Слайд 1Декоративно-прикладное искусство от латинского языка переводить как “украшаю”, - это широкий
раздел изобразительно искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности .
Декоративно-прикладное
искусство
Слайд 2
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны
на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.
“трельяж”,
дизайн для
Обоев
(1862)
Слайд 3
Со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного
искусства
1. по материалу ( металл, керамика, текстиль, дерево)
2.по технике выполнения ( резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и другие)
3.по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно- технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Слайд 4Виды декоративно-прикладного искусства.
Шитьё- создания на материале стежков и швов при помощи
иглы и ниток, лески. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее еще в каменном веке.
Цветоделие - изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.
Пэчворк ( шитье из лоскутов) – лоскутная техника, лоскутная мозаика – вид рукоделия, при котором по принципу мозаика сшивается цельное из кусков ткани.
Аппликация – это способ получения изображения.
Вязание – процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путем изгибания их в петли.
Слайд 5Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с
1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень— возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Жо́стовская ро́спись
Слайд 6В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов
сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 7По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под
самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Слайд 8Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На
протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.
Она очаровывает всех неповторимым колоритом. Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.
Слайд 9История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В
каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро.
В России до 18 века пользовались деревянными ложками.
Слайд 10Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую
ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором.
Слайд 11Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего
размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.
Матрёшка
Слайд 12Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX
века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.
В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве.
Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Слайд 13Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева
Посада была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
Слайд 14В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем
Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.