Слайд 1Эклектика
кирпичный стиль
в архитектуре
Санкт-Петербурга
Часть 2
Павлова
Вероника Дмитриевна
Администратор
Детского клуба
«Квартирка MEL»
Санкт-Петербург
Слайд 2Музейное пространство Санкт-Петербурга делает жизнь наших воспитанников насыщенной и интересной, раздвигает
границы познания окружающего мира, помогают сформировать творческую личность.
Путешествие в мир познания начинается в «Школьном автобусе», достаточно, внимательно посмотреть из окна на дома, парки, каналы и они начинают оживать… Наш маршрут начинается в Приморском районе, он связан с Петроградской стороной, Васильевским островом, нас сопровождают великолепные архитектурные ансамбли города. Сегодня дома и улицы поведают нам об архитектурных стилях города
Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою
С. Маршак
Слайд 3В конце 19 века архитекторы Петербурга продолжили поиски новых форм для
возведения жилых домов и общественных построек.
По своему определению, эклектика в архитектуре — это гармоничное сочетание многих архитектурных форм при строительстве того или иного здания.
Архитектурный ансамбль, который был возведен, к примеру, одновременно в стилях барокко и готика, вполне можно считать эклектическим. Зажиточным жителям Санкт-Петербурга конца XIX столетия эклектический архитектурный стиль, пришедший в Россию из Европы, сразу же пришёлся по вкусу.
Слайд 4И никогда не будет мной забыт
Огромный дом, массив кирпичной плоти,
Я помню
цокот ломовых копыт
В таинственных тоннелях подворотен…
В. Шефнер
Самым распространенным строительным материалом в XIX веке был кирпич. Еще с домонгольских времен знали на Руси кирпич (плинфу).
В Санкт-Петербурге производство кирпича в XVIII веке сначала наладили на казенных (государственных) заводах и заводах Александро-Невского монастыря. Производство кирпичей выросло в десятки раз: с 5 млн шт. в год в конце XVIII века до 200 млн шт. в 1903 г. Располагались заводы вдоль рек — Невы, Тосны, Ижоры. Особенно ценилась как сырье для изготовления кирпича красная ижорская глина.
Слайд 5Постройка в кирпичном стиле подразумевает творческое использование кирпича не только для
самой постройки, но и для декора фасада.
Стиль нашёл своё место в Петербурге он пришёлся как нельзя кстати из-за своей практичности. Это объясняется тем, что из-за сырой погоды штукатурка зданий быстро приходила в негодность и нуждалась в реставрации, кирпичные же здание таких проблем не имели.
В 1913 году архитектор Степан Кричинский отгородил "кремлёвской" стеной товарную станцию.
Слайд 6Кирпич получался разного качества, оно определялось по цвету, ударопрочности и чистому
звуку при ударе кирпича о кирпич. Готовую продукцию делили на три сорта. Самым лучшим считался так называемый «красный кирпич», его цвет имел лиловый оттенок, кирпич давал «металлический звон», отличался однородным составом без пустот и раковин. Ко второму сорту относился «алый кирпич» — желто-красного цвета, недожженный, он боялся сырости и поэтому обычно использовался для внутренних работ. К самому плохому, третьему сорту причисляли «кирпич-железняк», в нем содержалось много окиси железа, придававшей ему темный цвет и твердость. Он плохо обрабатывался и скреплялся раствором, но имел повышенную водостойкость. Его применяли в местах, подверженных сырости, — в кладке фундаментов и подвалов
Слайд 7С конца XIX века стали применять кирпичеделательные машины «Геркулес», «Идеал», «Эврика»
чрезвычайно высокой производительности. Так, немецкая машина «Геркулес» фирмы «Фрид и Клооз» делала до 3 тысяч кирпичей в час. Но машины часто ломались, отсутствовали специалисты, умеющие работать с ними, поэтому по-прежнему преобладало ручное формование кирпичей.
Слайд 8
До последней трети XIX века все доходные дома, построенные из кирпича,
обязательно штукатурились. А с этого времени появляются доходные дома с необлицованными кирпичными фасадами, что сразу же потребовало совершенно другого качества кирпича. Чтобы получились ровные поверхности и острые ребра у облицовочного кирпича, его стали изготавливать в металлических формах, смазанных маслом. Иногда внешнюю сторону кирпича перед обжигом покрывали глазурью, или ангобой (слоем глины желаемого цвета).
Доходный дом архитектора Барановского
Адрес: ул. Достоевского, дом 36
Слайд 9Кирпич пришелся как нельзя кстати в архитектуре конца XIX века: таково
редкостной красоты, как будто вышитое кирпичом здание. Оно практически сплошь покрыто сложнейшим орнаментом из кирпичной кладки. И неоготика, и мавританский, и модерн — целый букет стилей на стыке двух веков использовали кирпич как богатейший выразительный ресурс.
Слайд 10Инициаторы «кирпичного стиля» – И. С. Китнер, В. А. Шретер и
архитектор более молодого поколения. К. К. Шмидт – стремились избавиться от недолговечной известковой штукатурки и органично насытить архитектуру цветом за счет полихромных материалов: цветного кирпича, терракоты и изразцов.
Слайд 11Для украшения кирпичных зданий изготавливался фигурный (лекальный) кирпич. Его делали различными
способами. Чаще всего в обычную металлическую форму на винтах вставляли и крепили части с кривыми поверхностями. Если требовалось получить кирпичи особенно сложной конфигурации, то использовали разъемные формы. При массовом производстве фигурных кирпичей применялся ленточный пресс.
Слайд 12Доходный дом Н. И. Львовой
Угловой пер. дом 7, архитектор Г.Б. Пранг,
Н.Д. Федюшкин
Архитекторы смело возводили в кирпичном стиле обычные жилые дома. Для придания им нарядности они обращались к народным мотивам. При помощи цветного кирпича там выложены орнаменты из народных росписей – цветы и солярные символы.
Слайд 13Доходный дом купца В.Ф. Штрауса
Архитекторы: В. А. Шретер, И. С.
Китнер. Главный фасад. 1873 г.
Адрес: 2 линия В.О., дом 9
В решении фасада использованы романско-готические мотивы.
Дом облицован желтым и красным кирпичом, который был заказан на заводе Дитмера в Реннберге. У здания два фасада
Слайд 14Активным сторонником кирпичного стиля был архитектор И. С. Китнер. Так, в 1872 году
в журнале «Зодчий» он высказывался о «громадном значении кирпичных построек как в практическом, так и в художественном отношениях. Нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение, и скрывать его под слоем штукатурки. Фасады из кирпича нисколько не уступают остальным в великолепии, если еще не превосходят их. Делая карнизы, наличники и прочие украшения из терракоты или натурального камня, можно достичь такого богатства форм и цветов, которому вряд ли будет в состоянии противостоять архитектура так называемых штукатурных строений».
Слайд 15На фасаде сохранились керамические барельефы и накладные металлические вензеля, образованные латинскими
литерами W и S - инициалами домовладельца, коммерсанта В. Ф. Штрауса.
Слайд 16Доходный дом и бывший павильон экипажного магазина
К. М. и К.
К. Неллисов
Улица Чехова, дом 8-10
Архитектор: К.Ф. Мюллер
Слайд 17В 1866 году построена каретная фабрика - дом №10 арх. В.
Ф. фон Геккер. Именно здесь в мае 1896 года русским изобретателем П. А. Фрезе был создан первый в России автомобиль.
Слайд 18«Дом-ларец» на Мойке:
«семейное гнездо» архитектора Шретера
Жил в Петербурге талантливый русский
архитектор немецкого происхождения Виктор Александрович Шретер (1839-1901). Закончил он Императорскую Академию художеств в России, затем Берлинскую. Архитектор «Кирпичного стиля». Собственный особняк в «кирпичном стиле» был спроектирован Шретером в 1890 г. Архитектор сумел придать облику здания романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов
Слайд 19В. А. Шретер - ведущий мастер кирпичного стиля.
Фасады выложены терракотовой керамической плиткой
и высококачественным облицовочным кирпичом. Лишь отдельные детали декора обработаны штукатуркой - наличники, тяги. Фасады несимметричны, окна отличаются по размерам и формам. В облик дома внесены элементы готической архитектуры. Силуэт особняка украшают угловая башенка, остроконечные щипцы и мансарды.
Слайд 20Дом с семью эркерами
Архитектор В.А. Шретер. 1897г
"Кирпичный стиль. Светлые тона
фасада создают своеобразный фон, на котором графично выступают парные окна первого, второго и последнего этажей. Треугольные эркеры увеличивают площадь комнат и улучшают освещенность. Зодчий писал, что этот прием был вызван желанием закрыть "скучный вид" на тюрьму морского ведомства, направить взоры на новое Адмиралтейство и живописный портал Новой Голландии".
Слайд 21Масштаб, композицию и декор здания определила его функция — доходный дом.
Как
отмечено в литературе: «…Живописность силуэта, асимметрия фасадов, различные по формам и размерам окна, отвечающие внутренней структуре зданий, – все это сближает особняк и доходный дом с образцами модерна. Многие постройки зодчего в «кирпичном стиле» являются в Петербурге лучшими образцами этого направления.
Слайд 22Интересен собственный доходный дом и особняк архитектора В.А. Шретера с яркими
признаками готической архитектуры. Семь «готических» треугольных эркеров оживляют фасад доходного дома.
Слайд 23Дом Г. Ф. Вучиховского
Архитектор: В.А. Шрётер 1877 г
Адрес: проспект Римского-Корсакова, дом
33
Фасад здания имеет симметричную композицию. Центральный и боковые ризалиты выделены двумя эркерами на лепных кронштейнах. В полосатой кладке использовано сочетание красного облицовочного кирпича с оштукатуренной поверхностью.
Слайд 25Комплекс зданий, состоящий из доходного дома и фабрики шелковых изделий А.
Ниссена (наб. Фонтанки, 183), 1872 году. Главный фасад украсили желтоватые английские кирпичи и ряды темно-коричневых глазурованных плиток. В.Шретер первый в России стал вводить в проекты фасадов обожженный в огне кирпич и естественный камень. Являясь ведущим представителем «кирпичного стиля», Виктор Александрович предлагал различные его варианты в строительстве жилых зданий. В одних зданиях он использовал элементы готического стиля, в других – мавританские мотивы.
Слайд 26Н.В. Гоголь в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» писал: «Вальтер
Скотт первый отряхнул пыль с готической архитектуры и показал свету все ее достоинство… Вкус к готическому распространился быстро, везде, и, проникнув во все, еще не сделавшись великим, он уже стал мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, столы, стулья – все обратилось в готическое». Мода на готику стала стремительно распространяться в России, но этот стиль довольно редко использовался для доходных домов.
О виды готики!
Вы властно увлекали
Фантазию людей
Как и мою — в полет…
Дж. Байрон.
Слайд 27Стиль неоготики появился в России в 1820–1830-х годах. Характерный для романтизма
обостренный интерес к историческому прошлому наглядно выразился в появлении целой волны стилизаций в «готическом вкусе».
Особняк
семьи Тиса
Слайд 28Доходный дом А. А. Еремеевой
Архитектор: М.Ф. Еримеев
Адрес: 5 линия ВО, дом
46
Фасады, облицованные красным кирпичом, выполнены с использованием элементов неоготики. В силуэте застройки ВО заметны его высокие неоготические кровли, увенчанные по углам шпицами.
Слайд 29Электротехнический институт «Замок на Аптекорском»
ул. Профессора Попова, 5 (1899-1903 гг., арх.
А.Н. Векшинский
Применение местных долговечных материалов – финляндского камня, гранита, цементной штукатурки, тесаных деталей, черепицы – создало не только цветовую контрастность, но и контрастность фактур, что внесло еще большую живописность в постройки из кирпича.
Слайд 30По пути в Ботанический сад взгляд невольно останавливается на кирпичном здании
с остроконечными башенками и часами. Именно этот колоритный фасад самого старого корпуса университета стал символом ЛЭТИ. За его «средневековость», сказочность, а также грозность кирпичных стен других корпусов вуз прозван студентами «Хогвартсом». Как и в знаменитой школе волшебников, внутри здесь настоящий лабиринт из коридоров, лестниц, потайных дверей и глухих дворов.
Слайд 31Дом Шульца - Дом А. О. Мейер
Архитектор: В.А. Шретер 1876
Адрес: Марата,
дом 66
Слайд 32Доходный дом, построенный в 1870 году архитектором Виктором Шретером на улице
Марата, 66, — это первый дом в Петербурге, в котором на разных этажах были одинаковые квартиры. Раньше это казалось невероятным новшеством. Впервые появляется стояк, проходящий через весь дом. Протяженный фасад украшают красный и желтый кирпич, цветная керамика, башня с флюгером. Во второй половине XIX века достижения в области строительных материалов, новые эстетические воззрения, подкрепленные развитием архитектуры Западной Европы, привели к созданию рациональной архитектуры, свободной от подражания прошлому.
Слайд 33Доходный дом А. А. Еремеевой
Адрес: Большой пр. ВО, дом 82
Архитектор: М.В.
Еримеев 1905
Высоченные острые шпили, красная кладка кирпича, выполненная с использованием элементов неоготики. Можно долго спорить к какому стилю постройки относится здание - модерн, псевдоготика либо же кирпичный стиль, не это главное. Главное, что это загадочное здание, которое построено уже больше 100 лет назад, в 1905 году, является украшением Васильевского острова
Слайд 34Архитекторы: Фон Голи Густав Густавович
Год постройки: 1899-1901
Стиль: кирпичный, неоготика.
"Дом облицованный
кирпичом, привлекает внимание тонкой стилизацией мотивов средневековой архитектуры, эффектным силуэтом углового эркера с шатровым верхом, изящной прорисовкой деталей. Дом украшен живописной башенкой-эркером.
Доходный дом Кейбеля
Дом с «башенкой»
Ул. Барочная, дом 2
Слайд 35Кейбели ещё в XIX веке стали законодателями в изготовлении наградных знаков.
Альберт Юльевич Кейбель носил звание почётного гражданина и был купцом первой гильдии. При нём фирма его предков стала одной из самых крупных ювелирных компаний Российской империи.
Доходный дом Кейбеля, расположившийся на перекрёстке улиц Большая Зеленина и Барочная — классический образец русской эклектики. Это здание, в архитектуре которого сочетается множество элементов самых разных стилей, словно сошло со страниц одной из сказок братьев Гримм. Но самая главная достопримечательность дома, в котором некогда проживала семья ювелира — это, конечно же, знаменитая башенка-эркер, называемая горожанами «башней Рапунцель».
Слайд 36Александровский женский приют. Родильный дом № 1.
Большой пр., 49/51, Архитектор: К.К.
Шмидт 1897 год.
Стилизация готического стиля украсила фасады женского Александровского приюта. Проект архитектора К. К. Шмидта предусмотрел создания здания из трёх корпусов, расположенных в форме буквы «П». В здании находились аптека, жилые помещения для служащих. Со стороны Большого проспекта к зданию примыкал сад.
Слайд 37Особняк Колобовых на углу Песочной набережной, 36, и улицы Большой Зелениной, 43.
Этот нарядный особняк, соединивший черты кирпичного стиля, модерна и псевдоготики, построил архитектор Н. Ф. Романченко в 1913 г. Первые два этажа особняка использовались под контору (управление) лесопильного производства, а третий — под жилье.
Слайд 38Евангелическая женская больница
Это здание, находящееся по адресу Лиговский проспект, дом 2-4,
было построено в 1873-м году для Евангелической женской больницы по проекту архитекторов Р. Б. Бернгарда, О. Г. Гиппиуса. Главное здание больницы с домовой лютеранской церковью в псевдоготическом стиле построили в 1869–1871 годах. Кирха входила в больничный комплекс наравне со школой, детским приютом и домом престарелых.
Слайд 39Возле крутого склона Ореховой горы, стоит небольшое здание, напоминающие своим видом
сказочный замок арх. Г.И. Люцедарский. Это бывшая больница общины Святого Георгия, где в начале XX века сёстры милосердия заботились о самых разных страждущих.
Слайд 40Наиболее значителен вклад Виктора Александровича в театральное строительство. Из театральных построек
особо стоит выделить декорационный магазин и зал для декораций (1900; ул. Писарева, 20). Дирекция Мариинского театра, которой принадлежало здание, приняло решение об устройстве здесь концертного зала. Французский архитектор Ксавье Фабр предложил проект, утвержденный в 2005 г. и выполненный за два года.
Слайд 41Широкое применение получил кирпичный стиль в постройках промышленного назначения.
Огромные комплексы
фабричных зданий на Выборгской стороне и Обводном канале можно считать настоящими шедеврами кирпичного стиля. Практичность таких построек трудно переоценить. В подобном же стиле строились многочисленные больницы, бани и другие общественные заведения.
Слайд 42Чудесное кирпичное здание с флюгером. Это бывшие мастерские Н.Е.Фрейберга. Какое-то время
здесь располагался Ленинградский экспериментально-механический завод "Гипрорыбфлота"
Мастерские Фрейберга
Адрес: Троицкий пр., дом 6, архитектор А. И. Рейнбольдт 1898
Слайд 43Главный газовый завод Общества столичного освещения Газгольдер
Наб. Обводного канала, дом 74
Архитектор Бернгард Р. Б. 1884 г.
Общества столичного освещения, разместившего на Обводном канале корпуса собственного газового завода. Наибольший интерес представляла конструкция из ферм-ребер, располагавшихся радиально и связанных между собой прутьями-тяжами. Эти конструкции положили начало дальнейшей разработке пространственных систем покрытий залов большого диаметра. В ноябре 2017 г. в здании открыт Планетарий № 1.
Слайд 44Механический завод Курта Зигеля, архитектор И. С. Китнер
основан в 1877 году
Инженер-механик
Курт Зигель , родом из Саксонии , основал в Санкт-Петербурге предприятие по производству механизмов, приборов и принадлежностей, связанных с применением воды и газа в промышленности и быту. Курт Зигель был купцом второй гильдии и предпринимателем новой формации, из тех, кто готов к новациям, риску и делает бизнес с размахом.
Слайд 45Выразителем идеи синтеза архитектуры и изобразительного искусства был И. С. Китнер.
В 1890 году на ул. Достоевского, 42 – 44 он возвел комплекс домов для мастерских механического завода Курта Зигеля Трехэтажный кирпичный корпус с единым фасадом, оформленным в духе псевдоготики. Его простенки украшены орнаментом с использованием растительных мотивов и включением механического (клещи, кайла) и измерительного (циркуль, треугольник) инструмента
Слайд 46 "Живописная композиция дома выдержана в формах французского неоренессанса ("стиль Франциска
I") с применение кирпича и штукатурки, декоративно обработанной под тесанный камень. Особняк был выстроен И.С. Китнером из кирпича и тесаного камня.
Особняк К. Зигеля ул. Марата 63
Слайд 47Завод Лангезипена
Здание в кирпичном стиле расположено в сквере на пересечении
Каменностровского проспекта и Дивенской улицы. Архитектор Ашемур А. А., год постройки: 1886
Рихард Людвигович Лангензипен был основателем производства трубопроводной арматуры в России, построив Чугунно-меднолитейный, Арматурный и Машиностроительный заводы
Слайд 48Дом Кранкенгагена Здание типолитографии Е. Тиле
Государственный керамический институт
Адрес: Наб. Адмиралтейского канала
17, архитектор А.А. Бруни, 1900
Дом имеет симметричный фасад в «кирпичном» стиле, что подчеркивает промышленное назначение здания. В 1910-х по заказу издателя Станислава Пропперат было построено здание типографии.
Слайд 49Здание Попечительства Императорского человеколюбивого общества
Адрес: ул. Егорова, дом 26, архитектор: Р.Р. Марфельд
1905 год
Императорским Человеколюбивым обществом в 1880 г. было создано Попечительство для сбора пожертвований на воспитание и устройство бедных детей в мастерство под покровительством Императрицы Александры Федоровны.
Слайд 50Неорусский и кирпичный стиль считают прогрессивным развитием последнего, необходимым переходным периодом
от эпохи эклектики к эпохе «северного модерна». Эти течения выражали сознательный возврат к национальному началу, забытому под слоями западных и античных влияний. Тем самым городской архитектурный облик становился более сбалансированным, придавая Петербургу ещё большую самобытность.
Характерными чертами, присущими архитектурному направлению модерн, являются
5-6 этажей:
ассиметричный фасад здания
эркеры, устроенные на разных уровнях: полуовальные, прямоугольные
оконные проемы различной формы
контраст фактур
башенки
мансарды
Слайд 51«Кирпичный стиль» ориентировался на выразительность целого. Модерн, для которого выразительность целого
была также важна, обогатил постройки из кирпича новыми элементами.
Слайд 52https://e-libra.ru/read/568918-peterburgskie-dohodnye-doma-ocherki-iz-istorii-byta.html