Выполнила
Базенко Алиса
ученица 4 класса «Д»
МБОУ «Школы № 2 г. Благовещенск»
Интересные виды умножения
Слайд 2В 21 веке невозможно представить себе жизнь человека, не производящего вычислений:
это и продавцы, и бухгалтера, и обыкновенные школьники.
Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без нее нельзя освоить эти предметы. Две стихии господствуют в математике — числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и действий с ними.
Нам захотелось больше узнать об истории возникновения математических действий. Сейчас, когда стремительно развивается вычислительная техника, многие не хотят утруждать себя счётом в уме. Поэтому мы решили показать не только то, что сам процесс выполнения действий может быть интересным, но и что, хорошо усвоив приёмы быстрого счёта, можно поспорить с ЭВМ.
Слайд 3Цель работы:
Изучить некоторые нестандартные приёмы умножения и показать, что их применение
делает процесс вычисления рациональным и интересным и для вычисления которыми, достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Гипотеза:
Если наши предки умели умножать старинными способами, то если изучив по данной проблеме литературу, сможет ли современный школьник этому научиться, или нужны какие-то сверхъестественные способности.
Слайд 4В книге В. Беллюстина «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики»
изложено 27 способов умножения, причем автор замечает: «весьма возможно, что есть и еще способы, скрытые в тайниках книгохранилищ, разбросанные в многочисленных, главным образом, рукописных сборниках».
И все эти приемы умножения — «шахматный или органчиком», «загибанием», «крестиком», «решеткой», «задом наперед», «алмазом» и прочие соперничали друг с другом и усваивались с большим трудом.
Давайте рассмотрим наиболее интересные и простые способы умножения.
Слайд 5Как легко умножать на 9 ?
В умножение на 9 есть закономерность.
Мы
возьмём для примера 9*7=63
Как мы это нашли ?
Возьмём 7 и уменьшим на 1 получится 6 первое число .
Теперь найдём 3 . Мы также возьмём 7 и нам до 10 не хватает 3.
Вот и получилось 63
Слайд 6Умножаем на пальцах на 9
Да, да на пальцах тоже можно умножать.
Но
только на 9 .
Возьмём к примеру 4*9 или 9*4.
Мы загинаем 4 палец и считаем до 3 после 6
Вот и получилось 36
Слайд 7Умножение на 9 с помощью клеток тетради
Возьмём, к примеру, 10 клеточек
в тетради. Зачеркиваем 8-ю клеточку. Слева осталось 7 клеточек, справа — 2 клеточки. Значит, 9·8=72. Все очень просто!
Слайд 8Способ умножения «Маленький замок»
Преимущество способа умножения «Маленький замок» в том, что
уже с самого начала определяются цифры старших разрядов, а это бывает важно, если требуется быстро оценить величину. Цифры верхнего числа, начиная со старшего разряда, поочередно умножаются на нижнее число и записываются в столбик с добавлением нужного числа нулей. Затем результаты складываются.
Слайд 9«Решётчатое умножение»
Сначала рисуется прямоугольник, разделённый на квадраты, причём размеры сторон прямоугольника соответствуют
числу десятичных знаков у множимого и множителя.
Затем квадратные клетки, делятся по диагонали, и «…получается картинка, похожая на решётчатые ставни-жалюзи. Такие ставни вешались на окна венецианских домов…»
Слайд 10 «Русский крестьянский способ»
В России среди крестьян был распространен способ, который не
требовал знания всей таблицы умножения. Здесь необходимо лишь умение умножать и делить числа на 2.
Напишем одно число слева, а другое справа на одной строке. Левое число будем делить на 2, а правое – умножать на 2 и результаты записывать в столбик.
Если при делении возник остаток, то его отбрасывают. Умножение и деление на 2 продолжают до тех пор, пока слева не останется 1.
Затем вычеркиваем те строчки из столбика, в которых слева стоят четные числа. Теперь сложим оставшиеся числа в правом столбце.
Этот способ очень громозкий.
Слайд 11Как умножают Бразильцы?
Бразильцы умножают как и мы . Только не занимают
в уме . А умножают по кампатентам . Как показано на картинке.
Слайд 12Как умножают Японцы?
Читаются такие примеры с лева на право .
Мы считаем
пересечения как показано на рисунке и на доске . Особиности такого умножения что не нужно занимать в уме как в столбик и писать огромные примеры в строчку.
Слайд 13В ходе работы над проектом, мы провели анкетирование. Учащиеся ответили на
следующие вопросы.
1. Необходимо ли современному человеку устный счёт?
2. Знаете ли вы другие способы умножения кроме умножения в столбик?
3. Пользуетесь ли вы ими?
4. Хотели бы вы узнать другие способы умножения?
Слайд 14Нами были опрошены учащиеся 4 класса.
Этот опрос показал, что современные школьники
не знают других способов выполнения действий, так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.
Слайд 15Вывод:
В истории математики есть много интересных событий и открытий, к сожалению
не вся эта информация доходит до нас, современных учеников.
Этой работой, мы хотели хоть чуть - чуть заполнить этот пробел и донести до наших сверстников информацию о старинных способах умножения.
Своей работой мы доказали, что наша гипотеза верна, не нужно обладать сверхъестественными способностями, чтобы уметь пользоваться старинными способами умножения. А ещё мы научились подбирать материал, обрабатывать его, то есть выделять главное и систематизировать.
Научившись считать всеми представленными способами, мы пришли к выводу: что самые простые способы это те, которые мы изучаем в школе, а может быть, мы просто к ним привыкли.
Современный способ умножения прост и доступен всем.
Но, думаем, что и наш способ умножения в столбик не является совершенным и можно придумать ещё более быстрые и более надёжные способы.
Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Она поможет приобрести полезные навыки устного счёта!