Слайд 1Метапредметный подход на уроках математики как средство повышения результатов образования
Бобнева
Л.И.
ГБОУ СОШ им. Виноградова № 11
Г. Севастополя.
Слайд 2 Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая
деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов логических конструктов изучаемых систем);
конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Слайд 3 Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и
структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Слайд 4 Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения
задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Слайд 5 Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление;
навыки переработки информации ;
критическое мышление;
творческое мышление;
- регулятивные умения;
- качества мышления.
Слайд 6Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют
в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Слайд 7Метапредметный подход
предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но
осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Это требования второго поколения образовательных стандартов
Слайд 8ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Мироведение»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализация»
Слайд 9«ЗНАНИЕ»
В рамках этого метапредмета формируется свой блок способностей. К их числу
можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Слайд 10«ЗНАК»
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся
выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Слайд 11Метапредмет «Проблема»
обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности (субъектности)
учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мыслительно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему. Появление своей точки зрения в проблемной ситуации и превращение ее в позицию представляет собой процесс самоопределения.
Слайд 12«ЗАДАЧА»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и
способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 13«Мироведение»
Как устроен мир? Какова связь природы и культуры? Что такое пространство
и время? Подобные вопросы составляют основу учебного метапредмета — интегрированного развивающего курса «Мироведение», в котором предлагается особый тип образования, соединяющий гуманитарные и естественнонаучные способы познания. Основные темы курса «Происхождение мира», «Стихии мира», «Царства природы» могут быть рассмотрены как в начальной, так и в средней школе.
Слайд 14Проблемы традиционного преподавания математики
Традиционное обучение математике зачастую сводится к тому,
что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышление происходит только у небольшой части детей, обладающих способностями к математике. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. Им скучно, так как смысл такой работы им непонятен. При этом развивается память, но мышление точно не развивается.
Слайд 15Термины:
Абсцисса, ось абсцисс
Ордината, ось ординат
Начало координат
Единичный отрезок
Введение системы координат
как
изобразить точку с данными координатами
как найти координаты изображенной точки
x
Алгоритмы:
Слайд 16Введение понятия системы координат с помощью метапредмета «Задача»
ЗАДАЧА:
Слайд 17Способ 1
Способ 2
Представление
о системе координат
Модель 1
Модель 2
прямая, отрезок,
перпендикулярность
географическое направление,
луч, угол, отрезок
Прямоугольная декартова система координат
Полярная система координат
Версия 1
Версия 2
Что общего?
В чем различия?
Слайд 18Проблемная ситуация:
постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.
Фрагмент урока по теме
"Сумма углов треугольника", геометрия 7 класс
Слайд 19“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 20“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 21“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 22“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 23“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 24“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 25“…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.
П.П.Болонский
Слайд 26Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет
сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Метапредметность выступает как условие целостности познания.