшим орнаментом из кирпичной кладки. И неоготика, и мавританский, и модерн — целый букет стилей на стыке двух веков использовали кирпич как богатейший выразительный ресурс.
Слайд 27Дом З. М. и А. А. Зайцевых
Фурштатская, дом 11
Архитектор: Н.Ф. Беккер
1881, неорусский стиль
Объем подчеркнут внушительными эркерами-башнями. На фоне кирпичной кладки штукатуркой выложены косы, картуш с монограммой «З» , зубчики, растительные орнаменты, характерные для русского декоративного искусства. Ровный красно-коричневый тон стены расцвечен майоликовыми зеленоватыми плитками.
Слайд 28Доходный дом Зайцевой
Фурштатская, д. 20
Архитектор: И.С. Богомолов 1875-1876, неорусский стиль
В 1875 году участок купила Надежда Николаевна Зайцева, гражданская жена богатейшего помещика генерал-майора Сергея Васильевича Шереметева.
В мае 1832 года Пушкины поселились на Фурштатской улице и прожили там почти до конца года. Здесь родилась их старшая дочь Мария.
Слайд 29Доходный дом купца В.Ф. Штрауса
Архитекторы: В. А. Шретер, И. С.
Китнер. Главный фасад. 1873 г.
Адрес: 2 линия В.О., дом 9
В решении фасада использованы романско-готические мотивы.
Дом облицован желтым и красным кирпичом, который был заказан на заводе Дитмера в Реннберге
Слайд 30
Доходный дом И. А. Жевержеева «Театр Европы»
Архитектор: Фон Гоген Александр Иванович
Адрес:
Рубинштейна, дом 18
Пятиэтажный дом в стиле эклектики с элементами псевдорусского стиля, украшает его угловым эркером, угловой башенкой с флюгером, на котором читался год постройки – 1899, сохраняя при этом угловой балкон второго этажа, созданный его предшественником. После окончания строительства Александр фон Гоген проживает в этом доме более 10 лет. Здесь он работал над проектами своих известных творений: музея Суворова и особняка Кшесинской.
Слайд 31Неорусский и кирпичный стиль считают, необходимым переходным периодом от эпохи эклектики
к эпохе «северного модерна». Эти течения выражали сознательный возврат к национальному началу, забытому под слоями западных и античных влияний. Тем самым городской архитектурный облик становился более сбалансированным, придавая Петербургу ещё большую самобытность.
Характерными чертами, присущими архитектурному направлению модерн, являются
5-6 этажей:
ассиметричный фасад здания
эркеры, устроенные на разных уровнях: полуовальные, прямоугольные
оконные проемы различной формы
контраст фактур
башенки
мансарды
Слайд 32Сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие
панно с растительным орнаментом.
По выражению историка искусства В.Г. Лисовского, «переносом акцентов с деталей на целое, которому подчинялись фрагменты, его слагающие. В результате преодолевались декоративная дробность и многословие», свойственные предшествовавшему периоду архитектуры, и «нащупывались пути к укрупнению, монументализации форм, к усилению их художественной выразительности за счёт содержащегося в них образного начала».
Слайд 33https://www.the-village.ru/village/city/where/295176-emir-house
https://kudago.com/spb/place/bashnya-rapuncel/
https://mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/osobnyak-kelxa/
https://personaltours.ru/peterburg-epohi-modern
https://annawwts.com/sev-modern/https://annawwts.com/sev-modern/
https://arch-heritage.livejournal.com/1102515.html
http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektura_peterburgskogo_moderna/
https://fb.ru/article/317593/stil-severnyiy-modern-v-arhitekture-sankt-peterburgahttps://fb.ru/article/317593/stil-severnyiy-modern-v-arhitekture-sankt-peterburga
https://eclectica.ru/info/articles/eclecticism_part_i_a_continuation_of_the_publications_of_the_st_petersburg_architectural_styles_/
https://walkspb.ru/zd/marata63.html
https://institutspb.ru/pdf/hearings/05-10_Paramonova.pdf
М. Н. Парамонова «Кирпичный стиль» в архитектуре Петербурга второй половины XIX
века
Информационные источники