Презентация, доклад на тему Роль проблемных вопросов в организации познавательной деятельности учащихся

Содержание

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников.Проблемное обучениеа) В минутку чистописания включаю задание на установление закономерности

Слайд 1Роль проблемных вопросов в развитии познавательной активности у учащихся начальных классов

на уроках математики.

Н.А. Ладанова, учитель начальных классов МОУСОШ д. Безводное

2019

Роль проблемных вопросов в развитии познавательной активности у учащихся начальных классов на уроках математики.Н.А. Ладанова, учитель начальных

Слайд 2Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе

развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников.

Проблемное обучение

а) В минутку чистописания включаю задание на установление закономерности и продолжения ряда чисел. (Например, 2, 4, 6, 8, ...).

б) Сравнения выражений (что в них общего и чем отличаются).

в) Чтения разными способами 2 ∙ 9 = 18; 6 ∙ 3 = 18; 3 ∙ 6 = 18; 9 ∙ 2 = 18.

Введение

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является

Слайд 318 : 2 =
12 : 6 =
10 : 2 =
6 :

3 =

4 : 2 =

16 : 2 =

- Число 12 в 2 раза больше, чем 6;

Вопросы на раскрытие смысла некоторых логических выражений

Среди приведенных предложений найдите те, которые выражают верную мысль:

- В числе 16 число 2 содержится 7 раз;

- Среди выражений есть два выражения значения которых нечётные числа;

- Среди выражений есть те, значения которых равны.

9

2

5

2

2

Нет!

18 : 2 =12 : 6 =10 : 2 =6 : 3 =4 : 2 =16 :

Слайд 454 − 46 ∙ 7
37 − (24 − 8)
45 + (62

− 9)

Вопросы на сравнение

Сравните выражения в первом столбце. Чем похожи, чем отличаются?

9 ∙ 3 + 8 ∙ 7

(54 − 49) ∙ 8

2 ∙ 6 − 27 : 3

4 ∙ (100 − 92)

9 ∙ (36 − 28)

81 : 9 + 63 : 7

Какое выражение «лишнее»? Почему?

Сравните выражения во втором столбце. Какое выражение в нём «лишнее»?

Сравните выражения в третьем столбике и найдите среди них «лишнее»?

54 − 46 ∙ 737 − (24 − 8)45 + (62 − 9)Вопросы на сравнениеСравните выражения в

Слайд 5(47 + 8) : 11
(86 − 72) ∙ 5
90 − 9

: 9

Вопросы на классификацию

Чем похожи выражения?

Чем они отличаются?

Разбейте выражения на две группы.

Дополните каждую группу своим примером.

3 ∙ (72 − 60)

4 ∙ (91 − 80)

82 − 25 : 5

(47 + 8) : 11(86 − 72) ∙ 590 − 9 : 9Вопросы на классификациюЧем похожи выражения?Чем

Слайд 640 : x = 8
x : 2 = 5
При каких условиях

запись будет уравнением?

Вопросы, требующие установления основных существенных признаков, понятий

Выпишите уравнения, в которых неизвестное число равно 5.

Достаточно ли для этого наличие неизвестного, обозначенного буквой? Докажи.

4 ∙ x = 20

7 ∙ x = 35

40 : x = 8x : 2 = 5При каких условиях запись будет уравнением?Вопросы, требующие установления основных

Слайд 7Вычислите выражения.
Вопросы на установление причинно-следственных связей
Установите причины по данному следствию
Объясните, что

послужило причиной изменения значения второго выражения

(20 + 30) ∙ 2

= 100

20 + 30 ∙ 2

= 80

Вычислите выражения.Вопросы на установление причинно-следственных связейУстановите причины по данному следствию Объясните, что послужило причиной изменения значения второго

Слайд 8Как изменится значения выражений, если убрать скобки?
Вопросы на установление причинно-следственных связей
Установление следствия

по данной причине

Как изменится значения выражений, если в скобках будет дана не сумма чисел, а их разность? Докажите.

42 − (12 + 9)

= 21

(50 + 8) − 2

= 56

(65 + 17) − 7

= 75

Как изменится значения выражений, если в них по другому расставить скобки?

42 − 12 + 9

50 + 8 − 2

65 + 17 − 7

= 39

= 56

= 75

42 − (12 − 9)

(50 − 8) − 2

(65 − 17) − 7

= 39

= 40

= 41

(42 − 12) + 9

= 39

50 + (8 − 2)

= 56

65 + (17 − 7)

= 75

Как изменится значения выражений, если убрать скобки?Вопросы на установление причинно-следственных связейУстановление следствия по данной причинеКак изменится значения

Слайд 9Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Как изменится значение разности при увеличении

(уменьшении) уменьшаемого и вычитаемого на 1?

Вопросы на установление закономерностей

Сравните разности в каждом столбике (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности).

Можно ли сделать такой вывод: при увеличении (уменьшении) уменьшаемого и вычитаемого на 2? Докажите.

11 − 6

12 − 7

12 − 9

11 − 8

18 − 9

17 − 8

= 5

= 5

= 3

= 3

= 9

= 9

Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Как изменится значение разности при увеличении (уменьшении) уменьшаемого и вычитаемого

Слайд 10Вопросы на установление закономерностей
Рассмотрите каждую пару выражений. Можно ли сказать, не выполняя

деления, какими будут остатки во втором выражении (как они изменятся). Проверьте свои предположения, выполнив деление.

84 : 9

85 : 9

37 : 18

38 : 18

Вопросы на установление закономерностейРассмотрите каждую пару выражений. Можно ли сказать, не выполняя деления, какими будут остатки во

Слайд 11Найдите значение выражения
Догадайтесь, при каком значении a, значение выражения 17 ∙

a будет наибольшим (наименьшим)? Обоснуйте ответ.

17 ∙ a , если

a = 3

a = 4

a = 1

a = 5

a = 0

17 ∙ 3 = 51

17 ∙ 4 = 68

17 ∙ 1 = 17

17 ∙ 5 = 85

17 ∙ 0 = 0

Найдите значение выраженияДогадайтесь, при каком значении a, значение выражения 17 ∙ a будет наибольшим (наименьшим)? Обоснуйте ответ.17

Слайд 12Найдите значение выражения
Какими числами можно заменить делитель?
a 8

24 48 72 16 40 56 64 32

a : 8

1

3

6

9

2

5

7

8

4

Назовите среди них самое большое, самое маленькое?

Какое значение, больше 72 может принимать a?

Можно ли назвать самое большое значение, которое принимает a?

Может ли значение a быть меньше 8? Обоснуйте свой ответ.

Найдите значение выраженияКакими числами можно заменить делитель? a   8  24  48  72

Слайд 13Решение различными способами
Найдите решение с использованием таблицы умножения. Сначала находится значения произведений,

затем сумма полученных произведений.

5 ∙ 2 + 5 ∙ 4

2 ∙ 4 + 2 ∙ 5

8 ∙ 5 + 8 ∙ 3

9 ∙ 4 + 9 ∙ 3

= 10 + 20 = 30

= 8 + 10 = 18

= 40 + 24 = 64

= 36 + 27 = 63

= 5 ∙ (2 + 4) = 5 ∙ 6 = 30

= 2 ∙ (4 + 5) = 2 ∙ 9 = 18

= 8 ∙ (5 + 3) = 8 ∙ 8 = 64

= 9 ∙ (4 + 3) = 9 ∙ 7 = 63

Найдите решение с использованием умножения числа на сумму. Сначала находится сумма чисел при общем множителе, затем произведений общего множителя и полученной суммы.

Решение различными способамиНайдите решение с использованием таблицы умножения. Сначала находится значения произведений, затем сумма полученных произведений.5 ∙

Слайд 14Переформулировка задания
Переформулировка: Каждое число которое делиться на 2, надо разделить на 2.

А каждое число, которое не делится на 2 – умножить на 9.

Даны числа: 4, 5, 7, 8, 9, 12. Каждое чётное число уменьшить в 2 раза, нечетное увеличить в 9 раз.

Что значит разделить 12 на 2?

Как по другому сформулировать задание?

Найдите частное чисел 12 и 2.

Узнайте во сколько раз 12 > 2?

Во сколько раз 2 < 12?

Переформулировка заданияПереформулировка: Каждое число которое делиться на 2, надо разделить на 2. А каждое число, которое не

Слайд 15Заключение
Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой

для учителя, а требует лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.

А использование таких ситуаций на уроках развивают познавательную активность и интерес у учащихся.

ЗаключениеТаким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для учителя, а требует лишь правильного

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть