Презентация, доклад на тему Технология работы с текстом на уроке математике.Презентация

Содержание

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ПРОВОДИТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:Работа с учебником с помощью учителя. Самостоятельная работа обучающихся с материалом учебника.

Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ОРЛЯНСКАЯ О. П.



Познавательный интерес обучающихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой

ТЕХНОЛОГИЯ  РАБОТЫ С  ТЕКСТОМ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.   УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ОРЛЯНСКАЯ

Слайд 2РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ПРОВОДИТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

Работа с учебником с

помощью учителя.

Самостоятельная работа обучающихся с материалом учебника.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ПРОВОДИТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:Работа с учебником с помощью учителя. Самостоятельная работа обучающихся с

Слайд 3ПРИ ЭТОМ ФОРМИРУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
Сделать анализ содержания текста,

рисунка в тексте.
Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.
Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
Составлять по тексту план рассказа.
Составлять вопросы к тексту.
Вести словарь математических терминов по теме.
Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”.
Работа над рефератами по определенной теме.
Составлять карточки-консультанты по теме учебника. (“шпаргалки” по теме).
Формирование умений охватывает текст как целостность
ПРИ ЭТОМ ФОРМИРУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: Сделать анализ содержания текста, рисунка в тексте. Уметь выделять главное

Слайд 4ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
Чтение текста вслух
Чтение текста про себя
Воспроизведение содержания прочитанного

вслух
Обсуждение прочитанного материала
Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного
Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу
Работа с оглавлением и предметным указателем
Работа с рисунками и иллюстрациями
Работа над понятием, термином
Составление конспекта, схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику
ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ: Чтение текста вслухЧтение текста про себяВоспроизведение содержания прочитанного вслухОбсуждение прочитанного материалаРазбиение прочитанного текста

Слайд 5ЭТАПЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
1 этап Работа до чтения
2

этап Работа с текстом учебника непосредственно
3 этап Работа после чтения
ЭТАПЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ1 этап Работа до чтения2 этап Работа с текстом учебника непосредственно3

Слайд 6ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
До чтения текста
•  Выбор стратегии чтения,

то есть анализ последовательности изучения тем, параграфов, глав.
•  Экскурсия по книге — пролистывание, разглядывание картинок, знакомство с оглавлением и т. д.
•  Определение цели чтения, вида чтения, способа переработки информации, уровня работы с текстом.
•  Прогноз содержания параграфа, главы, книги с помощью заголовков.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМДо чтения текста •  Выбор стратегии чтения, то есть анализ последовательности изучения тем,

Слайд 7ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА
Постраничный анализ текста.
Деление текста

на смысловые части.
  Выделение главного в прочитанном, основных мыслей в тексте.
  Выбор ключевых слов, фраз, словосочетаний.
  Выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений.
  Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить.
  Составление плана главы.
Составление вопросов к тексту.
  Поиск ответов на поставленные вопросы.
  Чтение про себя.
  Чтение по ролям.
  Чтение вслух.
  Соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника.
  Подтверждение основных положений текста собственными примерами.
  Работа в парах по разбору обоснования и доказательства.
ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА   Постраничный анализ текста. Деление текста на смысловые части.   Выделение главного

Слайд 8ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА
  Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.
  Составление

заданий, аналогичных тем, которые встретились в тексте.
  Пересказ содержания от собственного имени или от имени одного из героев.
  Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей, алфавитных указателей, рефератов, реклам, антиреклам и т. д.
  Составление контрольных вопросов к прочитанной книге для следующих читателей.
  Восстановление текста по рисункам.
  Придумывание своих заголовков к тексту.
  Написание рецензий к выбранному фрагменту книги
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА   Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.   Составление заданий, аналогичных тем, которые встретились

Слайд 9 ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ
В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не более одного

- двух абзацев), который, во-первых, содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала, а во-вторых, несет эмоциональную нагрузку парадоксальности, неожиданности. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается математическое содержание всего текста.
ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не более одного - двух абзацев),

Слайд 10ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО




Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные, с точки

зрения математического содержания, предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте с помощью карандашных пометок и подчеркиваний, или в кратком виде фиксируются в тетради. После проведения такой работы ее результаты необходимо обсудить.


Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается, лучше заранее ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

Описанный прием рекомендуется применять при организации предваряющего чтения, когда обучающиеся знакомятся с новым материалом до пояснений учителя. Его можно использовать как в классной (для фрагментов текста объемом 1-2 страницы), так и в домашней работе (для небольших по объему глав).
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные, с точки зрения математического содержания, предложения и

Слайд 11РАБОТА С РИСУНКОМ УЧЕБНИКА
содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель

предлагает найти текст к рисунку и прочитать его.
учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.
содержание изучаемого материала восстанавливается в процессе обсуждения приведенных в тексте иллюстраций. При этом к каждому рисунку подбирается подпись и фиксируется в тетрадях обучающихся.

РАБОТА С РИСУНКОМ УЧЕБНИКАсодержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и

Слайд 12РАБОТА НАД НОВЫМИ ТЕРМИНАМИ
Выписать новые термины и их определения. Важно научиться

записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
Записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
Заполнить таблицу.
РАБОТА НАД НОВЫМИ ТЕРМИНАМИВыписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно

Слайд 13ЗАКЛАДКИ
Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной 3-

5 см . Она накладывается вертикально рядом с текстом, и на уровне верхнего края страницы на закладке делается отметка (горизонтальная черта). В результате такая полоска-закладка превращается в «накладные поля» для выбранной страницы (номер страницы обязательно указывается на закладке). На ней ученик отмечает важные фрагменты текста и комментирует их. Все записи на закладке делаются на уровне соответствующих строк текста. Наличие горизонтальной черты, отмечающей верхний край страницы, позволяет затем учителю легко осуществлять проверку закладок по своему учебнику.
Основная дидактическая цель составления закладок — создать условия для формирования навыков осознанного чтения математических текстов.
Такой способ работы с текстом удобно использовать в качестве домашнего задания. Рекомендуется выполнить закладки по текстам глав, в которых содержится наиболее важный материал темы (после анализа этого материала в классе). Также можно использовать этот прием и как способ организации предваряющего чтения.
ЗАКЛАДКИ Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной 3- 5 см . Она накладывается

Слайд 14СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ
 Такую форму работы рекомендуется проводить с уже знакомым

обучающимся текстом. Удобно предлагать задание составить вопросы к тексту в качестве домашнего, но можно использовать этот прием и при работе в классе.
Составленные вопросы необходимо обязательно проверить (как обычное домашнее задание). Желательно дать ученикам возможность задать их на уроке: если вопрос корректен, на него отвечает кто-либо из учеников по выбору учителя или задающего вопрос; если формулировка неточна, ее исправляют в процессе обсуждения. Можно также провести письменный теоретический опрос (диктант), составленный из наиболее удачных вопросов, сформулированных учащимися.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ  Такую форму работы рекомендуется проводить с уже знакомым обучающимся текстом. Удобно предлагать задание

Слайд 15Подбор заголовка к тексту
Учитель указывает границы небольшого фрагмента текста (1-2 абзаца),

и учащиеся предлагают варианты заголовков для него. После обсуждения в тетрадях фиксируются 1-2 наиболее удачных. Такой прием позволяет подготовить обучающихся к использованию более сложных способов работы с текстом: составлению плана, тезированию, конспектированию

 Составление плана текста
Перед тем, как предлагать обучающимся такую форму работы, необходимо предварительно несколько раз поработать с предыдущим приемом (подбор заголовков к фрагментам текста).

Перед тем, как ученики начнут составлять план, можно указать, что в данном параграфе есть столько-то основных моментов, и предложить им их выделить самостоятельно.


Подбор заголовка к тексту Учитель указывает границы небольшого фрагмента текста (1-2 абзаца), и учащиеся предлагают варианты заголовков

Слайд 16КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ? КОНСПЕКТ – КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ознакомительное чтение текста;
вдумчивое

чтение текста с использованием пометок карандашом;
составление плана прочитанного;
чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;
запись отобранного материала своими словами или в виде цитат.
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ?  КОНСПЕКТ – КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА. ознакомительное чтение текста;вдумчивое чтение текста с использованием пометок

Слайд 17ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ.
ознакомительное чтение текста;
повторное чтение текста, разделение его на части;
в

каждой части прочитанного текста выделение главной мысли;
изложение мысли своими словами;
тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;
запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ознакомительное чтение текста;повторное чтение текста, разделение его на части;в каждой части прочитанного текста выделение

Слайд 18 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО УКАЗАТЕЛЯ
 


Этот прием анализа текста рекомендуется использовать на заключительных этапах

работы с учебником. Прежде всего, необходимо сформировать список ключевых терминов в изученном материале (обсудив его вместе с обучающимися).
Затем эти термины распределяются между обучающимися (по 2-4 каждому).

Более эффективен следующий подход: сначала выбрать главы, в тексте которых может упоминаться определенный термин, и только их просмотреть внимательно. Выбор для конкретного термина подходящих глав учебника является сам по себе очень полезным заданием. Его выполнение позволяет создать условия для установления связей внутри изученного материала, что дает возможность формировать математические знания учащихся в системе, а не фрагментарно.

Поиск конкретного термина в тексте уже выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический прием. Он способствует формированию у обучающихся умений осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только на заданной информации.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО УКАЗАТЕЛЯ   Этот

Слайд 19КАК СРАВНИТЬ ОБЪЕКТЫ? СРАВНИТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ СОПОСТАВИТЬ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ,

НАЙТИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.

1. определить объекты сравнения;
2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться;
3. найти общие черты;
4. найти черты отличия;
5. объяснить причины того и другого и сделать выводы.

КАК СРАВНИТЬ ОБЪЕКТЫ?  СРАВНИТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ СОПОСТАВИТЬ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, НАЙТИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ. 1.

Слайд 20 При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания материала.

Чтобы избежать этого, важно обратить внимание обучающихся на цель изучения материала; указать им, что следует запомнить, а что принять к сведению; дать инструкцию по работе с текстом учебника, обратив их внимание на то, что следует записать в тетради.
При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания материала. Чтобы избежать этого, важно обратить внимание

Слайд 21При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе

текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе.
При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить

Слайд 22ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ПРЕДЛАГАЮТСЯ ТЕМЫ:









содержание которых является обобщением

ранее изученного материала с небольшими дополнениями («Свойства действий над числами», «Различные способы приведения дробей к ОЗ » и т.д.);



содержание которых состоит из решения конкретных примеров («Решение задач с помощью уравнений», «Сложение и вычитание многозначных чисел» и т.д.);
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  ИЗУЧЕНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ПРЕДЛАГАЮТСЯ ТЕМЫ: содержание которых является обобщением ранее изученного материала с

Слайд 23ПРИНЦИПЫ:
Принцип регулярности.
Принцип опоры на ранее полученные знания.
Принцип сравнения с ранее изученными

материалами.
Принцип доступности.
Принцип самостоятельности.
Принцип взаимопомощи и сотрудничества.
Принцип взаимоконтроля.
Принцип самоконтроля.
ПРИНЦИПЫ: Принцип регулярности.Принцип опоры на ранее полученные знания.Принцип сравнения с ранее изученными материалами.Принцип доступности.Принцип самостоятельности.Принцип взаимопомощи и

Слайд 24 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ, НАЧИНАЯ

С 5 КЛАССА.


“Обучение работе над учебным текстом”
может проводиться по такому плану:


1.Работа с учебником после объяснении нового материала.
2.Чтение текста учителем с выделением главных мыслей.
3.Чтение текста учителем и составление плана прочитанного.
4.Составление учителем образца ответа по составленному плану.
5.Ответ обучающихся по составленному плану.
6.Чтение текста обучающимися и разбиение его на составные части.
7.Чтение обучающимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ, НАЧИНАЯ С 5 КЛАССА.

Слайд 25
Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у них

достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у обучающихся навыков быстрого и беглого чтения.
Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения школьников читать учебник, математическую литературу. С этой целью в кабинете математики может быть организован уголок «Как работать с книгой». В нем размещены списки литературы, знакомящие с тем, как нужно работать с книгой, инструктивные памятки, методические рекомендации: «Заповеди читателя», «Методы чтения», «Правило быстрого чтения», «Как читать математическую книгу», правила для написания планов, конспектов, тезисов, рецензий; советы, как писать и оформлять статью, доклад, как пользоваться каталогами, библиографическими указателями.
Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть