Слайд 1Путешествие Незнайки и его друзей в страну Геометрические фигуры
Слайд 2«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать
эти знания, нужно поглощать их с аппетитом».
Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что:
Слайд 3Содержание
Определение угла. Развернутый угол.
Сравнение углов наложением.
Измерение углов.
Биссектриса угла.
Треугольник.
Площадь треугольника.
Свойства углов треугольника.
Расстояние
между двумя точками. Масштаб.
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.
Слайд 4Урок 1
Определение угла.
Развернутый угол.
Слайд 5Определение угла.
Угол- это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало
Слайд 6Развернутый угол.
Развернутый угол-это угол, образованный дополнительными лучами.
O A и O B
– дополнительные лучи,
или противоположные лучи
A O B
Слайд 7Проверь себя.
Стороны угла - это два луча , которыми образован угол.
Луч
MN и NK.
Давайте подумаем что такое сторона угла? И назовите стороны угла изображенного на рисунке.
Слайд 8Что такое вершина угла? Назовите вершины изображенных углов.
Проверь себя.
Вершина угла –это
общее начало лучей.
(точка N;B;E)
Слайд 9Лучи ВА и ВС — это стороны угла, а точка В,
их общее начало, — вершина угла.
Обозначать угол можно двумя способами:
а) тремя буквами, причем буква, обозначающая вершину, пишется в середине — угол ABC,
б) одной буквой — той, которой обозначена вершина,- угол В.
Слово «угол» часто заменяют значком
Слайд 10Найдите развернутые углы и запишите их названия.
Проверь себя:
∠АОD, ∠ВОE
Слайд 11Математический диктант
1 вариант
2 вариант
1.
б) запишите, как обозначена вершина данного угла:
в) запишите,
как обозначены стороны данного угла:
Слайд 12Математический диктант
1 вариант
2 вариант
2.
Слайд 13Проверьте себя:
1 вариант
2 вариант
1.
а) запишите название данного угла:
∠ MNP
∠ RST
б) запишите,
как обозначена вершина данного угла:
точка N
точка S
в) запишите, как обозначены стороны данного угла:
Слайд 14Урок 2
Сравнение углов наложением.
Слайд 15
Вы знаете, что равные фигуры можно совместить так, что они совпадут.
А как же сравнить два угла?
Как и все геометрические фигуры, углы сравниваются с помощью наложения.
Слайд 16Фигуры равны
их можно совместить так, что они совпадут
Слайд 18Величину угла измеряют с помощью
транспортира
Слайд 20
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
160
150
170
180
Одно деление транспортира = 1° (один градус)
1° (один градус) – единица
измерения углов
Слайд 21
Практическая работа
Задание:
Измерьте градусную меру угла
при помощи транспортира
А
О
В
Слайд 22
Как измерить угол при помощи транспортира?
Слайд 23Алгоритм измерения углов.
1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
Слайд 24 2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила
через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º).
Слайд 253. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.
Слайд 26острый
прямой
тупой
4. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его
виду
Слайд 28∠ AOB = 60°
∠ AOC = 90°
∠ AOD = 110°
∠ AOE
= 180°
острый
прямой
тупой
развернутый
Слайд 29Прямым углом называют угол, величина которого равна 90°.
Тупым углом называют угол,
величина которого больше 90°,
но меньше 180°.
Острым углом называют угол, величина которого меньше 90°.
Развернутым углом называют угол, величина которого равна 180°.
Слайд 30 Что нужно для того , чтобы измерить градусную меру угла?
1.
Знать как пользоваться транспортиром.
2.Составить алгоритм измерения углов.
3.Уметь точно определять градусную меру угла.
4.Уметь правильно определять вид угла.
5. Уметь точно вычислять градусную меру угла.
Слайд 31
Найти градусную меру угла, выполнив
вычисления, используя верхнюю и нижнюю
шкалу
транспортира.
1400
300
Проверка
1400 – 300 = 1100
Слайд 33Этот луч называется биссектрисой угла.
Вырежьте из бумаги угол и перегните так,
чтобы его стороны совместились. Проведите по линии сгиба луч.
Слайд 34
A
C
O
B
∠ ABO = ∠ OBC
Луч BO – биссектриса угла АВС
Б
И
С
С
Е
К
Т
Р
И
С
А
Слайд 35Биссектриса угла- это луч с началом в вершине угла, делящий угол
на два равных угла.
А я знаю стишок про биссектрису.
«Биссектриса- это крыса которая бегает по углам и делит угол пополам.»
Слайд 36
A
C
O
B
?
Луч BO – биссектриса угла АВС
?
∠ ABС = 60º
.
Найдите неизвестные
Слайд 37
A
C
O
B
?
Луч BO – биссектриса угла АВС
?
∠ ABС = 48º
2)
Слайд 38
A
C
O
B
?
Луч BO – биссектриса угла АВС
?
∠ ABС = 130º
3)
Слайд 39
A
C
O
B
?
Луч BO – биссектриса угла АВС
?
∠ ABС = 87º
4)
Слайд 40Проверь себя.
1) 30º
2) 24º
3) 65º
4) 43º5'
Слайд 42
B
A
C
Остроугольный
Виды треугольников.
Остроугольный треугольник – это треугольник у которого все углы острые.
Слайд 43
E
F
D
Прямоугольный
Прямоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть прямой угол.
Слайд 44
M
K
Тупоугольный
N
Тупоугольный треугольник – это треугольник, в котором есть тупой угол.
Слайд 45Виды треугольников
(по сторонам)
A
D
E
K
S
F
AE=AD
KS=KF=SF
равнобедренный
равносторонний
Слайд 46Правило треугольника:
«Сумма двух сторон треугольника
всегда больше третьей стороны»
4
6
7
4 < 6+7
6
< 4+7
7 < 4+6
Могут ли быть у треугольника стороны
равные 2,2 и 5?
Проверь себя. нет
Слайд 48
A
B
C
D
a
b
SABCD= a · b
SABD= (a · b) : 2
Площадь прямоугольного треугольника
Слайд 49
A
B
C
D
6
12
Найдите площадь закрашенного треугольника
Слайд 50Найдите площадь треугольника
1)
2)
3)
4)
Слайд 51Проверь себя.
1) 20
2) 39
3) 30
4) 15
Слайд 52
h
h
h
a
Sтр-ка = (a · h) : 2
Площадь треугольника
Отрезок, проведенный из вершины
угла треугольника к противоположной стороне под прямым углом, называется высотой. Обозначается буквой h.
Слайд 53Найдите площадь треугольника
Sтр-ка = (20 · 5) : 2 = 50
Слайд 54Найдите площадь треугольника
1)
2)
4)
3)
Слайд 55Проверь себя.
1) 45
2) 90
3) 45
4) 44
Слайд 56Урок 7
Свойства углов треугольника.
Слайд 57Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж Вам- то как не
знать …
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Величины все улов
В треугольнике узнать.
Слайд 58ЧЕМУ РАВНА СУММА
УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА?
Слайд 59
A
B
C
D
2
4
3
1
∠1 + ∠ 3 = 90º
∠2 + ∠ 4 = 90º
∠1
+ ∠ 2 = 90º
∠3 + ∠ 4 = 90º
Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90º
Сумма всех углов прямоугольного треугольника равна 180º
90º
Слайд 60Остроугольный треугольник
А
В
С
А
+
В
С
+
=1800
Слайд 61Тупоугольный треугольник
A
D
E
А
+
+
D
E
=1800
Слайд 62Прямоугольный треугольник
A
B
C
=1800
A
B
C
+
+
Слайд 63Вывод:
Сумма углов треугольника равна
1
2
3
1 +
2 +
3
Слайд 68Проверь себя.
2) 1800 – 500 – 600 = 700
1) 1800 –
450 –550 = 800
3) 1800 – 900 – 430 = 470
4) 1800 – 900 – 360 = 540
Слайд 69Задача
Если треугольник существует, найдите его третий угол и определите вид
треугольника ( заполните таблицу).
Слайд 70Проверь себя.
Без ошибок: «5», 1 – 2 ошибки: «4», 3 –
4 ошибки: «3»,
5 и больше ошибок: «у меня получится в другой раз»
Слайд 71Урок 8
Расстояние между двумя точками. Масштаб.
Слайд 72О расстоянии нам приходиться говорить довольно часто. И следует заметить, что
делаем мы это по-разному.
Рассмотрим такой пример: Незнайка живет в 7 минутах ходьбы от школы, а Пончик идет от дома до школы 5 минут.
Можно ли утверждать, что Пончик живет ближе к школе, чем Незнайка?
Может ли Пончик жить дальше от школы, чем Незнайка?
Итак, в этом примере мы сделали попытку измерить расстояние в минутах и выяснили, что точность такого измерения крайне мала, поскольку у нас не было информации о скоростях движения Пончика и Незнайки.
Слайд 73Как вы знаете, расстояние между двумя точками измеряется по соединяющей их
прямой, поэтому в примере с Пончиком и Незнайкой речь на самом деле шла не о расстоянии от их домов до школы, а о длине пути, который они проходят, так как по дороге в школу приходиться обходить дома, заборы, а иногда и лужи. Поэтому надо помнить, что, когда, в повседневной жизни мы говорим о расстояниях между городами, поселками и т. п., мы имеем в виду длину пути, который надо преодолеть, чтобы добраться от одного пункта до другого.
Слайд 74
Незнайка
Пончик
Длина маршрута и расстояние
На рисунке изображена схема Солнечного города, в
котором живут Пончик и Незнайка. Пунктирными линиями обозначены маршруты, по которым они ходят в школу и в гости друг к другу.
Выполнив необходимые измерения, можно найти длины этих маршрутов. Для этого надо знать, во сколько раз реальные объекты и расстояния между ними больше тех, которые даны на схеме. Или, как говорят коротко, надо знать масштаб изображения.
Схема сделана в масштабе 1: 2000 (читается: «один к двум тысячам). Это значит, что одна единица измерения на схеме соответствует двум тысячам единиц в действительности. Например, если на схеме отрезок имеет длину 1 см, это значит, что на самом деле длина этого отрезка – 2000 см, или 20 м.
Слайд 75Расстояние между двумя точками
Расстояние между точками –
это длина отрезка, соединяющего
Слайд 784 + 27 + 13 + 7 =
1 : 1000
81 ·
1000 = 81 000 (мм)
93 · 1000 = 91 000 (мм) =
51 · 1000 = 47 000 (мм) =
83 (м) – длина маршрута
51 (мм)
47 (м) – длина маршрута
= 81 (м) – длина маршрута
Слайд 79Урок 9
Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.
Слайд 80Незнайка и Пончик собрали грибы в лесу. После того как корзинки
наполнились, ребята решили отправиться домой. Для этого им надо было выйти на шоссе, так как с тяжелой корзинкой идти по лесу довольно трудно. Но тут у них возник спор – в какую сторону идти чтобы быстрее выйти из леса.
Слайд 81
О
П
Н
На рисунке показано, как шел Незнайка (отрезок ОН) и как шел
Пончик (отрезок ОП).
Кратчайший маршрут ,по которому им надо было двигаться, что бы добраться от точки О до шоссе, это перпендикуляр построенный из точки о к шоссе. Угол под которым проведен перпендикуляр = 90º.
Слайд 82О
В
А
С
а
Какой из отрезков перпендикулярен прямой а?
Расстояние от точки до прямой равно
длине перпендикуляра, проведенного из этой точки к данной прямой.
Слайд 83Для построения перпендикуляра к прямой необходимо использовать прямоугольный треугольник и линейку.
Слайд 84D
A
a
C
B
Взаимно перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются под прямым углом