Слайд 1Библейские сюжеты в картинах художников
Байрамукова И.Х.
Учитель изо искусства
МКОУ «ГИМНАЗИЯ №17
Г. Черкесск»
Слайд 2«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи находится в
монастыре Санта-Мария-делла-Грацие в Милане – это «Тайная вечеря». Фреска, которая в наши дни представляет жалкое зрелище, была написана в конце XV века. Изображение портилось очень быстро, спустя двадцать лет шедевр уже нуждался в реставрации – причиной тому стала специальная техника, сочетавшая темперу с маслом.
Слайд 3«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Написанию фрески предшествовала долгая и тщательная подготовка. Леонардо выполнил огромное
количество набросков, которые помогли подобрать наиболее подходящие жесты и позы фигур. Художник рассматривал в сюжете «Тайной вечери» не только глубокое догматическое содержание, но и огромную человеческую трагедию, которая позволяет раскрыть характеры героев росписи, продемонстрировать их душевные переживания. Для да Винчи «Тайная вечеря» стала в первую очередь сценой предательства, поэтому одной из задач было внести в этот традиционный библейский сюжет драматическую ноту, которая придавала бы фреске совершенно новую эмоциональную окраску.
Слайд 4«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Размышляя над замыслом «Тайной вечери», художник делал записи, описывающие поведение
и действия тех или иных участников сцены: «Тот, что пил, ставит чашу на стол и устремляет взгляд на говорящего, другой, соединив пальцы рук, нахмуривается и смотрит на своего товарища, третий демонстрирует ладони и удивленно приподнимает плечи…» В этих записях не упоминаются имена апостолов, однако да Винчи однозначно определил, позу, мимику и жесты каждого из них. Фигуры должны были располагаться таким образом, чтобы вся композиция представляла единое целое, передавала всю остроту сюжета, полного страстей и переживаний. Апостолы по замыслу Леонардо – это не святые, а простые люди, которые по-своему переживают происходящие события.
Слайд 7«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает
удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия. Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа – это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы. Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика. Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора.
Слайд 8«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель – реалистично
передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: «Один из вас меня предаст». Образ каждого ученика – это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различна
Слайд 10«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Леонардо и не думал о скрупулезной передаче деталей. Критики подсчитали
приборы и стаканы на его столе и установили, что их не хватает на всех присутствующих. Зато впечатление сгущенной динамики и драматизма — потрясающее, и оно далось Леонардо благодаря его научным изысканиям.
Создавая фреску "Тайная вечеря", Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать добро, а Иуда, предающий его на этой трапезе — зло.
Слайд 11«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Леонардо неоднократно прерывал работу над картиной, отправляясь на поиски натурщиков.
Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Слайд 13«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»
Прошло три года. "Чайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо
так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — удивился Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…