Презентация, доклад на тему Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

Содержание

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» Фридрих Шиллер

Слайд 1Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства Борисенко Виктория Юрьевна, учитель изобразительного искусства

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства Борисенко Виктория Юрьевна, учитель изобразительного искусства

Слайд 2«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать

эстетически»
Фридрих Шиллер
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Слайд 3Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня,

слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является  одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком

Слайд 4Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие

тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д.  Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и обще-интеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.
Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля

Слайд 5Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но

занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Грамотно рисовать может научиться каждый, также как читать и писать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они

Слайд 6Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является

принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к

Слайд 7Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и

возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и

Слайд 8С раннего возраста учащиеся выполняют разно-жанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические

(сюжетные) композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед уроком, даю ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему «Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой – небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.
С раннего возраста учащиеся выполняют разно-жанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить

Слайд 9Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является

сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально- языческую мудрость.
Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует

Слайд 10Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют,

из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.
Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба,

Слайд 11Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие

и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании учащихся, такие как темы «материнства», «мудрость старости», где учащиеся выполняют живописные портреты мамы, бабушки, дедушки. Также важна тема «Сопереживание» (тема урока в 4-м классе), которая помогает учащимся понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжет по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе включает великие и вечные темы, которые играют важную

Слайд 12Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арт.терапия. Искусство

учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан  с представлениями наших предков о роли и назначении человека. Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и  верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, от гуманности человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя.  Особое внимание  мной уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. Оптимизм учителей, уверенность в том, что беда преодолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть.
Важным компонентом во время проведения уроков изобразительного искусства является арт.терапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими

Слайд 13Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается и при проведении  психологического

тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также  воспитание культурного, духовно-нравственного человека.
Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается и при проведении  психологического тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и

Слайд 14Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать,

познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!
Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно

Слайд 15Методики преподавания  предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от

уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.
Методики преподавания  предмета «Изобразительное искусство» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой

Слайд 16Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи

развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.
Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной

Слайд 17Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно

отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.
Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть