«Щекинский политехнический колледж»»
Преподаватель математики: Нейбергер Н.Т.
Щекино, 2017
Преподаватель математики: Нейбергер Н.Т.
Щекино, 2017
«Не бойтесь формул! Учитесь владеть этим тонким инструментом человеческого гения! В формулах увековечены ценнейшие достижения людского рода, в них заключено величие и могущества разума, его торжество над покоренной природой» -
академик И. И. Артоболевский
Цели темы:
Самые ранние сведения о возникновении алгебры в виде правил решения уравнений мы встречаем у вавилонян в III–II вв. до н. э. В вавилонской математике появляется числовая алгебра в виде решения уравнений и систем уравнений первой и второй степени.
Мухаммед Бен Мусса аль-Хорезми, около 820 года нашего летоисчисления написал книгу, в названии которой он учит решать простые и сложные вопросы арифметики. Для того чтобы разъяснить темные места в науке и сделать понятными трудные вопросы, аль-Хорезми написал краткое сочинение о методах решения уравнений.
Основным вопросом в учебнике «Уникальная арифметика» Леонардо Эйлера является решение уравнений. Алгебра - это искусство нахождения числовых значений для содержащихся в уравнении неизвестных по коэффициентам уравнения.
31 июля 1704,
Женева, Швейцария –
4 января 1752,
(Баньоль-сюр-Сез, Франция)
Крамер родился в семье франкоязычного врача.
В 18 лет защитил диссертацию. В 20-летнем возрасте Крамер выставил свою кандидатуру на вакантную должность преподавателя на кафедре философии Женевского университета.
1727: Крамер 2 года путешествовал по Европе, заодно перенимая опыт у ведущих математиков — Иоганна Бернулли и Эйлера, Галлея и де Муавра, Мопертюи и Клеро.
В свободное от преподавания время Крамер пишет многочисленные статьи на самые разные темы: геометрия, история математики, философия, приложения теории вероятностей.
1751: Крамер получает серьёзную травму после дорожного инцидента с каретой. Доктор рекомендует ему отдохнуть на французском курорте, но там его состояние ухудшается, и
4 января 1752 года Крамер умирает.
-1
4
-2
-5
2
3
-2
-5
2
3
-1
4
=
= 5 +
8 -
(-10
+ 6)
+ 8
+ 3 =
28
-2
6
-2
-5
-1
4
-2
6
=
= 4 (5 +
8) -1
(10 +
12) +
(-8 +
6) =
28
+ - +
Решение систем уравнений с тремя неизвестными
3x – 2y + z = -3
5x + y – 2z = 11
x + y + z = 1
x + 2y - z = 2
2x - 3y + 2z = 2
3x + y + z = 8
Этот метод широко применяется в практике вычислений при решении уравнений с большим количеством неизвестных
Карл Фридрих Гаусс
1777—1798 годы
немецкийнемецкий математикнемецкий математик, механикнемецкий математик, механик, физикнемецкий математик, механик, физик, астрономнемецкий математик, механик, физик, астроном и геодезист
Считается одним из величайших математиков всех времён, «королём» математиков
Проектная деятельность
Для этого умножим правую и левую части первого уравнения на 2, а правую и левую части второго уравнения на 3 и сложим почленно полученные уравнения. Потом умножим правую и левую части третьего уравнения на 3 и сложим полученное уравнение с первым исходным уравнением.
6x + 2y –2z = -2
-6x + 9y - 6z = -6
-3x + 15y – 9z = -9
3x + y - z = - 1
11y - 8z = - 8
- 8z = - 18
Теперь с помощью второго уравнения исключим y из третьего уравнения.
Для этого умножим правую и левую части второго уравнения на 16,а правую и левую части третьего уравнения на 11 и сложим почленно полученные уравнения.
Получим систему уравнений «треугольного» вида, решение которой ( 0; 0; 1) нетрудно найти, решая уравнения в обратном порядке.
- 8z = - 8
z = 1
11y - 8z = - 8
11y = - 8 + 8 ·1
11y = 0
y = 0
3x + y - z = - 1
3x + 0 – 1 = -1
3x = 0
x = 0
Получим систему уравнений:
x + y + z = 4
y – 8z = -6
- 28z = -28
x = 1
y = 2
z = 1
Одним из таких средств является Microsoft Excel. В библиотеке Excel в разделе математических функций есть функции для работы с матрицами: МОБР( параметр)- обращение матрицы; МОПР (параметр) - вычисление определителя; МУМНОЖ( список параметров) - умножение матриц.
Использование систем линейных уравнений
Задачи на применение составления систем уравнений
Задача. На предприятии имеется четыре технологических способа изготовления изделий А и Б из некоторого сырья. В таблице указано количество изделий, которое может быть произведено из единицы сырья каждым из технологических способов.
Записать в математической форме условия выбора технологий при производстве из 94 ед. сырья 574 изделий А и 328 изделий Б.
Задача. В двух пунктах отправления А и В находится соответственно 150 и 90 тонн горючего. В пунктах 1, 2, 3 требуется доставить n тонн горючего. Стоимости перевозки тонны горючего из пункта А в пункты 1,2,3 составляют соответственно 6, 10 и 4 тыс.руб., а из пункта В – 12, 2 и 8 тыс.руб.
Составить оптимальный план перевозок горючего так, чтобы получить прибыль по перевозке горючего: например, в пункте А – 1500 тыс.руб; в пункте В – 1740 тыс.руб.
Построение математической модели задачи заключает в себя:
Задание целевой функции (её надо максимизировать или минимизировать);
Задание системы ограничений в форме линейных уравнений и неравенств;
Требование неотрицательных переменных.
Задача линейного программирования
Домашнее задание
Математика является универсальным языком для многих наук, математические методы широко используются в различных сферах деятельности и является неотъемлемой составной частью деятельности современного специалиста.
На уроке обучающиеся проследили развитие алгебры на протяжении 2,5 тысяч лет, разобрали банк задач, решенных разными методами, исследовали методы решения систем уравнений, сделали ВЫВОД:
Например, графический метод решения более удобен для системы из двух линейных уравнений (наглядно и быстро), а метод Гаусса для этой цели менее пригоден. Он проигрывает с точки зрения наглядности. Однако, именно метод Гаусса и метод Крамера являются наиболее универсальными для решения систем уравнений.
Система уравнений -
непредсказуемые, интересные, увлекательные
изменяются, преобразовываются, удивляют
ГАРМОНИЯ
Математика – это язык, на котором написана книга природы.
Г. Галилей
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей дальнейшей учебе и работе.
Спасибо за урок!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть