Слайд 1УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)на уроках математики в классах с ОВЗ
Слайд 2Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением некоторых требований нашего
образования:
от усвоения знаний, умений, навыков наших обучающихся
к развитию Личности учащегося. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 3 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых
информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Слайд 4Важнейшая задача ФГОС: научить самостоятельно учиться детей. Современный образованный человек должен
уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Не случайно, развитие основ умения учиться - формирование универсальных учебных действий - определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования.
Слайд 5Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Слайд 6Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от усвоения
знаний, умений и навыков
к развитию Личности учащегося
Слайд 7Универсальные
учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Слайд 8Универсальные
учебные действия
это система действий учащегося, обеспечивающая
культурную идентичность,
социальную компетентность,
толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности
Слайд 9Функции универсальных учебных действий
1. Регуляция учебной деятельности
принятие и постановка учебных целей
и задач,
поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
Слайд 10Функции универсальных учебных действий
2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
готовность
к непрерывному образованию на основе умения учиться,
формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
Слайд 11Функции универсальных учебных действий
3. Обеспечение успешности обучения
формирование целостной картины мира;
формирование компетентностей
в любой предметной области познания
усвоения знаний, умений и навыков;
Слайд 12Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 13Личностные УУД – Самопознание и самоопределение
Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение
и самооценку
Формирование идентичности личности
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
Слайд 14Личностные УУД - смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения
своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»
Слайд 15Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Построение системы
нравственных ценностей как основания морального выбора
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора
Слайд 16Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Слайд 17Регулятивные УУД
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Слайд 18Регулятивные УУД
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Слайд 19Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность
- к волевому усилию -
выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
-эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
- к мобилизации сил и энергии;
Слайд 20Познавательные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
Информационный поиск
Знаково-символические действия
Структурирование знаний
Произвольное и
осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
Слайд 21Познавательные УУД – логические действия
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных
признаков
Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Слайд 22Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение
логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
Слайд 23Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Слайд 24Коммуникативные УУД
это взаимодействие с партнером
( умение услышать партнера, учет различных
позиций в общении)
это сотрудничество, кооперация
это основа интериоризации действия (перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через ряд речевых этапов)
Слайд 25Задачи
формирования УУД
3.
Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход:
- от выполнения
действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
Слайд 26Задачи
формирования УУД
Разработать задания для совместной учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных
(контроль, оценка, планирование), коммуникативных, логических и личностных действий
- в группах
- в парах
Слайд 27Проектная деятельность
Проектная деятельность для учеников с ОВЗ 5-9 классов -
дело очень сложное и требующее индивидуальной подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод исследовательских проектов.
Слайд 29В настоящее время дети охотно включаются в проектно-исследовательскую деятельность. Формирование УУД
через проектную деятельность позволяет: обеспечить обучающемуся с ОВЗ возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Слайд 30
.
Обучающимися 9В1 был подготовлен проект по теме: «Земля- наш
большой дом». Золотухина М. рассказывает о Дне Космонавтики-12 апреля.
Слайд 31Эти обобщающие уроки надолго запоминаются ребятам. Таким образом, целью школы становятся
не только знания сами по себе, но и умения ученика добывать самим эти знания и применять их, т.е. уметь учиться.