Слайд 1Рефлексия
на уроках математики
в основной школе
в условиях ФГОС
Учитель математики
МБОУ «Цилемская СОШ»
Чупрова Надежда Тимофеевна
Слайд 2РЕФЛЕКСИЯ – это
принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание
собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
Слайд 3В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
Слайд 4Виды рефлексии:
В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в
различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например, А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[9]
Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.
Слайд 5Рефлексия на уроках математики
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного
процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.
Слайд 6Психологические характеристики рефлексии
Способность рефлексии изменять содержания сознания.
Способность рефлексии изменять структуры
сознания (согласно А. В. Россохину).
Слайд 7Образовательный эффект рефлексии
Рефлексия создаёт условия для внутренней
мотивации на деятельность.
Рефлексия помогает ученикам осмыслить
получаемые результаты.
Рефлексия помогает наметить цели будущей
работы, «соединить» результаты с целями.
Слайд 8Устная рефлексия:
Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции,
ее соотнесение с мнениями других людей.
Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск«, "Двухрядный круглый стол" - имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников).
Слайд 9Письменная рефлексия:
Большинство ученых-психологов и педагогов отмечают, что наиболее
важной для развития личности является письменная рефлексия.
Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:
Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.
Слайд 10Письменная рефлексия:
Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью
ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
Слайд 11Письменная рефлексия:
Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов
и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений.
Слайд 12Приемы:
Закончи предложение (Письменное интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что
узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Слайд 13Прием рефлексии ”Допиши по выбору одно из неоконченных предложении“
•Я научился...
•Я узнал,
что ...
•Я нашел подтверждение тому, что...
•Я обнаружил, что....
•Я был удивлен тем, что...
•Мне нравится, что ...
•Я был разочарован тем, что ...
•Самым важным для меня было...
Слайд 14Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 15Прием рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 1 слово из 12,
которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
•Раздражение
•Злость
•Радость
•Равнодушие.
•Удовлетворение
•Вдохновение
•Скука.
•Тревога.
•Покой.
•Уверенность
•Неуверенность.
•Наслаждение.
Слайд 16Прием рефлексии «Продолжить слово»
С…………..
Ф…………..
Е…………..
Р…………..
А…………..
Учащиеся находят слова на данные буквы, чем они
занимались
на уроке.
Слайд 172. Анкета самоанализа
Цель: самоанализ, качественная и количественная оценка уроку.
Некоторые пункты
можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:
«--» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«++» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
« - » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
« + » - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Слайд 19Вариант 2
"Каким было общение на уроке?.
- занимательным
- познавательным
- интересным
-
игровым
- необычным
- скучным
- радостным
- дружелюбным
Слайд 20Вариант 3.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше
всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке…
Слайд 21
Сегодня на уроке я:
- научился
- было интересно
- было трудно
Чему
вы научились на занятии?
Какие задания вам понравились больше всего?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Слайд 22
Урок - заставил задуматься…
- навёл меня на размышления…
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я: - доволен
- не совсем доволен,
- я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями
- они легче остальных заданий.
Слайд 23Прием рефлексии
«Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому
что………
2.Своей работой на уроке
я………
3.Урок
для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
Слайд 24Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с
пожеланиями к себе и
другим по итогам
взаимодействия, или по поводу
предстоящей работы.
Можно при этом передавать какой-то символ.
Слайд 25Прием рефлексии «Телеграмма»
Обучающимся раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать
телеграмму кому
угодно, в которой необходимо выразить свое состояние после урока.
Очень краткая запись - в тексте не более 10 слов.
Слайд 26Прием рефлексии «Дерево успеха»
Учащиеся должны приклеить листики,
учитывая свои успехи на уроке.
Чем
лучше усвоил материал, тем листик выше.
Либо листики разного цвета (красный, жёлтый, зелёный).
Слайд 28Прием рефлексии «Наряди ёлочку»
Красный шар - урок был актуальным, полезным,
интересным.
Жёлтый шар – ничего нового я не узнал.
Перед новогодними праздниками можно
изменить дерево на ёлочку.
Слайд 29Прием рефлексии «Диаграмма»
(для отображения на каждом этапе урока)
По горизонтальной оси
отмечаем время урока в
минутах, по вертикальной оси в 10-ти балльной системе измеряемую величину
(например: внимание, активность, понимание
учебного материала и т.д)
Слайд 313. «Плюс-минус-интересно»
Цель: подведение итогов урока.
Это упражнение можно
выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
Слайд 324. «Комплимент»
Цель: оценить свою активность и качество работы.
Учащиеся оценивают вклад каждого
в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Слайд 35Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников
обучения
Первая строка- одно имя существительное;
Вторая строка- два прилагательных;
Третья строка- три глагола;
Четвертая строка- одно завершающее предложение- высказывание;
Пятая строка- одно итоговое слово.