Презентация, доклад на тему Проект: Пропедевтический курс геометрии как один из элементов формирования учебно-познавательной компетенции учащихся

Содержание

Развернувшийся в последние годы процесс обновления содержания общего образования находит выражение не только в создании новых нетрадиционных предметов, но и в разработке и реализации новых подходов в преподавании базовых дисциплин, прочно утвердившихся в учебном плане. Это можно в

Слайд 1Проект: «ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ГЕОМЕТРИИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ»

Скурлатова О. В.
учитель
математики
МАОУ СОШ №24
города Тамбова

Проект: «ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ГЕОМЕТРИИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»Скурлатова О. В. учитель математикиМАОУ СОШ

Слайд 2
Развернувшийся в последние годы процесс обновления содержания общего образования находит выражение не только

в создании новых нетрадиционных предметов, но и в разработке и реализации новых подходов в преподавании базовых дисциплин, прочно утвердившихся в учебном плане. Это можно в полной мере отнести к такому предмету как геометрия.


Развернувшийся в последние годы процесс обновления	содержания общего образования находит выражение не	только в создании новых нетрадиционных предметов, но

Слайд 3Проблема
Принципиальным тормозом в деле геометрического
образования является установившееся за многие годы
положение курса

геометрии в школе. Возникает ряд
проблем:
отсутствие интереса к предмету;
низкий уровень развития пространственного мышления;
низкий уровень развития логического мышления;
низкий уровень умений строить рисунки по условию задач;
несформированность умений вести доказательные рассуждения;
низкий уровень умений решать задачи.

Проблема	 Принципиальным тормозом в деле геометрическогообразования является установившееся за многие годыположение курса геометрии в школе. Возникает рядпроблем:отсутствие

Слайд 4Обоснование способа решения проблемы
Решению указанной проблемы может способствовать введение
пропедевтического курса

геометрии. Своеобразие
пропедевтического этапа формирования геометрических
абстракций заключается в том, что, рассматривая геометрическое
знание как форму отражения реальной действительности, можно
постепенно наполнять его абстрактными элементами и
логическими конструкциями, опираясь на предметно-
практический опыт детей, тем самым уменьшая их тревожность и
повышая комфортность умственного труда. Содержание
пропедевтического курса позволяет развивать познавательную
активность учащихся на чувственно-эмоциональном и формально-
логическом уровнях, не подавляя инициативу и самостоятельность
школьников.
Обоснование способа решения проблемы Решению указанной проблемы может способствовать введениепропедевтического курса геометрии. Своеобразиепропедевтического этапа формирования геометрическихабстракций заключается

Слайд 5Объект исследования: процесс изучения геометрического материала в 5-6 классах основной школы

на базе фузионистского подхода к изучению геометрии.

Предмет исследования :
методика формирования познавательной
деятельности учащихся 5-6 классов при
решении геометрических задач.

Объект исследования:  процесс изучения геометрического материала в 5-6 классах основной школы на базе фузионистского подхода к

Слайд 6Гипотеза
Введение пропедевтического курса геометрии в 5-6
классах основной школы способствует:
сохранению и развитию

пространственных представлений учащихся;
созданию представлений о геометрии как об инструменте познания окружающего мира;
обеспечению системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
формированию интереса к изучению систематического курса геометрии;
готовит учащихся к изучению систематического курса геометрии
ГипотезаВведение пропедевтического курса геометрии в 5-6классах основной школы способствует:сохранению и развитию пространственных представлений учащихся; созданию представлений о

Слайд 7Цель проекта
разработка методики пропедевтики
геометрических знаний в 5-6 классах
основной школы с опорой

на
формирование познавательной,
творческой деятельности

Цель проектаразработка методики пропедевтикигеометрических знаний в 5-6 классахосновной школы с опорой наформирование познавательной,творческой деятельности

Слайд 8Актуальность проекта
Реализация идеи компетентностно-ориентированного образования является одним из приоритетов образовательной политики

страны и нашего лицея.
Поэтому цель моей профессиональной деятельности – формирование ключевых компетенций на уроках математики.
Математика вообще, и геометрия в частности, в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся.


Актуальность проектаРеализация идеи компетентностно-ориентированного образования является одним из приоритетов образовательной политики страны и нашего лицея. Поэтому цель

Слайд 9Задачи и план деятельности
Проблема, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих

задач:
Проанализировать психолого-педагогическоую и методическую литературу по проблеме исследования с целью выявления условий формирования познавательной, творческой деятельности учащихся 5-6 классов при решении геометрических задач.
Определить пути формирования познавательной деятельности учащихся 5-6 классов при изучении геометрического материала.
Выработать требования к геометрическим задачам, способствующим формированию познавательной, творческой деятельности у учащихся 5-6 классов.
Разработать программу пропедевтического курса геометрии в 5-6 классах основной школы, обеспечивающей формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в практике обучения.

Задачи и план деятельности	Проблема, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач: Проанализировать психолого-педагогическоую и методическую литературу

Слайд 10Этапы реализации Проект реализовывался в три этапа
1 этап (май 2005-август 2005) изучение

проблемы в теории и практике обучения математике, анализ психолго-педагогической литературы, разработка программы исследования, выдвижение рабочей гипотезы, определение последующих задач
2 этап (сентябрь 2005-май 2007) выполнение поставленных задач, проверка гипотезы
3 этап (июнь 2007-май 2008) обработка окончательных выводов, обобщение,
систематизация, описание полученных результатов
Этапы реализации Проект реализовывался в три этапа1 этап (май 2005-август 2005) изучение проблемы в теории и практике

Слайд 11Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
социопедагогические : анализ школьных

программ, учебников, учебных пособий, наблюдение за педагогическим процессом и учет личного опыта, анкетирование;
экспериментальные: организация и проведение опытного обучения, анализ результатов педагогического эксперимента.
Методы исследования:теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; социопедагогические : анализ школьных программ, учебников, учебных пособий, наблюдение за

Слайд 12Отношение к предмету









Учащиеся экспериментальной группы испытывают меньше
затруднений при изучении геометрии

Отношение к предмету		Учащиеся экспериментальной группы испытывают меньшезатруднений при изучении геометрии

Слайд 13 Наличие трудностей при решении геометрических задач Результаты анкетирования по выявлению

трудностей, возникающих при решении геометрических задач

 






Таким образом, учащиеся экспериментальной группы испытывают
значительно меньше затруднений при решении геометрических задач.

Наличие трудностей при решении геометрических задач  Результаты анкетирования по выявлению трудностей, возникающих при

Слайд 14 Обученность и качество по геометрии в седьмых классах








Таким образом, при одинаковой

обученности качество в
экспериментальной группе на 17% выше
Обученность и качество по геометрии в седьмых классах 		Таким образом, при одинаковой обученности качество вэкспериментальной группе

Слайд 15Результаты контрольных работ по геометрии в седьмом классе обученность








Таким образом, обученость в

экспериментальной группе
выше на 4-12%, причем дважды (кр 1 и АКР) достигает 100%
Результаты контрольных работ по геометрии в седьмом классе обученность	Таким образом, обученость в экспериментальной группевыше на 4-12%, причем

Слайд 16Результаты контрольных работ по геометрии в седьмом классе качество







Таким образом, качество в

экспериментальной группе
выше на 8-26%
Результаты контрольных работ по геометрии в седьмом классе качество	Таким образом, качество в экспериментальной группевыше на 8-26%

Слайд 17 Результаты административной контрольной работы за I полугодие в 8 классе







Заметим, что

по итогам АКР в экспериментальной группе обученность
выше на 23%, качество выше на 33%
Результаты административной контрольной работы за I полугодие в 8 классе 	Заметим, что по итогам АКР в

Слайд 18Выводы
Таким образом, поставленная цель – разработка методики
пропедевтики геометрических знаний в 5-6

классах основной школы с
опорой на формирование познавательной, творческой деятельности –
достигнута.
Выдвинутая гипотеза о том, что введение пропедевтического курса
геометрии в 5-6 классах основной школы способствует обеспечению
системы развивающего и непрерывного геометрического образования,
формированию интереса к изучению систематического курса геометрии,
готовит учащихся к изучению систематического курса геометрии
доказана.
Поставленные задачи решены.


Выводы	Таким образом, поставленная цель – разработка методикипропедевтики геометрических знаний в 5-6 классах основной школы сопорой на формирование

Слайд 19Библиографический список
1. Аккужина М. О геометрии в 5-6 классах. - Математика,

2000г, №36, с.19-20
2. Клековин К. и др. Программа эксперементального пропедевтического курса «Геометрия 5-6». - Математика, 2000г, №48, с.23-29
3. Саранцев Г. И. Методика обучения математике на рубеже веков. – Математика в школе, 2000г, №7, с.2
4.Севрюгина В. Уроки наглядной геометрии в программе 5-6 классов. – Математика, 2000г, №26, с.19
5. Подходова Н. С. К проблеме личностного обучения геометрии. – Математика в школе, 2000г,№10, с.54
6.Ходеева Т. В. Стереометрия стартует с 5 класса. – Математика в школе, 2000г, №5, с.45
7.Ходот Т. Геометрия в образах (концепция курса). – Математика, 2000г, №9, с.19,20
8. Ходот Т. Курс геометрии 5-6 классов в структуре непрерывного геометрического курса геометрии. – Математика, 2000г, №18, с.28
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмыобразования // Народное образование.
 2003. № 2.

10. Щиряков А. Н. Как развивать пространственное воображение учащихся. – Математика в школе, 1991г, №1, с.29
11. Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия 5-6 – М.: Дрофа, 1998
12. Шарыгин И. Ф. 2200 задач по геометрии для выпускников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
13. Ресурсы Интернет: Фестиваль открытых уроков 1 сентября. http://dictionary.fio.ru/. http://dictionary.fio.ru/ http://www.eidos.ru/conf/

Библиографический список1. Аккужина М. О геометрии в 5-6 классах. - Математика, 2000г, №36,   с.19-202. Клековин

Слайд 20 Результаты анкетирования по выявлению трудностей, возникающих при решении геометрических задач

Результаты анкетирования по выявлению трудностей, возникающих при решении геометрических задач

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть