Слайд 1Виды графики
и
техника ЕЕ изображения
Слайд 2Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий
рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших художников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.
Слайд 3ВИДЫ ГРАФИКИ
По назначению различаются :
станковая,
книжная,
газетно-журнальная,
прикладная графика,
плакат.
Слайд 4Станковая графика
Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный
характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи - картины; в графике - эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт), на котором создаются многие произведения.
Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа:
эстамп (оттиск на бумаге);
рисунок.
Слайд 5Книжная графика
Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание
рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги.
В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются:
фронтиспис, заставку и концовку;
полуполосные (располагаются на половине страницы), полосные (располагаются на всей странице) и разворотные иллюстрации (располагаются на двух страницах);
оборонные иллюстрации;
рисунки на полях.
Слайд 6Газетно-журнальная графика
Газетно-журнальная графика:
иллюстрации, оформление и
конструирование печатных изданий, специфический массовый вид;
карикатура.
Слайд 7Прикладная графика
Прикладная графика:
промышленная графика (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка,
различные рекламные издания);
почтовые марки;
экслибрисы;
денежные знаки;
информационные материалы (буклеты, программы, проспекты).
Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера.
Слайд 8Плакат
Плакат - вид торговой и театральной рекламы и политической агитации.
Слайд 9Наряду с традиционной, рисованной или печатной появилась компьютерная графика.
Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.
Особую, самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия).
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются:
уникальная;
печатная графика.
Слайд 10Уникальная графика
Уникальная графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие
способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.
Слайд 11Печатная графика
Печатная графика дает возможность получить определенный тираж относительно равноценных, идентичных
художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску).
Слайд 12Виды гравюры
Виды гравюры:
плоская гравюра - рисунок и фон находятся на
одном уровне;
выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;
углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.
В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования), различаются такие разновидности ("техники") печатной графики:
ксилография,
линогравюра,
цинкография,
литография,
гравюра на картоне,
гравюра резцом на меди,
офорт,
меццо-тинто,
акватинта,
сухая игла и др.
Эти виды гравирования выступают иногда в чистом виде, иногда как смешанные техники, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.
Слайд 13Литография
Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко
полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку.
Слайд 14Альграфия
Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня
используется алюминиевая пластина.
Слайд 15Ксилография
Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на
плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями.
Слайд 16Линогравюра
Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии.
Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).
Слайд 17Гравюра по металлу
Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали.
Делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры:
техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража);
меццо-тинто ("черная печать");
офорт;
акватинта;
мягкий лак (или срывной лак).
Слайд 18Офорт
Офорт – (от французского eau-forte)азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в
слое кислотноупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
Слайд 19Сухая игла
Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания
острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.
Слайд 20Меццо-тинто
Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником
придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.
Слайд 21Акватинта
Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины
с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.
Слайд 22В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная
форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора.
Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.
Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.
Слайд 23Средства выразительности графики
Средства выразительности графики — контурная линия, штрих, контур, пятно
(иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль.
Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.
Слайд 24Виды штриховки и тушевки в графике
Штриховка и тушевка являются одними из основных технических умений
в рисунке. Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых однотипных упражнений.
Слайд 25Штрихи тушью выполняются разными способами. На начальном этапе делаем рисунок карандашом настолько
подробно, чтобы с помощью штриховки тушью и пером уже лепить объемный рисунок. При этом передавая фактуру изображаемого предмета, все тонкости и детали. Штрихи тушью делаются особенно тщательно и аккуратно, - так как исправить рисунок невозможно. Перо постоянно нужно обмакивать в тушь, поэтому легко можно поставить кляксу.
Существует несколько способов штриховки тушью.
Слайд 26Линейный рисунок
Линейный рисунок пером — это живые, мягкие контуры объектов, выявляющие их
основную форму. Хотя фактура, блики и тени иногда дорисовываются добавочным росчерком пера, основной акцент в штриховом рисунке делается на простоту формы.
Слайд 27Параллельные линии
Тон создается варьированием расстояния между штрихов. Этот вид штрихов тушью
используйте, чтобы рисовать небо, или отдаленные объекты пейзажа.
Слайд 29Перекрестная штриховка
Тон создается наложением нового слоя штрихов, - рисуют сначала вертикальные
и горизонтальные линии, которые пересекаются под прямым углом. Далее чтобы получить более темный тон, наносят еще один слой штрихов – по диагонали. Также если уменьшить расстояние между штрихами, то тон получится еще темнее. Такой тип штрихов можно использовать для многих целей, изображая различные объекты с разной фактурой.
Слайд 31Контурные линии
Линии, которые точно повторяют рельеф – изгибы, углубления и разные
поверхности, изображаемого предмета. Такие штрихи тушью используют для многих целей, например, для изображения твердых предметов или для рисования морских волн.
Слайд 32Точечная штриховка
Этот метод и не назовешь – штрихи тушью. Это скрупулезное
медленное нанесение точек на бумагу. И тон создается двумя способами – первый, это уменьшение или увеличение расстояния между точками, второй – это разная толщина наконечника рапидографа. Если перо рапидографа будет толще и расстояние между точками маленьким, то и тон получится более темным. Точечная штриховка дает возможность создавать очень реалистичные рисунки.
Слайд 34Запутанные штрихи
Это своего рода каракули. Эти штрихи тушью дают возможность рисовать,
например, листву деревьев. Тон получается более плотным штрихованием.
Слайд 36Волнистые линии
Эту штриховку используют, чтобы передать рисунок деревянных изделий.
Слайд 37Соприкасающиеся линии
Такие штрихи тушью хорошо передают, например шерстяной покров животных.
Слайд 38Тушевка однородная (заливка)
Между проведенными линиями не существует просветов. В процессе работы
над фрагментом инструмент (материал) не отрывается от бумаги, сила нажима остается постоянной. Если используется «мокрый» материал (материал в инструменте): фломастер, тушь (чернила) и кисть и т.п., то применяется термин «заливка».