Слайд 127 марта
всемирный день ТЕАТРА
Слайд 2Всемирный день театра — это международный профессиональный праздник театральных работников, учрежденный
в 1961 году инициативой конгресса МИТ при ЮНЕСКО.
Этот день проходит под единственным девизом, неизменным с первого дня: «Театр - средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
Слайд 3Теа́тр
греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу
Слайд 4Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме
воспроизводивших явления природы или трудовые процессы.
Обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: театр начинается там, где появляется зритель. Театр достигает своей эстетической цели лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.
Слайд 5На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах пение, танец, музыка и драматическое
действие существовали в неразрывном единстве.
В процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свое первоначальное единение, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточные формы.
Слайд 6Античный театр
В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя
в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя разнообразные слои населения городов и деревень.
Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров» распевал песни содержание которых составляли мифы дионисийского круга.
От хора сатиров произошло и слово «трагедия».
Слайд 7Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский
поэт Феспид во время
Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора.
Декламатор мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры.
Древнегреческий драматург Эсхил добавил к хору второго актёра. Афинский драматург Софокл добавил третьего.
Благодаря им в V веке до н. э. декламаторы уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму.
Слайд 8Каждый полис имел свой театр.
Он строился у подножия холма под открытым
небом.
Существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках. Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления и сидели отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной.
Слайд 9Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали
бродячие комедианты — флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.
Слайд 10Европейский театр
После падения Римской империи античный театр был забыт: идеологи христианства
осуждали лицедейство и
все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин.
Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.
Средневековый театр
Слайд 11К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов —
бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах.
К искусству гистрионов восходит фарс, ставший составной частью городских мистериальных представлений.
Слайд 12Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих
в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления
Христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению иллюстративность.
Слайд 13Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного
искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.
Слайд 14Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где существовала литургическая драма и появился итальянский
аналог мистерий. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты. Они прививали античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов.
Эпоха Ренессанса
Слайд 15В 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр.
Со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения
Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык.
Слайд 16С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов —
на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.
Слайд 17В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет.
Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка,
позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением.
Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев.
В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы.
Слайд 18Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы
драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне исполняли в балете роли разной важности.
Слайд 19Эпоха (период с 80 — 90-х гг. XVI в по 20-е гг.
XVII в.) подъёма английского драматического театра. По традиции этот период связывают с творчеством У.Шекспира. Однако не меньшую роль в развитии английской драмы сыграли и его талантливые современники-драматурги.
Елизаветинская драма
Слайд 20Натуралистическая драма — преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX
веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках.
Реалистическая драма — драма в стиле реализма — как следствие общего для реализма «снижения» стиля и ускорения темпа жизни.
Мелодрама - произведения раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного. Также сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом.
«Театр итальянской комедии» - канон комедии дель арте - импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Слайд 21Театр Востока
Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет
назад. Большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках.
Кабуки — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
Слайд 22Кукольный театр на воде — вьетнамская традиция, восходящая к XI веку н.э., возникла в
деревнях на севере Вьетнама. В старину крестьяне использовали этот вид развлечений во время наводнений.
Куклы для этого театра делаются из дерева, а затем покрываются лаком. Представление проводится в неглубоком бассейне. Марионетку поддерживает большой стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно скрыт за ширмой. Таким образом, куклы движутся над водой. Представления часто сопровождаются национальной музыкой.
Слайд 23Театр в США
Ранние формы театрального искусства, такие как менестрель-шоу и водевиль, со сцены исчезли,
но сам театр в начале XXI века остается популярным видом искусства. Миллионы театральных зрителей ежегодно посещают бродвейские постановки, которые становятся сложнее и затратнее. В то же время театр становится площадкой для самовыражения, местом, где локальные группы могут проводить личностные исследования и поиски идентификации. Небольшие городские театры определили себя как источник инноваций, а региональные оставили за собой роль крупных центров театральной жизни. Драму преподают в старшей школе и колледжах, чего не было в предыдущие периоды. Благодаря этому интерес к театру просыпается у большего числа людей.
Слайд 24Театр в России
Театр в России прошел путь от языческих обрядовых практик
и скоморошьей ярмарки до отдельного направления в искусстве. Российский театр по праву гордится своей историей: система великого реформатора сцены Константина Станиславского, принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, сценические открытия Евгения Вахтангова и Александра Таирова определили развитие не только российского театра, но и всего мирового сценического искусства.
Слайд 25Виды театра
Драматический театр
Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении — драме или на сценарии,
предполагающем импровизацию. Для артиста драматического театра основным средством выразительности является речь.
Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует сценарий.
Слайд 27Опера
Сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с
вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.
Оперное произведение это ансамбль сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен. Опера подразделяется на акты и картины, сцены и номера. В начале перед актами, бывает пролог , а в конце - эпилог. Большую роль в опере подлежит оркестру.
Слайд 29Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В
основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.
В балете есть три основные позиции: солисты, кордебалет (представляющий группа танцоров) и оркестр. Основу балета составляет какое-то литературное произведение, по которому пишется сценарий- либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые редактирования, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Далее композитор пишет музыку, потом постановщик-балетмейстер ставит танцы. В балете есть основные виды танца: классические танцы и характерный танец , а так же пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.
Балет
Слайд 31Театр кукол
одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное
и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Слайд 33Пантомима
Искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела,
без использования слов.
Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов. В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром.
В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы пантомимы. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра.
В 18 веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму.
Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале 20 века появилась драматическая пантомима.
Слайд 35Мюзикл
вид музыкального театра, где соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Чтобы сыграть в спектакль нужно написать пьесу. Сюжет, в основном,
берется из известных литературных произведений мировой драматургии и реализуется режиссером-постановщиком, балетмейстером и специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др.
По форме мюзикл в основном представляет собой двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики разные по сравнению с классическим музыкальным жанром: голоса не должны звучать "по оперному", а танец - выглядеть "балетным". Речь, мимика, пластика, танец - должны быть в одной линии сценического поведения.
Мюзикл зародился в США в начале XX века и долгое время являлся чисто американским видом музыкально-сценического представления.
Слайд 37Оперетта
Вид музыкального театра, которая в переводе с итальянского означает - маленькая опера.