Слайд 1Учитель математики
МБОУ «Лянторская СОШ №3»
Бердюгина Наталия Ивановна
Урок математики в 5
классе
« ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ »
Слайд 2Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование, демонстрационный
материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, сигнальные карточки , магниты
Слайд 3Цель урока:
Ознакомление с правильными и неправильными дробями, понимание их смысла
Основные понятия
темы: дробь, правильная дробь, неправильная дробь.
Слайд 4Задачи:
Образовательные:
•формировать представления о правильных и неправильных дробях;
•приобретать умения составлять и записывать
правильные и неправильные дроби.
Развивающие:
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность
Воспитательные:
•формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формировать целостное мировоззрение;
•формировать коммуникативную компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Слайд 5Формируемые компетенции : учебно- познавательная, коммуникативная, информационная
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационный момент).
Цель этапа:
Настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Слайд 92.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, добывание знаний в новой
ситуации.
Цель этапа:
Актуализировать знания о понятии обыкновенная дробь, поработать над пробелами в знаниях ,зафиксировать задания, вызывающие затруднения, создать проблемную ситуацию.
Организация учебного процесса на 2 этапе:
Слайд 163. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: сформировать
способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл
Организация учебного процесса на 3 этапе:
Слайд 174. Первичное закрепление
Цель этапа: тренировать способность работы с дробями, исправить
ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.
Организация учебного процесса на 4 этапе:
Слайд 205. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную
деятельность. Записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на 6 этапе
Слайд 22Внимание!
Посмотрите , все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Слайд 24В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит
от глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать», "разбивать", "раздроблять".
Слайд 25«Дробь – число, состоящее из частей единицы».
Слайд 26Математическая энциклопедия
«Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или нескольких равных
частей единицы».
Слайд 27Л.Н.Толстой
ЧЕЛОВЕК ПОДОБЕН ДРОБИ, ЧИСЛИТЕЛЬ КОТОРОЙ ЕСТЬ ТО,
ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, А ЗНАМЕНАТЕЛЬ - ТО, ЧТО ОН ДУМАЕТ О СЕБЕ !
Слайд 311. Как называется число 5 в записи
Числитель
Знаменатель
Дробь
Слайд 322. Как называется число 9 в записи
Числитель
Знаменатель
Дробь
Слайд 34Задача 1
Какую часть государственного флага занимает полоса красного цвета?
Слайд 35Задача 2
Какую часть площади округа занимает Сургутский район?
Приближенно это какая часть?
Слайд 36Задача 3
Сургутский район образован 11 января 1924 года. Сколько лет будет
нашему району в следующем году со дня его образования?
90 лет
Какую часть века составляет это число?
Слайд 37
«Сочи – 2014»
Витя Верхоглядкин
– отличный хоккеист. Недавно он принял участие в отборочном матче «Сочи – 2014». Игра продолжалась два периода по 30 минут. Третью часть матча Витя подбирал себе клюшку, коньки и одевался в хоккейную форму, матча он сидел на скамейке запасных. Остальное время Витя играл. Сколько шайб он забросил?
0
Сколько минут длился матч?
30+30 = 60 мин – вся игра
Сколько минут готовился к игре?
60:3 = 20 мин – готовился к игре
Сидел на скамейке запасных
60 : 3 2 = 40 мин – сидел на
скамейке запасных
На игру не осталось времени
60- (20+40)=0
Слайд 39Сравните эти дроби.
0
2
1 группа
дробей
2 группа дробей
Числитель меньше знаменателя
Дроби меньше 1
Дроби ≥
1
Числитель больше знаменателя
Числитель равен знаменателю
Слайд 40Тема урока:
Правильные И
неправильные
дроби.
Слайд 41Перед вами опорные слова, которые помогут сформулировать цель урока.
Дробь, правильная,
с, неправильная, знакомство, понятиями;
отличие, определить, правильной , между, неправильной, и , дробью.
Слайд 42Цель урока:
- познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь;
- определить
отличие правильной дроби от неправильной
Слайд 43Среди дробей найти правильные и неправильные.
Слайд 44числитель
меньше
знаменателя
числитель
равен
знаменателю
числитель
больше
знаменателя
Слайд 45Работа в парах!
Даны три числа :
11; 12; 13.
Используя только эти числа составьте
Все правильные дроби
Все неправильные дроби
Слайд 46Проверим!!!
Правильные:
Неправильные:
Слайд 49 Физкультминутка
Потрудились - отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Дружно делайте со мною
Упражнение
такое:
Слайд 50Решаем вместе:
№ 377
№ 378 а
№ 379 а
Слайд 51Выполнение тестовой работы
Проверим!!!
Слайд 52Я знал о дробях ……….
- Я узнал о дробях ………..
- Я
хочу узнать о дробях …….
Подведем итоги урока
Слайд 54Домашнее задание
Творческий уровень:
Придумать и решить задачу, используя элементы сказки, где герои
правильные и неправильные дроби. Оформить решение в виде рисунка.
Базовый ( обязательный) уровень:
п.22 № 379 б , 381
Слайд 55«Что умеете хорошего, то
не забывайте, а чего не умеете,
тому учитесь…»
из «Поучения Владимира Мономаха»
Слайд 56САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Бердюгина Н.И.
Предмет: математика
Класс:
5 класс
Тема урока: Правильные и неправильные дроби.
Преподавание математики ведется по учебнику «Математика 5 класс» И.И. Зубарева,
А.Г. Мордкович ( 5 часов в неделю ), на данную тему отводится три урока.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками .
Основные понятия темы: дробь, правильная дробь, неправильная дробь.
Цель урока: Ознакомление с правильными и неправильными дробями, понимание их смысла
Задачи:
Образовательные:
•формировать представления о правильных и неправильных дробях;
•приобретать умения составлять и записывать правильные и неправильные дроби.
Развивающие:
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения и делать выводы;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
• формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формировать целостное мировоззрение;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор и экран.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Слайд 57Реализовывались технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развитие исследовательских навыков.
Поставлены реальные
образовательные, развивающие и воспитывающие задачи. Цель и задачи данного урока соответствуют стандартным требованиям программы. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.
Обучающие задачи формировались через различные методы обучения:
По виду источника информации: словесные (объяснение, фронтальная работа); наглядные (демонстрация презентации); практические (решение упражнений, тесовая работа). Работа с учебником.
По характеру познавательной деятельности: частично - поисковый (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По способу организации учебной деятельности: работа под руководством учителя (фронтальная работа), парная работа, самостоятельная работа ( работа по учебнику, решение задач, выполнение теста)
Стимулирующие методы: создание благоприятного климата (положительным настроем на урок, доброжелательным отношением со стороны учителя и одноклассников, интересным дополнительным материалом по ходу урока, разнообразием видов работы и единой динамичностью урока).
На всех этапах формировались:
Учебно – познавательная компетенция: учащиеся использовали различные методы познания, учились ставить цель, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно и лаконично излагать свои мысли, рассуждать; на основе наблюдения и сравнения классифицировать учебный материал, применять полученные знания на практике.
Информационная компетенция : учащиеся учились преобразовывать и хранить информацию, а также реализовывать ее в своей деятельности .Ребята учились анализировать, делать выводы.
Коммуникативная компетенция: учащиеся учились поддерживать контакт в общении, работать самостоятельно и в паре.
На уроке использовались универсальные средства: компьютер, проектор, экран. Презентация учителя по ходу урока способствовала активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование дополнительного материала, нестандартных задач ( подобраны практико – ориентированные задачи )
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Слайд 58Планировались следующие результаты:
Предметные результаты: научиться определять, составлять и записывать правильные и
неправильные дроби, изображать их на координатном луче, сравнивать .
Метапредметные результаты :
Коммуникативные: – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Познавательные: классифицировать объекты, устанавливать причинно – следственные связи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Общеучебные: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель.
Личностные результаты: формирование познавательного интереса
Учащиеся расширили понятие «дробь» познакомились с правильными и неправильными дробями, научились определять , составлять и записывать правильные и неправильные дроби. Темп урока соответствовал работоспособности класса. Цели урока достигнуты полностью. Все учащиеся получили оценки за урок.