Слайд 1Автор : Алферова Наталья Васильевна,
учитель математики,
МБОУ «Горячеключевская СОШ» Омского МР,
Омской области
Воспитательные аспекты современного урока математики
Августовская конференция учителей 2015г.
Слайд 2Воспитательные аспекты урока математики
В.А. Сухомлинский утверждал, что
"быть хорошим учителем можно,
только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс,
в нем есть свои закономерности и особенности».
Слайд 3Воспитательные аспекты урока математики
Советский и российский педагог
В.А. Караковский писал: "Воспитательная
работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".
Слайд 4Воспитательные аспекты урока математики
Современный – это и совершенно новый, и не
теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Слайд 5 В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов в рамках
компетентностно–ориентированного урока целью воспитания сегодня является достижение личностных результатов:
-формирование положительной мотивации к обучению;
- создание позитивного эмоционального отношения к уроку и учебному предмету;
-формирование коммуникативной компетенции, потребности в приобретении новых знаний через сотрудничество.
Воспитательные аспекты урока математики
Слайд 6
При реализации ФГОС второго поколения задача педагога:
Точно и одновременно
творчески выполнять программно-методические требования к уроку;
Учитывать обученность, обучаемость, учебные и воспитательные возможности учащихся;
Выделять в содержание материала объект прочного усвоения;
Продумывать ценностное основание выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке;
Осуществлять практическую направленность учебного процесса;
Сочетать фронтальную форму работы с групповой и индивидуальной;
Дифференцировать домашние задания;
Обеспечивать благоприятные гигиенические и эстетические условия;
Умело сочетать требовательность и уважение к личности учащегося;
Слайд 7воспитывать …такое-то качество
воспитывать / формировать ценностное отношение к …тому-то
воспитывать бережное /уважительное
отношение к …тому-то
воспитывать неприятие …того-то
содействовать осознанному принятию ценности …того-то
способствовать развитию готовности / способности делать …то-то
- вызвать заинтересованность в…
-пробудить любознательность;
готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить учащихся к активности;
- закрепить уверенность в свои силы...
Это всё воспитание культуры личности,
но…
Примерные формулировки воспитательной цели любого урока:
Слайд 8-воспитывать культуру личности;
-формировать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры;
-формировать
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-воспитывать графическую культуру школьников.
Воспитательные цели урока математики:
Слайд 9Обогащением содержания материалом по истории науки.
Решением задач повышенной трудности и
нестандартных задач.
Подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.
Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использованием ИКТ и наглядных пособий.
Активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использованием форм самостоятельной и творческой работы.
Использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.
Разнообразием домашних работ.
Установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве.
Воспитание на уроках математики происходит:
Слайд 10Воспитательные аспекты урока математики
Три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:
Отбор содержания
материала;
Совершенствование структуры урока;
Организация общения.
Слайд 11Воспитательные аспекты урока математики
Решение текстовых задач является одним из средств
воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности.
Задачи составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические , статистические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, т.е. должны быть связаны с изучаемой темой. Подобранные или лучше придуманные детьми задачи должны быть разнообразными по способам
решения .
Слайд 12Воспитательные аспекты урока математики
Как вы думаете, какие задачи с большим
интересом будут решать обучающиеся?
Слайд 13Как часто мы слышим: «Зачем нам эти синусы и косинусы?» и
здесь задача педагога опровергнуть эти скептические взгляды. Например, при изучении в 9 классе темы: «Правильные многоугольники» предложить детям разработать проекты
по построению
на местности n-угольных
беседок для отдыха
семьи,
тем самым показать
практическую значимость и
необходимость математики.
Воспитательные аспекты урока математики
Слайд 14Воспитательные аспекты современного урока математики
Воспитывает весь процесс обучения в
целом, а это имеет место, когда мы не просто сообщаем знания, а всей своей работой, всей системой занятий учим школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя.
Формы организации деятельности на уроке такие как групповая, парная дают ещё большую возможность социализации, формированию коммуникативности, ответственности, самопознанию, самореализации. Уроки педагогического сотрудничества когда ученики учат учеников или отвечают за какую-то часть работы в совместном творчестве,
на мой взгляд, способствуют
воспитанию ответственности даже
самого неуспешного обучающегося.
Слайд 15Воспитательные аспекты урока математики
Большое влияние на нравственное воспитание учащихся оказывает
и личность учителя.
Ученик должен видеть учителя увлечённым, влюблённым в своё дело.
Учитель должен увлечь ребят своим примером, включить всех в творческий поиск. Главным содержанием работы не только усвоение теоретического материала курса, но и выработка коллективной оценки методов решения математических задач.
Учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет правильный ход решения вопроса, что – то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Радость такого коллективного поиска рождается именно на таких уроках.
Научить мыслить может только мысль.
Учитель должен послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ.
Слайд 16Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику
уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Слайд 17
Воспитательные аспекты урока математики
Конечно, воспитание- это долгий и разносторонний процесс, и
учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др.
Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.
Слайд 18Воспитательные аспекты урока математики
Спасибо за внимание!