Слайд 2Золотая пропорция –
гармония , красота и ритмы сердца
Слайд 3Цель работы:
Познакомиться с золотой пропорцией и связанных с нею отношений
Изучить применение
золотой пропорции в анатомии.
Слайд 4История золотой пропорции
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в
научный обиход Пифагор
Слайд 5 «Золотая пропорция» «Золотое сечение» – деление отрезка на две части
таким образом, что большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью
Это отношение обозначают буквой ;
С этими пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.
= 8/5=1,6
Определение
Слайд 6Золотой прямоугольник
Золотой прямоугольник обладает многими интересными свойствами. Если, например, от золотого
прямоугольника АВСD отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне прямоугольника, то снова получим золотой прямоугольник EFCD и т.д. Если провести диагональ первого и второго прямоугольника, то точка их пересечения будет принадлежать всем получаемым золотым прямоугольникам, соединяя противоположные точки четвертью окружности, можно получить довольно изящную кривую. Первым внимание на неё обратил древнегреческий ученый Архимед, имя которого она и носит. Он изучал её и вывел уравнение этой спирали. В настоящее время «спираль Архимеда» широко используется в технике. В гидротехнике по «золотой спирали» изгибают трубу, подводящую поток воды к лопастям турбины.
Слайд 7Золотая спираль
Если соединить вершины золотого прямоугольника плавной кривой, то получим
золотую спираль. По золотым спиралям изучают многие галактики солнечной системы, расположение семечек подсолнечника выстраиваются так же по принципу спирали.
Слайд 8Золотое сечение в математике
С историей золотого сечения косвенным образом связано имя
итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи).
Слайд 9Золотое сечение в математике
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5,
8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих 2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21; 13 + 21 = 34 и т.д., а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению золотого деления. Так, 21 : 34 = 0,617, а 34 : 55 = 0,618. Это отношение обозначается символом Ф. Только это отношение – 0,618 : 0,382 – дает непрерывное деление отрезка прямой в золотой пропорции, увеличение его или уменьшение до бесконечности, когда меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.
Слайд 10Интерес человека к природе привёл к открытию её физических и математических
закономерностей. Рождение двух физических сил- тяготении и инерции. Золотая пропорция- это математический символ , поскольку выражает основные моменты живого роста «от юных побегов растений до их цветения».
Слайд 11Гипотеза: Человек – часть природы. В природе все подчиняется принципу гармонии
– принципу пропорции. Значит, в работе отдельных органов человека, в частности, сердца, должен быть принцип «Золотой пропорции».
Слайд 12Задачи:
Проверить, соответствует ли отношение максимального (систолического) давления к минимальному (диастолическому)
давлению «золотой пропорции».
Выяснить, как зависит самочувствие человека от данного отношения.
Систола Диастола
Сердечный цикл
Сокращение предсердий и желудочков сердца, при которых кровь нагнетается в артерии.
Расширение полостей сердца, во время которого оно заполняется кровью.
Слайд 14Советский учёный В. Д. Цветков обнаружил, что систолическое давление крови в
аорте равно 0,382, а диастолическое- 0,618 от среднего давления крови в аорте. Доля объёма левого желудочка при ударном выбросе крови по отношению к конечнодиастолическому объёму у десяти видов млекопитающих в состоянии покоя так же отвечает золотой пропорции.
Слайд 15Золотая пропорция и ритм сердца
Давление крови изменяется в процессе работы сердца.
Наибольшей величиной оно достигает в левом желудочке в момент его сжатия (систолы). В артериях во время систолы желудочков кровяное давление достигает максимальной величины, равной 115-125 мм рт.ст. у здорового молодого человека. В момент расслабления сердечной мышцы (диастолы) давление снижается от 70-80 мм рт.ст.
Слайд 16Кровяное давление
Кровяное давление – гидродинамическое давление крови в сосудах, обусловленное работой
сердца и сопротивлением стенок сосудов. Понижается по мере удаления от сердца (наибольшее в аорте, значительно в капиллярах, в венах – наименьшее).
Нормальным для взрослого человека условно считают 100-140 мм.рт.ст. (систолическое) и 70-80 мм.рт.ст. (диастолическое).
Меняется с возрастом.
Слайд 17Артериальное давление учащихся 9 “A” класса
Слайд 19Отношение максимального (систолического) к минимальному (диастолическому) давлению равно в среднем 115/70=1,6
т.е. близко к золотой пропорции.
Слайд 21В.Цветков установил, что у человека и у других млекопитающих имеется оптимальная
(«золотая») частота сердцебиения, при которой длительности систолы, диастолы и полного сердечного цикла соотносятся между собой в пропорции 0,382:0,618:1, т.е. в полном соответствии с «золотой пропорцией».
Слайд 22Выводы:
1. Благодаря «золотой пропорции» был открыт принцип структуры атома, широкое распространение
получили «золотые фигуры» имеющие в своей основе золотое сечение :золотая спираль в астрономии; прямоугольник (или спираль «Архимеда»), используется в гидротехнике.
2. Так же можно сказать ,что самочувствие человека напрямую зависит от артериального давления, а точнее от соотношения максимального давления к минимальному.
3. Если давление в норме, то это отношение равно 1,6 , то есть соответствует «золотой пропорции» и человек чувствует себя хорошо. Это и подтвердили ребята, у которых данное отношение равно 1,6.
4. Те ребята, у которых наблюдалось отклонение от «золотой пропорции» (в сторону увеличения или уменьшения), жаловались на легкую головную боль.
5. С возрастом человек хуже переносит изменение артериального давления. В группе испытуемых была учитель математики Якименко Людмила Анатольевна. Отношение максимального давления к минимальному у нее составило 1,4 - это говорит о том ,что самочувствие у нее было плохое, она жаловалась на сильную головную боль и слабость.
6. В подростковом возрасте ребята страдают повышенным артериальным давлением, что связано с ростом организма и кровеносных сосудов.