Презентация, доклад на тему Беседы об искусстве. Музыка как вид искусства (презентация)

Содержание

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли

Слайд 1Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида

Юрьевна

Музыка как вид искусства

Урок подготовила  преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида ЮрьевнаМузыка как вид искусства

Слайд 2С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания

божествам, музыкой зажигали сердца на битву и благодаря гармонии нот устанавливали мир между враждующими сторонами, мелодией признавались в любви. Сказания и легенды о музыке донесли до нас из глубины веков много интересного. Мифы о музыке имеют довольно широкое распространение у древних греков, вот две из них наиболее известные: одна из них поведает нам историю появления на Земле флейты, а вторая – о великом певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.

Мифы и легенды о музыке

С древних времён с помощью музыки вводили в транс, передавали послания божествам, музыкой зажигали сердца на битву

Слайд 3МИФ О ПАНЕ И ЕГО ФЛЕЙТЕ
Однажды козлоногий бог лесов и

полей  Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу и полюбил её. Но дева была не в восторге от ухаживаний  весёлого нравом, но страшного ликом лесного бога и убежала от него прочь. Пан побежал следом, и ему почти удалось её настичь, но Сиринга взмолилась к реке, чтобы та её спрятала. Так прекрасная дева превратилась в тростник, а опечаленный Пан срезал  стебель этого растения и сделал из него многоствольную флейту, которую в Греции называют именем наяды – Сирингой, а у нас этот музыкальный инструмент известен как флейта Пана или свирель. И сейчас в лесах Греции вы можете услышать печальный звук тростниковой  флейты, который иногда похож на ветер, иногда на плач ребенка, иногда на напев женского голоса.

Н. Пуссен. Пан и Сиринга 1637 - 38.

МИФ О ПАНЕ И ЕГО ФЛЕЙТЕ Однажды козлоногий бог лесов и полей  Пан повстречал прекрасную наяду Сирингу

Слайд 4МИФ ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ
Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений

Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда.
Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила в ногу. Эвридика умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Надеясь вернуть возлюбленную, он смело спустился в царство мертвых. Орфей пал на колени перед Аидом, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен - песню о любви. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Но Орфей обернулся, и в тот же миг потерял жену навеки.
Орфей ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей.
МИФ ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕОрфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была

Слайд 5Что роднит музыку с изобразительным искусством
Любой вид искусства изображает особую реальность,

созданную человеком. Все, что созидается - способ выразить свое восприятие окружающего мира. Музыка и изобразительное искусство одинаково отражают творческую составляющую человека.
Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя.  Такие известные и выдающиеся композиторы, как Чюрленис и Скрябин, Римский Корсаков, Рихард Вагнер и другие обладали, по мнению исследователей, цветным слухом. Как отмечает Л.В. Шапошникова: «У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. И тот и другой были слиты воедино. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ».
Чюрленис и Скрябин стремились к синтезу искусств. В их творчестве отразились общие идеи синтеза: объединение разных и противоположных элементов в одно единое целое. Оба гениальных творца умели видеть музыку в цвете и слышать музыку картин в звуках. 

Скрябин А.Н. (1872-1915)

Чюрленис М.К. (1875-1910)

Что роднит музыку с изобразительным искусствомЛюбой вид искусства изображает особую реальность, созданную человеком. Все, что созидается -

Слайд 6Космизм Чюрлениса и Скрябина
Чюрленис и Скрябин обладали космическим мышлением и новым

сознанием. Исследователь В. Ландсбергис отмечает, что у Чюрлениса было космическое мироощущение. Чюрленис был не только художником-символистом, но и художником-космистом, что проявилось ярко в его многогранном творчестве. Иванов и Бердяев отмечали важнейшую черту творчества Скрябина и Чюрлениса — космичность. Космическая тематика, двойственность ассоциаций и двуединство всех вещей и явлений являются характерными особенностями творчества обоих творцов. Философское мышление Скрябина и Чюрлениса напоминает кристалл, все грани которого образуют единую и цельную форму. Чувство свободы от земного, плотного мира и тяготение к миру небесному было общим у Скрябина и Чюрлениса. Они чувствовали, как, по выражению известного русского философа — П.А. Флоренского, два мира соприкасаются между собой и являют единое целое.  Исследователь А.И. Бандура считает, что музыка Скрябина — это космическая эстетика, характерная для всех законов Красоты. Такие музыкальные произведения Скрябина, как «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня»), прелюдии для фортепиано и другие отличаются космической красотой так же, как и космические циклы кар-  тин Чюрлениса: «Знаки зодиака», «Соната звезд», «Сотворение мира» и другие.
Космизм Чюрлениса и СкрябинаЧюрленис и Скрябин обладали космическим мышлением и новым сознанием. Исследователь В. Ландсбергис отмечает, что

Слайд 7ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС
Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875

года.
Он начинал как музыкальный вундеркинд: к семи годам знал нотную грамоту, играл на органе, свободно читал с листа.
ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИСМикалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года. Он начинал как музыкальный вундеркинд:

Слайд 8Чюрлёнис довольно много писал «словесного»: дневники, эссе, даже стихотворную поэму «Осень»

в «квазисонатной форме». Но главными были музыка и живопись.
В доме отца Чюрлёниса часто собирались любители музыки, слушали игру Константа, восхищались и одному из них, врачу Маркевичу, пришла счастливая мысль рекомендовать мальчика страстному меломану князю Михалу Огиньскому.
Окончив оркестровую школу Огиньского, Чюрленис поступает сначала в фортепианный класс Музыкального института (позже - Варшавская консерватория). Спустя год он уже меняет специальность — учится композиции.
В 1899 Чюрлёнис заканчивает институт с отличием, ему предлагают замечательную должность: директорство в только что основанной музыкальной  школе  в Люблине.  К изумлению родных, бедный провинциал отказывается. Ему кажется важным только писать музыку. Он уже задумал первое большое сочинение — симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу. И это удаётся ему настолько, что литовцы и сегодня отсчитывают историю своей профессиональной музыки именно с этой поэмы числят высшие достижения музыкальной литовской культуры.

Истина

ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

Чюрлёнис довольно много писал «словесного»: дневники, эссе, даже стихотворную поэму «Осень» в «квазисонатной форме». Но главными были

Слайд 9В 1901-ом Чюрлёнис едет в Германию и поступает в Лейпцигскую консерваторию.

В это время он пишет другу: «Купил краски и холст. Наверное, ты скажешь, что холст мог бы пригодиться на что-нибудь другое. Я тоже чувствую угрызения совести из-за этих истраченных марок, но должен же я иметь на праздники какое-то развлечение».
В 1902-м, вернувшись с дипломом в Варшаву, он опять отказывается от места — на этот раз в самой консерватории. Живёт частными уроками, пишет фуги, фугетты, каноны (его кумир и учитель — Бах). И всё больше рисует — уже всерьёз.
В 1904-м — ему уже 29 — он студент Школы изящных искусств в Варшаве. Но ему мало уже и живописи, и музыки, и их единства. Он штудирует астрономию, интересуется древними космогониями, индийской философией, особенно поэзией и мыслями Рабиндраната Тагора. При этом он не перестаёт писать музыку, в его черновых тетрадях более полусотни фортепианных пьес.
В 1907-м он пишет симфоническую поэму «Море», которая тоже считается теперь гордостью литовской музыки. Впервые её исполнили только через четверть века после смерти автора.


ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

В 1901-ом Чюрлёнис едет в Германию и поступает в Лейпцигскую консерваторию. В это время он пишет другу:

Слайд 10Весной 1906-го Варшавская школа изящных искусств устроила в Петербурге выставку. Работы

Чюрлёниса привели зрителей в смятение и растерянность.
Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. В 1905-м, тридцати лет, он встречает Софью Кимантайте, Зосю, с которой необыкновенно, как никогда раньше, счастлив. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. А там — ни работы, ни денег. Зато какие знакомства, какие разговоры! Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе — будущем «Мире искусства». Он участвует в выставках, сочиняет музыку — едва успевая записывать: то пять, то семь прелюдий подряд за несколько дней. Работает, по собственным словам, «24—25 часов в сутки».
Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой.
После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.


ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

Весной 1906-го Варшавская школа изящных искусств устроила в Петербурге выставку. Работы Чюрлёниса привели зрителей в смятение и

Слайд 11Ощущение парения дано, вероятно, каждому, но не все в нем нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все это Чюрленис. Но что больше всего поражает в его картинах и музыке – это ощущение внутренней чистоты.
Мир Чюрлениса соткан из цвета и звуков, поиска и открытий. Это космический мир, наполненный фантазией, яркими эмоциями и гармонией. Он откроется каждому, кто сможет вглядеться и услышать его.

ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР МИКАЛОЮС ЧЮРЛЁНИС

Ощущение парения дано, вероятно, каждому, но не все в нем нуждаются. Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние

Слайд 13Народная музыка, музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества

(фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме, передаваемого из поколения в поколение. 
Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

Музыка и ее разновидности

Ансамбль русских народных инструментов

Народная музыка, музыка́льный фолькло́р, или фолк-му́зыка (англ. folk music) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной

Слайд 14Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую

очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду и многих других музыкальных инструментов. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

Музыка и ее разновидности

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная

Слайд 15Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во

время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан, а в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Музыка и ее разновидности

Хор Григорианских монахов

Духо́вная му́зыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой

Слайд 16Музыка и ее разновидности
Классическая музыка (или серьезная) – это профессиональные музыкальные

сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века
Музыка и ее разновидностиКлассическая музыка (или серьезная) – это профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно

Слайд 17Популя́рная му́зыка — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. К популярной музыке

также относят шлягер — развлекательную танцевальную песню, обычно с непритязательным любовно-лирическим текстом — музыкальный жанр, объединяющий различные композиции от весьма сентиментальных баллад с простой, запоминающейся мелодией до лёгких поп-мелодий.

Музыка и ее разновидности

Популя́рная му́зыка — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. К популярной музыке также относят шлягер — развлекательную танцевальную песню, обычно

Слайд 18Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века

в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.
Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»

Джазовый бэнд

Музыка и ее разновидности

Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской

Слайд 19Шансо́н (фр. chanson — песня) — 1) французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion;

буквально — песня); 2) французская эстрадная песня в стиле кабаре.
Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф.

Дамиа

Вероника Фреэль

Эдит Пиаф

Музыка и ее разновидности

Шансо́н (фр. chanson — песня) — 1) французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня); 2) французская эстрадная песня в стиле кабаре.Жанры

Слайд 20Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр,

обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и технологий (чаще всего при помощи специальных компьютерных программ). Хотя первые электронные инструменты появились ещё в начале XX века, электронная музыка как самостоятельный жанр утвердилась во второй половине XX века — начале XXI века и включает сегодня в свой обширный жанрово-стилевой спектр десятки разновидностей от экспериментальной академической музыки до популярной электронной танцевальной музыки. Электронная музыка оперирует звуками, которые образуются при использовании электронных технологий и электромеханически музыкальных инструментов. Примерами электромеханических музыкальных инструментов могут служить телармониум, орган Хаммонда и электрогитара. Чистый электронный звук получают с помощью таких инструментов, как терменвокс, синтезатор и компьютер.

Dj Tiesto

Музыка и ее разновидности

Электро́нная му́зыка (нем. Elektronische Musik, англ. Electronic music, в просторечии также «электроника») — широкий музыкальный жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных

Слайд 21Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» (в переводе

с английского «качать, укачивать, качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Рок-музыка имеет самое большое количество направлений (около 180): от достаточно «лёгких», таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, до агрессивных — хэви-метала, глэм-метала,  и брутальных дэт-метала, грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, т. н., «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ..
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли, однако непосредственным предшественником рок-музыки был ритм-н-блюз практически со всеми возможными видами музыки.

Рок-группа (Metallica)

Музыка и ее разновидности

Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») в

Слайд 22Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и

развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например :

в классической музыке:
классицизм,
романтизм,
импрессионизм,
экспрессионизм,
неоклассицизм,
серийность,
авангард

в джазе:
диксиленд,
свинг,
би-боп,
куул
и еще 29 разновидностей

в рок-музыке:
тяжелый металл,
хип-хоп,
рэп,
грандж и еще 199 разновидностей

Музыка и ее разновидности

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся

Слайд 23
Язык музыки - это всемирный язык. Музыкантам из разных стран не

надо знать язык композитора написавшего то, или иное произведение. Для этого достаточно знаний музыкальной теории, которая для всех стран и государств едина. И тем, кто является просто слушателем музыки, этот вид искусства не требует перевода. Музыку называют всемирным искусством, т.к. она понятна всем.
Язык музыки - это всемирный язык. Музыкантам из разных стран не надо знать язык композитора написавшего то,

Слайд 24Источники:
https://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/
https://referatbooks.ru/literature/briefs/mif-ob-orfee-i-evridike-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz-izlozhenie/
http://www.stihi.ru/2015/06/27/6638
https://www.kakprosto.ru/kak-899347-chto-rodnit-muzyku-s-izobrazitelnym-iskusstvom-#ixzz5MfnmU4Y2
Узикова О. В. Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства //

Всероссийский журнал научных публикаций. – Выпуск № 1 (16) / 2013
ЧЮРЛЁНИС_-_МУЗЫКА_ЖИВОПИСИ_(Čiurlionis_-_MUSIC_PAINTING).avi
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_музыкальных_жанров,_направлений_и_стилей
https://otherreferats.allbest.ru/music/00271810_0.html
Источники:https://music-education.ru/mify-i-legendy-o-muzyke/https://referatbooks.ru/literature/briefs/mif-ob-orfee-i-evridike-kratkoe-soderzhanie-kratkij-pereskaz-izlozhenie/http://www.stihi.ru/2015/06/27/6638https://www.kakprosto.ru/kak-899347-chto-rodnit-muzyku-s-izobrazitelnym-iskusstvom-#ixzz5MfnmU4Y2Узикова О. В. Чюрленис и Скрябин: параллели философской концепции искусства // Всероссийский журнал научных публикаций. – Выпуск

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть