Слайд 1Методика составления математических задач с использованием фактологического и хронологического материала Великой
Отечественной войны
Выполнили ученицы 10 А класса МБОУ « Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
Румянцева Анастасия, Ведерникова Елена
Слайд 2Великая Отечественная война
Дорогой ценой досталась народам СССР победа над фашистской Германией.
Слайд 3Цель
Показать возможности уроков математики для обучения и патриотического воспитания юного поколения
на историческом материале о Великой Отечественной войне.
Слайд 4Задачи
оценить масштаб нанесенного СССР во время войны ущерба;
выяснить роль математики
как науки в победе над врагом;
представить примеры задач с использованием военной тематики, составленных учениками;
способствовать пропаганде использования подобных задач на уроках математики.
Слайд 5Актуальность и методы исследования
Тема актуальна, т. к. приведенные в задачах реальные
цифры, даты, имена, названия помогут расширить знания школьников о войне.
Методами нашего исследования являются социологический опрос, изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет, анализ и систематизация материала.
Слайд 6Заслуги математиков во время Великой Отечественной войны
Роль математиков
невероятно велика!
Слайд 7Совершенствование военной техники
Техника в период Великой Отечественной войны требовала широкого использования
математических расчетов.
Слайд 8Совершенствование военной техники
Флаттер – сочетание колебаний крыльев, оперения и других элементов
конструкции самолета, возникающих при достижении самолетом определенной скорости. Такие колебания способны разрушить самолёт в воздухе.
Шимми – колебание носового колеса шасси при взлете и посадке. Это явление нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.
Слайд 9Совершенствование военной техники
Флаттер и шимми широко изучались экспериментально в аэродинамических
трубах и в натуре. За решение этой проблемы и взялся Мстислав Келдыш.
Слайд 10Совершенствование военной техники
Андрей Николаевич Колмогоров
Алексей Николаевич Крылов
Николай Гурьевич Четаев
Слайд 11На полях сражений
Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения,
с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
Слайд 12«Ночные ведьмы»
Евгения Максимовна Руднева
Екатерина Васильевна Рябова
Слайд 13Связь истории и математики
Роль математиков в годы войны неоценимо велика. Две
науки: математика и история - неразрывно связаны между собой. Эту связь мы хотим показать через задачи в билетах Единого Государственного Экзамена.
Слайд 14Задача билета ЕГЭ №1
Во время наступательной операции бригада солдат
разделилась на три батальона: первый батальон составлял 450 бойцов, другой на 130 бойцов меньше, а в третьем батальоне солдат было в 2 раза меньше, чем в первом и во втором вместе взятых. Какова общая численность бригады солдат?
Слайд 15Решение задачи
B = 450 - 130 = 320 – человек во
2-ом батальоне.
С = (450+320) = 385 – человек в 3-ем батальоне.
2
D = 450+320+385=1155 – всего человек в бригаде.
Ответ: 1155 человек
Слайд 16Задача билета ЕГЭ №5
В Великую Отечественную войну на одном
из заводов за несколько часов было выпущено 160 винтовок, среди которых 16 – с дефектами. Найдите вероятность того, что солдату попадётся качественная винтовка.
Слайд 17Решение задачи
160 – 16 = 144 – количество винтовок без дефектов.
144
= 0,9 – вероятность того, что попадется качественная винтовка.
160
Ответ: 0,9
Слайд 18Задача билета ЕГЭ №13
Танк Т-34, выехав из Курска к Прохоровке со
скоростью 50 км/ч, добрался до места сражения за 2,5 часа. За какое время доберется до Прохоровки танк ИС-76, скорость которого равна 31,25 км/ч, если, встретив сопротивление на полпути к цели, ему пришлось возвращаться к Курску и начинать движение заново? (Считать, что на всем пути, скорость танка была постоянной)
Слайд 19Решение задачи
S(Т-34) = 50 x 2,5 = 12,5 км – расстояние,
которое прошел танк Т-34.
S(ИС-76) = 12,5 + 0.5 x 12,5 = 187,5 км – расстояние, которое прошел танк ИС-76
T(ИС-76) = 187,5 / 31,25 = 6 ч – время, которое танк ИС-76 затратил на путь.
Ответ: 6 часов
Слайд 20Задача билета ЕГЭ №19
В начале войны бюджет одной из
противоборствующих сторон составлял один миллиард долларов. Сколько оставалось средств в бюджете, если в ходе войны страна выделила 25% средств из бюджета на покупку танков T-275 "Рогатка", 30% на покупку противотанковых ракет "Метис" и 50% оставшихся денег на покупку самоходных гаубиц 2С1 "Гвоздика"?
Слайд 21Решение задачи
B = 0,25 x 1 000 000 000 = 250
000 000 $
C = 0,30 x 1 000 000 000 = 300 000 000 $
D = 0,50 x (1 000 000 000 – (250 000 000 + 300 000 000) = 225 000 000 $
S = 1 000 000 000 – (250 000 000 + 300 000 000 + 225 000 000) = 225 000 000 $
Ответ: 225 000 000 $
Слайд 22Геометрическая задача
Сечение окопа – равнобедренная трапеция, нижнее и верхнее основания которой
равны 60 см и 180 см соответственно. Найти объём грунта, который нужно вырыть из земли, если длина окопа должна равняться 155 метрам, а боковая сторона трапеции равна 1 метру.
Слайд 25Выводы
Межпредметную связь истории и математики мы хотим отразить в составлении
математических задач.
Главное условие такой работы – фактическая точность.
Задачи не должны быть слишком длинными и перегруженными информацией.
Задачи на военную тематику будут более интересны для молодежи, нежели задачи на бытовую тему.
Задания, посвященные войне, будут способствовать патриотическому воспитанию школьников.
Слайд 26Список использованной литературы
Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978
Левшин Б.В.
Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, 1983
Математика в школе. Методический журнал. №2. – 1985
Колмогоров А.Н. Успехи математических наук. Май-июнь 1970. Т. XXV, вып. 3(153).
Крылов А. Н. Мои воспоминания. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
А. Шамарин. Никто не забыт.
http://www.letunij.narod.ru
http://www.globalmmf.ru/node/761
http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/lyapunov/about/sketch.ssi
http://ru.wikipedia.org/wiki