Слайд 1Распределение организационных ролей в группах.
Примеры работы в группе на различных
этапах урока.
Подготовила: учитель математики
Пономарева Юлия Васильевна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каменно – Балковская средняя общеобразовательная школа.
Слайд 2И в шутку, и в серьез…
Вы кто у нас? Ага, учитель!
Тогда,
пожалуйста, тащите:
Отчетов двести килограмм,
И чтобы завтра до утра!
А вы? Руководитель классный?
Так-так, отличненько, прекрасно…
Где ваши списки? Списки списков?
Вам три секунды. Быстро-быстро!
Вы кто у нас? Директор, завуч школы?
С вас два вагона протоколов
О том, о сём, о чём неважно.
Чтоб в электронном и в бумажном!
Вы кто? Ученики? Глядите —
Вот вам учебник, посидите,
Почитайте тексты дружно.
Учителям работать нужно…
С сайта http://www.inpearls.ru/
Слайд 3Содержание.
Распределение организационных ролей в группах.
Подготовка к работе в группе.
Что
нужно, чтобы работа в группах «прижилась».
Технологический процесс групповой работы.
Место групповой работы в организации учебной деятельности.
Примеры работы в группе на различных этапах урока.
Принципы и правила организации работы в группах.
Заключение.
Слайд 4Организационные роли делают более вероятным включение в работу всех членов группы.
Вот несколько примеров таких ролей:
организатор работы — руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
протоколист — записывает идеи и результаты работы;
«хранитель времени» — следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
Распределение организационных ролей в группах.
Слайд 5оратор (докладчик) — рассказывает о результатах работы группы всему классу;
наблюдатель («хранитель
правил») — следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
«хранитель материалов» — получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
Распределение организационных ролей в группах.
Слайд 6Если ребята только начинают работать в группах, смысл и функции ролей
можно описать на карточках и выдавать перед началом работы.
В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них.
Один и тот же человек в течение работы может выполнять несколько функций. Будет хорошо, если каждый ребенок попробует себя в разных ролях.
Более старшие или опытные ребята могут сами распределить роли в группе.
Распределение организационных ролей в группах.
Слайд 7Подготовка
к работе
в группах
Слайд 81. Выберите поле деятельности для работы малых групп (обсуждение проблемы, изучение
разных материалов, создание творческого продукта). Убедитесь, что оно подходит для работы в группах, что можно обеспечить положительную взаимозависимость членов группы и их индивидуальную отчетность.
2. Заранее подготовьте материалы для работы групп. Если работа большая, будет хорошо, если группа получит задание на карточке. На карточке можно написать также критерии, по которым будут оцениваться результаты работы.
3. Решите, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовьте жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы (если вы разделили их сами) или напишите списки групп на доске.
Слайд 94. Решите, какие роли будут в группах и какие функции будут
у каждой роли. Подготовьте карточки с описаниями ролей.
5. Определите, сколько времени потребуется на групповую работу.
6. Решите, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).
7. Подготовьте помещение для работы микрогрупп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).
Слайд 10Для того чтобы работа в группах постепенно приживалась в классе, необходимо:
•
начинать с простых заданий, постепенно переходить к более сложным;
• на первых этапах введения этой формы работы создавать ситуации успеха, т.е. давать задания, в которых ребята обязательно добьются положительного результата;
• организовывать постоянную практику работы в группах;
• каждому ученику давать информацию о том, что у него получается хорошо, а что не очень; проводить анализ работы в группах;
• специально обращать внимание ребят на необходимые коммуникативные навыки;
• поощрять учеников за помощь друг другу;
• объяснять, помогать, хвалить и т.д. до тех пор, пока ребята не почувствуют потребность в постоянной работе в группах.
Слайд 11Выработка групповых норм.
Уже не раз говорилось о важности соблюдения правил работы
в группе (или следовании неким групповым нормам). Как разработать правила и следить за их выполнением, описано в лекции о дискуссионных методах. Там же рассказано о системе сигналов — жестов или карточек, которые можно использовать для работы в группах.
Слайд 12Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению
группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
Слайд 132. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение
заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Слайд 143. Заключительная часть.
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной
задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Слайд 15Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то
групповая работа должна продолжаться примерно 6 – 8 и заключительная часть – 2 единицы.
Пример: (2мин.---12-16мин.---4мин)
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.
Технологический процесс групповой работы.
Слайд 16Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех
дидактических задач.
Наиболее применима и целесообразна она:
при проведении работ-практикумов,
при отработке навыков разговорной речи,
при изучении текстов, копий исторических документов и т. п.
Место групповой работы в организации учебной деятельности.
Слайд 17Место групповой работы в организации учебной деятельности.
Работа в группах целесообразна и
эффективна на различных этапах урока и во внеурочной деятельности при:
изучении нового материала,
закреплении полученных знаний,
повторении изученного,
проведении контроля знаний,
организации творческих работ,
организации проектной, исследовательской деятельности.
Слайд 18Место групповой (в парах) работы в организации учебной деятельности.
Работу в парах
целесообразно проводить на этапе закрепления изученного, поэтому формулировка заданий, как правило, начинается со слов:
придумайте,
предложите,
подберите,
проверьте друг у друга,
обсудите проблему,
обменяйтесь мнениями,
посоревнуйтесь,
продиктуйте друг другу,
понаблюдайте,
проведите практическую работу.
Слайд 19Место групповой (в парах) работы в организации учебной деятельности.
Очень эффективна работа
в парах при организации взаимопроверки знаний
учащиеся проверяют друг у друга знание состава чисел,
таблицу умножения,
грамматические правила,
словарные слова,
стихотворения,
умение выполнять вычислительные приемы,
решать орфографические задачи и пр.
Слайд 20Примеры работы в группе
на различных этапах урока.
Слайд 21«Составление головоломки («ажурная пила»)
1. Учитель подготавливает материал для изучения, который можно
разделить на несколько частей. Обратите внимание, в данном случае материал делится на относительно самостоятельные фрагменты (по 2– страницы каждый), а не разрезается случайным образом.
2. В классе формируются несколько учебных групп. В каждой группе столько человек, на сколько частей разделен материал.
3. Фрагменты распределяются между членами группы. Каждому достается только один кусок. Каждый член ≪учебной группы≫, прочитав свою часть текста, становится экспертом по определенному вопросу.
4. Учитель ставит перед ребятами общее задание: в результате работы все они должны разобраться в изложенной в тексте проблеме.
5. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные куски текста.
Слайд 22«Составление головоломки («ажурная пила»)
6. По сигналу учителя ребята, у которых одинаковые
тексты, объединяются в экспертные группы. В них они обсуждают текст, размышляют над возникающими и предложенными учителем вопросами, выделяют главное для объяснения товарищам по учебным группам.
7. Снова сигнал учителя, и ребята объединяются в старые учебные группы. Каждый из экспертов знакомит остальных ребят с содержанием своего куска.
8. Все вместе ребята обдумывают полученные знания и анализируют.
9. Ораторы докладывают о результатах работы своих групп всему классу.
10. Учитель может попросить любого ученика учебной группы ответить на вопросы по всему материалу.
Слайд 23«Составление головоломки («ажурная пила»)
Эта методика также может быть использована для работы
с определениями понятий. Она построена на взаимозависимости на основании материалов и заданий. Здесь не описывается, но подразумевается распределение ролей в учебных группах, индивидуальный контроль (и зависимость от общей награды). Модификация этой методики предполагает, что учащиеся знакомятся со всем текстом (или всеми определениями), но становятся экспертами по одной из частей текста (или по некоторым определениям). Встреча экспертных групп сохраняется, на ней ребята могут изучить дополнительный материал.
Слайд 24«Проблемы по кругу»
1.Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждая
проблема записывается на отдельном листе бумаги.
2. Класс делится на несколько групп. Число проблем должно быть равно числу групп.
3. Каждая группа получает лист с одной из проблем. В группе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе.
4. По сигналу учителя листы с проблемами передаются по кругу следующим группам.
5. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах.
6. Второй сигнал — листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных.
7. Ораторы от групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.
Слайд 25«Подводим итоги»
Эту форму работы можно использовать в конце урока или в
конце изучаемой темы.
1. Незадолго до конца урока учитель просит ребят кратко записать себе в тетрадь ответы на два вопроса:
• Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?)
• Какие вопросы у меня остались? (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?)
2. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека, просматривают все записи и выбирают один или два лучших вопроса.
3. Ораторы от групп задают вопросы всему классу.
4. Вопросы обсуждаются или идут как домашнее задание.
Слайд 26Принципы и правила организации работы в группах.
Разные модели организации работы учеников
в группах.
Выбор заданий.
Подготовка пространства.
Игровые способы деления учеников на группы.
Организация работы в группах.
Слайд 27Заключение.
Организуя групповую работу, нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной
работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.
Нужны время, практика, кропотливый труд учителя..
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.
Слайд 28Заключение.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты,
обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника.
Мне очень хочется, чтобы в нашей школе царила атмосфера любви и взаимопонимания, чтобы учителя и ученики получали радость от общения друг с другом, чтоб процветало творчество, единство учителей и учеников. Чтобы мы воспитывали и развивали в детях любознательность, учили работать с материалом, а не заполняли их память пустыми фактами.
Слайд 29«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя
улучшить,
минуя голову учителя».
Константин Дмитриевич Ушинский
Слайд 31Литература
1. Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991.
2. Аронсон Э.
Общественное животное. М., 1998.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.
4. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.
5. Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977.
6. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - № 8.
7. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
10. Селевко Г. К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - № 5.