Презентация, доклад на тему Деревянное зодчество Севера и Средней полосы России (презентация)

Содержание

Деревянное зодчество, как и в предшествующее время, было наиболее распространенным на Руси. Для XVII века мы располагаем уже значительным числом подлинных памятников, позволяющих судить о многообразии и совершенстве произведений, созданных русскими плотниками. Они рубили не только

Слайд 1Деревянное зодчество Севера и Средней полосы России
Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ

ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Деревянное зодчество Севера и Средней полосы РоссииУрок подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида

Слайд 2Деревянное зодчество, как и в предшествующее время, было наиболее распространенным на

Руси. Для XVII века мы располагаем уже значительным числом подлинных памятников, позволяющих судить о многообразии и совершенстве произведений, созданных русскими плотниками. Они рубили не только крестьянские жилые и хозяйственные постройки, но и избы для горожан, хоромы для богатого купечества и феодальной знати.

Деревянное зодчество, как и в предшествующее время, было наиболее распространенным на Руси. Для XVII века мы располагаем

Слайд 3Дворец в селе Коломенском
Выдающимся произведением светского деревянного зодчества являлся известный нам

по рисункам и модели дворец в селе Коломенском (1667–1668), построенный плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Саввой Дементьевым. В архитектуре здания решительно преобладает тяга к сложной, несколько измельченной живописной композиции и богатство наружного и внутреннего убранства. Эти же черты характерны и для каменного зодчества XVII в.

Дворец в селе КоломенскомВыдающимся произведением светского деревянного зодчества являлся известный нам по рисункам и модели дворец в

Слайд 4В деревянном культовом зодчестве при небольшом числе основных типов храмов создаются

исключительно разнообразные по композиции произведения. Выразительность церквей и их доминирующее положение в поселении и пейзаже достигались большой высотой (до 40–50 метров) и сложным силуэтом венчающей части.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Типы русских деревянных храмов

В деревянном культовом зодчестве при небольшом числе основных типов храмов создаются исключительно разнообразные по композиции произведения. Выразительность

Слайд 5Клетский храм
Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями, на

которых возвышается маковка с крестом. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.

Благодаря большому подъему клинчатой кровли некоторые из них весьма эффектны по силуэту, например, церковь села Спас-Вежи, (1628, ныне перевезена в Костромской музей деревянного зодчества; вежи- дозорные башни) – клетский храм, покрытый двускатной крышей на которой возвышается маковка с крестом. Интересной особенностью этого сооружения является свайная конструкция, характерная для построек, возводившихся на потопляемых ежегодными весенними паводками участках «Костромской низины».

Клетский храмКлетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями, на которых возвышается маковка с крестом. Наиболее

Слайд 6Клетский храм
Своеобразен по силуэту и, видимо, нередко в древности применялся вариант

завершения клетской церкви в виде крещатой бочки, также служившей основанием для главы. Единственный пример такого завершения, дошедший до нас,— клетская церковь Преображения (1707 г.) в с. Янидор Пермской обл. Здесь блестяще использован прием контраста прямолинейного очертания кровли и плавных линий завершения.
Также для обогащения силуэта общественного сооружения, но уже посредством приема повтора, устроена двойная кровля часовни Михаила Архангела из д. Леликозеро в Заонежье (XVIII в.; ныне — в музее «Кижи»).
Клетский храмСвоеобразен по силуэту и, видимо, нередко в древности применялся вариант завершения клетской церкви в виде крещатой

Слайд 7Шатровый храм
В русском деревянном зодчестве шатёр является наиболее распространённой, хотя далеко не единственной,

формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа.

Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Поэтому излюбленным типом деревянного культового здания был шатровый храм, обладавший наиболее выразительным силуэтом.

Шатровый храмВ русском деревянном зодчестве шатёр является наиболее распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как

Слайд 8Основные варианты шатровых церквей
Необходимость увеличения площади храмов — единственных общественных зданий

в Древней Руси — привела к появлению новых плановых приемов, позволявших увеличивать площадь при сохранении длины бревен. Но не только утилитарные требования ускоряли поиск новых форм; искало новые образы и христианство, пришедшее на смену язычеству. Так, появились церкви, рубленные восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других — прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину,—«круглая о двадцати стенах».
Основные варианты шатровых церквей:
– шатровый восьмерик с прирубами (восьмерик от земли) создающий образ храма-башни – церковь в селе Панилово (1600).
восьмерик на крестообразном в плане основании – крещатая церковь,
восьмерик на четверике, где прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром.
Иногда шатер увенчивает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть или, реже, десять сторон.
многошатровые храмы, являющиеся комбинацией столпов – восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике, например, Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) –5 шатров, в центре восьмерик, а по бокам восьмерики на четвериках (где прямоугольное в плане здание переходит выше в восьмиугольный сруб – восьмерик, перекрытый шатром).
Основные варианты шатровых церквейНеобходимость увеличения площади храмов — единственных общественных зданий в Древней Руси — привела к

Слайд 9Исследователь древней церковной архитектуры М. Красовский разделял архитектуру 17-18 вв. на

четыре группы:
храмы «кубастые» или кубоватые,
храмы пятиглавые , например, Вознесенская церковь села Кушерека (1669, Онежский район Архангельской обл.; ныне — в музее «Малые Корелы» под Архангельском) – высокий четверик с крутыми повалами, завершен кубоватым покрытием, завершенным пятиглавием — основанием каждой главы служит крещатая бочка.
многоверхие и
многоярусные.
Исследователь древней церковной архитектуры М. Красовский разделял архитектуру 17-18 вв. на четыре группы: храмы «кубастые» или кубоватые,

Слайд 10Стремление к динамичному силуэту храма привело к образованию особого типа высотной

композиции – ярусным храмам, представлявшим нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. Такова, например, церковь Ширкова погоста (1697), где высота здания, равная почти 45 м, подчеркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель.

Предтеченская ярусная церковь (1697 г.) б. Ширковского погоста на оз. Вселуг Новгородской обл.

Стремление к динамичному силуэту храма привело к образованию особого типа высотной композиции – ярусным храмам, представлявшим нарастание

Слайд 11Интерьер центральной части Преображенской церкви погоста Кижи. 1714 г.
Интерьеры притворов Преображенской

церкви погоста Кижи. 1714 г. // Русское деревянное зодчество. - М.,1966.

В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII века использовали и принцип многоглавия. Позднейший памятник – Преображенская церковь в Кижах (1714) – на основе сложного сочетания найденных ранее приемов дает поразительный по красоте и своеобразию облик двадцатидвухглавого храма.
Следует отметить, что большая высота деревянных храмов была рассчитана исключительно на восприятие снаружи, поскольку их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, будучи ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Интерьер центральной части Преображенской церкви погоста Кижи. 1714 г.Интерьеры притворов Преображенской церкви погоста Кижи. 1714 г. //

Слайд 12Рубленные храмы свидетельствуют о выдающемся архитектурном таланте народных мастеров, умевших создать

подлинные шедевры, достичь впечатления монументальности даже при сравнительно небольших размерах здания. Деревянные храмы обычно великолепно связаны с ландшафтом и имеют огромное значение для создания архитектурного ансамбля в сельских поселениях.
Рубленные храмы свидетельствуют о выдающемся архитектурном таланте народных мастеров, умевших создать подлинные шедевры, достичь впечатления монументальности даже

Слайд 13ЗАСЕЧНЫЕ черты XVI-XVIII ВВ
Засечные черты – система оборонительных сооружений в XVI-XVII

веках на южных и юго-восточных границах Русского государства для защиты от нашествия крымских татар, а также опорные пункты при наступлениях. Засечные черты состояли из лесных завалов-засек, которые восполняли и естественные препятствия местности, чередуясь в безлесных промежутках с частоколами, надолбами, земляными валами. Значительное развитие получили с XVI в., после образования Русского централизованного государства. Важное значение имела так называемая Большая засечная черта, строительство которой завершено в 1566 г. В местах пропуска населения через черту, у больших дорог, сооружались опорные пункты с башнями, подъемными мостами, острогами и частоколами. 

Общий вид Илимского острога. Реконструкция

ЗАСЕЧНЫЕ черты XVI-XVIII ВВЗасечные черты – система оборонительных сооружений в XVI-XVII веках на южных и юго-восточных границах

Слайд 14Сооружение русских острогов
Постановка острогов в Сибири осуществлялась по отработанной, строго регламентированной

схеме:
разведывание земель;
сбор сведений о географических, природно-климатических условиях местности;
сбор сведений о проживающих или кочующих здесь народах, перспективах и формах взаимоотношений с ними;
сбор сведений о возможностях заведения пашни и содержания скота, поиска полезных ископаемых.
В первой половине XVII века специальные грамоты предписывали «досмотреть крепкое место, где можно устроить острог, и, измерив его в саженях, составить опись и чертеж будущего деревянного укрепления». В 1676 г. в Сибирь направляется особая царская грамота, указывающая на необходимость строительства новых острогов. 
Зимовья (заимки), острожки, остроги являлись этапами развития постоянных населенных пунктов русского населения и создавали предпосылки для образования в дальнейшем многих русских городов в Сибири.
Ни один из памятников русского деревянного оборонного зодчества не сохранился до наших дней полностью. Только незначительные, сильно искаженные временем остатки деревянных острогов в Якутске, Илимске, Братске и Вельске да надвратная башня Николо-Карельского монастыря, перевезенная из Архангельской области в музей подмосковного села Коломенского.

Башни Илимского острога

Иркутский острог

Сооружение русских остроговПостановка острогов в Сибири осуществлялась по отработанной, строго регламентированной схеме:разведывание земель;сбор сведений о географических, природно-климатических

Слайд 15Примерно так выглядели русские остроги в Сибири
Восточная надвратная башня Якутского острога,

строительство которой датируется 1685-1687 годами, по другим данным была перенесена из крепости построенной Головиным в 1642-1643 годах. Этот памятник оборонного зодчества, ставший символом столицы республики, простоял вплоть до начала XXI века. 22 августа 2002 года, за несколько дней до празднования 370-летия Якутска, башня сгорела.

Деревянные оборонительные сооружения XVII века

Сохранились и некоторые деревянные оборонительные сооружения XVII века – башни Якутского острога (1683), башни Братского острога, надвратная башня Николо-Карельского монастыря (перевезена в музей села Коломенского, ныне Москва).

Надвратная башня Якутского острога на картине Ивана Попова "Якутск в конце XVII столетия ".

К юбилейным мероприятиям в сентябре 2002 г. бригада народных мастеров под руководством Эрнста Алексеева воссоздали башню.

Все, что осталось от исторического памятника, символа старейшего города Сибири.

Примерно так выглядели русские остроги в СибириВосточная надвратная башня Якутского острога, строительство которой датируется 1685-1687 годами, по

Слайд 16Вопросы для повторения
Какие постройки создавали русские плотники в 17 в.?
Какая постройка

являлась выдающимся произведением светского деревянного зодчества известная нам по рисункам и модели?
Кем был построен дворец в селе Коломенском?
Чем достигались выразительность церквей и их доминирующее положение в поселении и пейзаже?
Что такое клетский храм?
Какой тип деревянного культового здания был излюбленным в России?

Храмы, крестьянские жилые и хозяйственные постройки, избы для горожан, хоромы для богатого купечества и феодальной знати

дворец в селе Коломенском

плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым

большой высотой (до 40–50 метров) и сложным силуэтом венчающей части

один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями, на которых возвышается маковка с крестом

шатровый

Вопросы для повторенияКакие постройки создавали русские плотники в 17 в.?Какая постройка являлась выдающимся произведением светского деревянного зодчества

Слайд 17Вопросы для повторения
Какие основные варианты шатровых церквей вы знаете?
К образованию какого

особого типа высотной композиции привело стремление к динамичному силуэту храма?
Какой принцип использовали в поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII в.?
Что такое «небо» в храме?
Что такое засечные черты?
Какие деревянные оборонительные сооружения строились в XVII в.?

шатровый восьмерик с прирубами, восьмерик на крестообразном в плане основании – крещатая церковь, восьмерик на четверике, многошатровые храмы

ярусные храмы

принцип многоглавия

подвесной потолок

лесные завалы-засеки

остроги

Вопросы для повторенияКакие основные варианты шатровых церквей вы знаете?К образованию какого особого типа высотной композиции привело стремление

Слайд 18Кроссворд: Спрятанная строчка.
1.Купол, напоминающий головной убор воина;
2. Подвесной потолок

в церкви;
3. Высокий богатый дом с покатой крышей;
4. Прямоугольный сруб;
5. Вид купола, считавшийся истинно русским;
6. Бревно, забиваемое в землю для опоры в сооружениях;
7. Кровля, сужающаяся к верху в виде треугольника;
8. Село, в котором в XVII веке был построен деревянный царский дворец;
9. В старину на Руси большой жилой дом богатого владельца;
10. Прямоугольное в плане здание церкви;
11. Учреждение, занимающееся собиранием и хранением памятников истории и культуры;
12. Село, где находится церковь в виде храма–башни;
13. Дом царя;
14. Полукруглые выступы на четырехскатной кровле, делающие ее похожей на луковицу;
15. Многоглавая церковь в Кижах;
16. Село в Костромской области, где находится церковь на сваях;
17. Сельское кладбище;
18. Восьмиугольный сруб;
19. Село, на кладбище которого находится пяти-шатровый храм.

В выделенной строке – название вида древнерусской архитектуры.

ш л е м о в и д н ы й

Н е б о

Т е р е м

К л е т ь

Ш а т р о в ы й

С в а я

К л и н ч а т а я

К о л о м е н с к о е

Х о р о м ы

Ч е т в е р и к

М у з е й

П а н и л о в о

д в о р е ц

П у ч и н ы

П р е о б р а ж е н с к а я

С п а с –В е ж и

П о г о с т

в о с ь м е р и к

Н е н о к с

Кроссворд: Спрятанная строчка. 1.Купол, напоминающий головной убор воина; 2. Подвесной потолок в церкви; 3. Высокий богатый дом

Слайд 19Источники:
История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 88–89;
Некрасова

М.А. Народное искусство как часть культуры.–М.: Изобраз. искусство,1983, С. 29.
Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.//1991, №1, С. 29.
https://www.oblgazeta.ru/society/20164/
https://www.tourprom.ru/country/russia/astrahan/attraction/dom-kuptsa-tetyushinova/photos-dom-kuptsa-tetyushinova/
http://kolanord.ru/html_public/col_Kola/SuslovVV_Putev-zamet-o-Sev_1888/index.html#100-101/z
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шатровые_храмы
http://gradconst.ru/KultDerZod.html
https://www.booksite.ru/enciklopedia/church/4.htm
https://kelohouse.ru/kizhi-russkii-sever-skazka-kupolov.html
http://www.dnevniki.ykt.ru/alex02/721573
https://historicaldis.ru/blog/43037614968/Zasechnyie-linii-i-kreposti-XVI-XVIII-vv
http://wiki.darlingcity.ru/wiki/Сооружение_русских_острогов
http://www.a-nevsky.ru/books/russkoye-derevyannoe-oboronnoe-zodchestvo14.html
http://www.kolamap.ru/library/kostochkin.html
Источники:История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 88–89; Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.–М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть