Презентация, доклад на тему Урок Способы решений систем линейных уравнений

Содержание

Тема актуальна - известные приемы и методы решения систем линейных уравнений применимы для решения задач с практическим содержанием «Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского

Слайд 1
Тема: «Исследование решений систем линейных уравнений различными методами»
Государственное профессиональное
образовательное учреждение

Тульской области
«Щекинский политехнический колледж»»


Преподаватель математики: Нейбергер Н.Т.

Щекино, 2017

Тема: «Исследование решений систем линейных уравнений различными методами»Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области«Щекинский политехнический колледж»»Преподаватель математики: Нейбергер

Слайд 2Тема актуальна - известные приемы и методы решения систем линейных уравнений

применимы для решения задач с практическим содержанием


«Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущества разума, его торжество над покоренной природой» -
академик И. И. Артоболевский

Цели темы:

Тема актуальна - известные приемы и методы решения систем линейных уравнений применимы для решения задач с практическим

Слайд 3Задачи
урока
Практическая значимость состоит в формировании компетентности прикладного использовании знаний, умений и

навыков, знакомство с возможностями применения информационных технологий
ЗадачиурокаПрактическая значимость состоит в формировании компетентности прикладного использовании знаний, умений и навыков, знакомство с возможностями применения информационных

Слайд 4В начале XX века в Америке была объявлена большая премия автору,

который напишет книгу: “Как человек без математики жил?”.
Премия осталась невыданной. Ни один автор не сумел изобразить жизнь человека без математических знаний.

Самые ранние сведения о возникновении алгебры в виде правил решения уравнений мы встречаем у вавилонян в III–II вв. до н. э. В вавилонской математике появляется числовая алгебра в виде решения уравнений и систем уравнений первой и второй степени.

В начале XX века в Америке была объявлена большая премия автору, который напишет книгу: “Как человек без

Слайд 5В III–IV вв. нашего летоисчисления появился “числовой дух” – александрийский математик

Диофант.
О Диофанте неизвестно ничего, кроме предания о надписи на его могильном камне. До нас лишь дошел его метод решения неопределенных уравнений, называемых “диофантовыми”. Это уравнения или системы уравнений, в которых число неизвестных больше числа уравнений.

Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми, около 820 года нашего летоисчисления написал книгу, в названии которой он учит решать простые и сложные вопросы арифметики. Для того чтобы разъяснить темные места в науке и сделать понятными трудные вопросы, аль-Хорезми написал краткое сочинение о методах решения уравнений.

Основным вопросом в учебнике «Уникальная арифметика» Леонардо Эйлера является решение уравнений. Алгебра - это искусство нахождения числовых значений для содержащихся в уравнении неизвестных по коэффициентам уравнения.

В III–IV вв. нашего летоисчисления появился “числовой дух” – александрийский математик Диофант. О Диофанте неизвестно ничего, кроме

Слайд 6Методы решения
систем линейных уравнений
Китайская мудрость:

« Я слышу – я

забываю,
я вижу – запоминаю,
я делаю – я усваиваю»
Методы решения систем линейных уравненийКитайская мудрость: « Я слышу – я забываю, я вижу – запоминаю,

Слайд 7Методы решения СЛУ

Методы решения СЛУ

Слайд 8Методы решения СЛУ
Думай, прежде чем что-то делать

Методы решения СЛУДумай, прежде чем что-то делать

Слайд 9Подставим
Думай, прежде чем что-то делать

ПодставимДумай, прежде чем что-то делать

Слайд 10Графический метод
Впервые определение функции было дано гениальным

русским математиком Н.И.Лобачевским, термин “функция” введен Лейбницем. Символическая запись в виде формулы впервые введена Л. Эйлером
Графический метод    Впервые определение функции было дано гениальным русским математиком Н.И.Лобачевским, термин “функция” введен

Слайд 11




Укажите рисунок, на котором приведена графическая иллюстрация
решения системы уравнений
3
4
2
1
ПОДУМАЙ!
ПОДУМАЙ!
ПОДУМАЙ!


Верно!







2
1
0
4
4
-2
х
у
у
х
х
х
у
у
-2
4
4
-4
-4
-2
-2

Укажите рисунок, на котором приведена графическая иллюстрация решения системы уравнений3421ПОДУМАЙ!ПОДУМАЙ!ПОДУМАЙ!Верно! 21044-2хуухххуу-244-4-4-2-2

Слайд 12Метод Крамера
Габриель Крамер
- швейцарский математик, ученик и друг Иоганна Бернулли, один из

создателей линейной алгебры

31 июля 1704,
Женева, Швейцария –
4 января 1752,
(Баньоль-сюр-Сез, Франция)

Крамер родился в семье франкоязычного врача.
В 18 лет защитил диссертацию. В 20-летнем возрасте Крамер выставил свою кандидатуру на вакантную должность преподавателя на кафедре философии Женевского университета.
1727: Крамер 2 года путешествовал по Европе, заодно перенимая опыт у ведущих математиков — Иоганна Бернулли и Эйлера, Галлея и де Муавра, Мопертюи и Клеро.
В свободное от преподавания время Крамер пишет многочисленные статьи на самые разные темы: геометрия, история математики, философия, приложения теории вероятностей.
1751: Крамер получает серьёзную травму после дорожного инцидента с каретой. Доктор рекомендует ему отдохнуть на французском курорте, но там его состояние ухудшается, и
4 января 1752 года Крамер умирает.

Метод КрамераГабриель Крамер- швейцарский математик, ученик и друг Иоганна Бернулли, один из создателей линейной алгебры31 июля 1704, Женева,

Слайд 13Решение систем уравнений с двумя переменными
Метод Крамера

Решение систем уравнений с двумя переменнымиМетод Крамера

Слайд 14Метод Крамера

Метод Крамера

Слайд 15






Решение систем уравнений с тремя неизвестными
 
 
1
2
3
1
-1
4
1
-2
-5
+ -

+

 

-1
4

-2
-5

 

2
3

-2
-5

 

2
3

-1
4

=

= 5 +

8 -

(-10

+ 6)

+ 8

+ 3 =

28

Решение систем уравнений с тремя неизвестными  123 1-1 4 1-2-5+  -   + -1 4 -2 -5

Слайд 16






 
= 28
 
 
4
-2
6
 
-1
4
-2
-5


 

-2
6

-2
-5

 

-1
4

-2
6

=

= 4 (5 +

8) -1

(10 +

12) +

(-8 +

6) =

28

+ - +

Решение систем уравнений с тремя неизвестными

 = 28    4-2 6 -1 4 -2 -5   -2  6 -2 -5   -1

Слайд 17






 
= 28
 
 
4
-2
6
= 28
 
1
х = 1
Решение систем уравнений

с тремя неизвестными
 = 28    4-2 6= 28  1х = 1Решение систем уравнений с тремя неизвестными

Слайд 18






Решение систем уравнений с тремя неизвестными
 
= 28
 
 
1
2
3
х

= 1

4
-2
6

= 56

 

2

y = 2

Решение систем уравнений с тремя неизвестными = 28    1 2 3х = 1 4-2 6= 56 2y =

Слайд 19






Решение систем уравнений с тремя неизвестными
 
= 28
 
 
1
2
3
х

= 1

4
-2
6

= 28

 

1

y = 2

1
-1
4

z = 1

Решение систем уравнений с тремя неизвестными = 28    1 2 3х = 1 4-2 6= 28 1y =

Слайд 20






Решение систем уравнений с тремя неизвестными
х = 1
y = 2
z =

1

 

Проверка

 

Решение систем уравнений с тремя неизвестнымих = 1y = 2z = 1 Проверка 

Слайд 23Самостоятельная работа по вариантам
1 вариант

2 вариант
Решить систему уоавнений методом Крамера

 
3x – 2y + z = -3
5x + y – 2z = 11
x + y + z = 1
 


 
x + 2y - z = 2
2x - 3y + 2z = 2
3x + y + z = 8
 


Самостоятельная работа по вариантам1 вариант

Слайд 24Разминка

Разминка

Слайд 25Метод Гаусса
Гаусс предлагает следующее: проводить операции с уравнениями, чтобы в конце

концов привести всю совокупность к ступенчатому виду. То есть, нужно, чтобы сверху вниз (если правильно расставить) от первого уравнения к последнему убывало по одному неизвестному. Иными словами, нужно сделать так, чтобы у нас получилось, скажем, три уравнения: в первом - три неизвестных, во втором - два, в третьем - одно. Тогда из последнего уравнения мы находим первое неизвестное, подставляем его значение во второе или первое уравнение, и далее находим оставшиеся две переменные.

Этот метод широко применяется в практике вычислений при решении уравнений с большим количеством неизвестных

Карл Фридрих Гаусс

1777—1798 годы

немецкийнемецкий математикнемецкий математик, механикнемецкий математик, механик, физикнемецкий математик, механик, физик, астрономнемецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист
Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём» математиков

Проектная деятельность

Метод ГауссаГаусс предлагает следующее: проводить операции с уравнениями, чтобы в конце концов привести всю совокупность к ступенчатому

Слайд 26Метод Гаусса

С помощью первого уравнения исключим x из второго и третьего

уравнений.

Для этого умножим правую и левую части первого уравнения на 2, а правую и левую части второго уравнения на 3 и сложим почленно полученные уравнения. Потом умножим правую и левую части третьего уравнения на 3 и сложим полученное уравнение с первым исходным уравнением.

6x + 2y –2z = -2
-6x + 9y - 6z = -6
-3x + 15y – 9z = -9

Метод ГауссаС помощью первого уравнения исключим x из второго и третьего уравнений.Для этого умножим правую и левую

Слайд 273x + y - z = -1
11y

- 8z = - 8 ⋅16
16y – 10z = - 10 ⋅11



3x + y - z = - 1
11y - 8z = - 8
- 8z = - 18

Теперь с помощью второго уравнения исключим y из третьего уравнения.

Для этого умножим правую и левую части второго уравнения на 16,а правую и левую части третьего уравнения на 11 и сложим почленно полученные уравнения.

Получим систему уравнений «треугольного» вида, решение которой ( 0; 0; 1) нетрудно найти, решая уравнения в обратном порядке.

- 8z = - 8
z = 1

11y - 8z = - 8
11y = - 8 + 8 ·1
11y = 0
y = 0

3x + y - z = - 1
3x + 0 – 1 = -1
3x = 0
x = 0

Получим систему уравнений:

3x + y - z = -1    11y - 8z = - 8

Слайд 28Решим систему уравнений методом Гаусса

x + y + z = 4


- 3y - 4z = -10
y – 8z = -6 ·3

x + y + z = 4
y – 8z = -6
- 28z = -28



x = 1
y = 2
z = 1


Решим систему уравнений методом Гауссаx + y + z = 4    - 3y -

Слайд 29Применение средств MS Excel к решению систем линейных уравнений
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
С

ростом числа переменных в системе, её решение усложняется и становиться почти невозможным для вычислений «вручную». В таких случаях все вычисления производят с помощью современных вычислительных средств и компьютерных программ.

Одним из таких средств является Microsoft Excel. В библиотеке Excel в разделе математических функций есть функции для работы с матрицами: МОБР( параметр)- обращение матрицы; МОПР (параметр) - вычисление определителя; МУМНОЖ( список параметров) - умножение матриц.

Применение средств MS Excel к решению систем линейных уравненийИНФОРМАТИКА и ИКТС ростом числа переменных в системе, её

Слайд 30Решение системы уравнений с тремя неизвестными с использованием
MS EXSEL
Математика на

уроках информатики и ИКТ
Решение системы уравнений с тремя неизвестными с использованием MS EXSELМатематика на уроках информатики и ИКТ

Слайд 31Решение системы с использованием формул:
МОПРЕД – вычисление определителя,
ЕСЛИ –

условного оператора
Решение системы с использованием формул: МОПРЕД – вычисление определителя, ЕСЛИ – условного оператора

Слайд 32 В наше время методы решения линейных систем приобрели

особую важность в связи с задачами математической экономики. Обычно такие задачи сводятся к линейным системам с огромным числом неизвестных.

Использование систем линейных уравнений
Задачи на применение составления систем уравнений

Задача. На предприятии имеется четыре технологических способа изготовления изделий А и Б из некоторого сырья. В таблице указано количество изделий, которое может быть произведено из единицы сырья каждым из технологических способов.
Записать в математической форме условия выбора технологий при производстве из 94 ед. сырья 574 изделий А и 328 изделий Б.

В наше время методы решения линейных систем приобрели особую важность в связи с задачами

Слайд 33Решение. Обозначим через x1, x2, x3, x4 количество сырья, которое следует

переработать по каждой технологии, чтобы выполнить плановое задание. Получим систему трех линейных уравнений с четырьмя неизвестными:
                                          x1 +   x2 +   x3 +  x4 = 94,
                                        2x1 +   x2 + 7x3 + 4x4 = 574,
                                        6x1 +12x2 +2x3 + 3x4 = 328.
Решаем ее методом Гаусса:
Решение. Обозначим через x1, x2, x3, x4 количество сырья, которое следует переработать по каждой технологии, чтобы выполнить

Слайд 34Исходная система равносильна следующей:
                                        x1 + x2 +   x3 = 94

- x4,
                                             - x2 + 5x3 = 386 - 2x4,
                                                     26x3 = 2080- 9x4.
Из последнего уравнения находим x3 = 80 - 9/26 x4, подставляя x3 во второе уравнение, будем иметь: x2 = 14 + 7/26x4 и, наконец, из первого уравнения получим: x1 = - 12/13 x4. С математической точки зрения система имеет бесчисленное множество решений, т. е. неопределенна. С учетом реального экономического содержания величины x1 и x4 не могут быть отрицательными, тогда из соотношения x1 = - 12/13 x4 получим: x1 = x4 = 0. Тогда вектор (0, 14, 80, 0) является решением данной системы.
Исходная система равносильна следующей:                                        x1 + x2 +   x3 = 94 - x4,                                             - x2 +

Слайд 35Транспортная задача
При выборе способа решения практических задач, нужно оценить ее сложность

и применить наиболее простой в применении. Большое упрощение вычислений дает применение информационных технологий.

Задача. В двух пунктах отправления А и В находится соответственно 150 и 90 тонн горючего. В пунктах 1, 2, 3 требуется доставить n тонн горючего. Стоимости перевозки тонны горючего из пункта А в пункты 1,2,3 составляют соответственно 6, 10 и 4 тыс.руб., а из пункта В – 12, 2 и 8 тыс.руб.
Составить оптимальный план перевозок горючего так, чтобы получить прибыль по перевозке горючего: например, в пункте А – 1500 тыс.руб; в пункте В – 1740 тыс.руб.

Построение математической модели задачи заключает в себя:
Задание целевой функции (её надо максимизировать или минимизировать);
Задание системы ограничений в форме линейных уравнений и неравенств;
Требование неотрицательных переменных.

Задача линейного программирования

Домашнее задание

Транспортная задачаПри выборе способа решения практических задач, нужно оценить ее сложность и применить наиболее простой в применении.

Слайд 36Решим задачу по оптимизации критерии, а именно по максимуму прибыли.
Ограничения задачи

имеют следующий вид:
Ограничение по объему горючего: x + y + z = 240
Ограничение по прибыли пункта А: 6x +10y +4z =1500
Ограничение по прибыли пункта В: 12x + 2y +8z =1740
Кроме того, ясно, что x>=0, y>=0, z>=0.
Для прибыли имеем формулу: П = 18x + 12y + 12 z - целевая функция.
Решим задачу по оптимизации критерии, а именно по максимуму прибыли.Ограничения задачи имеют следующий вид:Ограничение по объему горючего:

Слайд 37Формулы вычислений

Формулы вычислений

Слайд 38Решение найдено.
Все ограничения и условия оптимальности выполнены.

Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены.

Слайд 39Итоги урока: На уроке были рассмотрены наиболее часто применяемые методы решения

систем линейных уравнений. При оценке методов решения задач значение имеют такие свойства, как универсальность и простота применения для вычислений.

Математика является универсальным языком для многих наук, математические методы широко используются в различных сферах деятельности и является неотъемлемой составной частью деятельности современного специалиста.

На уроке обучающиеся проследили развитие алгебры на протяжении 2,5 тысяч лет, разобрали банк задач, решенных разными методами, исследовали методы решения систем уравнений, сделали ВЫВОД:

Например, графический метод решения более удобен для системы из двух линейных уравнений (наглядно и быстро), а метод Гаусса для этой цели менее пригоден. Он проигрывает с точки зрения наглядности. Однако, именно метод Гаусса и метод Крамера являются наиболее универсальными для решения систем уравнений.

Итоги урока: На уроке были рассмотрены наиболее часто применяемые методы решения систем линейных уравнений. При оценке методов

Слайд 40Рефлексия:
Составьте синквейн:
Данный урок поможет систематизировать знания и позволит обучающимся лучше понять

данную тему, т.к. способы решения систем линейных уравнений собраны в единое пособие

Система уравнений -
непредсказуемые, интересные, увлекательные
изменяются, преобразовываются, удивляют
ГАРМОНИЯ

Математика – это язык, на котором написана книга природы.
Г. Галилей

Рефлексия:Составьте синквейн:Данный урок поможет систематизировать знания и позволит обучающимся лучше понять данную тему, т.к. способы решения систем

Слайд 41 «Человека, умеющего наблюдать и
анализировать, обмануть просто

невозможно. Его выводы будут
безошибочны, как теоремы Евклида»
Артур Конан Дойл

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей дальнейшей учебе и работе.

Спасибо за урок!

«Человека, умеющего наблюдать и  анализировать, обмануть просто   невозможно. Его выводы будут безошибочны, как

Слайд 42Список использованных источников
Волков В. Понятный самоучитель работы в EXCEL. – СПб.:

Питер, 2003.
Башмаков М.И. Математика: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования/ М.И.Башмаков. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 256 с.
Колмагоров А.Н. Энциклопедия Математики/ А. Н. Колмогоров - М. Большая Российская энциклопедия,  1998, 846 стр.
Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справ. материалы: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1990;
http://archive.1september.ru/mat/2003/29/no29_1.htm;
http://www.gasu.ru;
http://wwwwww.5-www.5-kawww.5-ka.www.5-ka.ru
Список использованных источниковВолков В. Понятный самоучитель работы в EXCEL. – СПб.: Питер, 2003.Башмаков М.И. Математика: учебник для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть