Слайд 1СТАТИСТИКА
В НАШЕЙ ЖИЗНИ
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ Т.Н. САВИНА
Слайд 2«Независимо от того, в какой отрасли знания получены числовые данные, они
обладают определенными свойствами, для выявления которых может потребоваться особого рода научный метод обработки. Последний известен как статистический метод или, короче, статиста»
Дж.Юз.М.Кендалл
«Теория статистики»
Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА
Формирование представлений о простейших статистических характеристиках
Обработка статистических данных
Наглядная интерпретация статистической
информации
Практические навыки работы в программе Ms Excel
Слайд 4ЗАДАЧИ:
Привлечение внимания учащихся к данной теме.
Систематизация и анализ найденной информации о
статистических характеристиках.
Применение знаний, полученных на уроках математики и информатики,
обществознании в ходе
выполнения проекта.
Слайд 5СТАТИСТИКА
– наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных
о разнообразных массовых явлениях, происходящих
в природе и обществе.
Слайд 6ИЗ ИСТОРИИ СТАТИСТИКИ
Математическая статистика как наука
начинается с работ знаменитого немецкого математика КАРЛА ФРИДРИХА ГАУССА (1777-1855), который на основе теории вероятностей исследовал и обосновал метод наименьших квадратов, созданный им в 1795 г. и примененный для обработки астрономических данных (с целью уточнения орбиты малой планеты Церера).
В конце XIX в. – начале ХХ в. крупный вклад в математическую статистику внесли английские исследователи, прежде всего К.ПИРСОН (1857-1936) и Р.А.ФИШЕР (1890-1962).
Слайд 7
В 30-е годы ХХ в. поляк
ЕЖИ НЕЙМАН (1894-1977) и англичанин Э.Пирсон развили общую теорию проверки статистических гипотез, а советские математики академик А.Н. КОЛМОГОРОВ (1903-1987) и член-корреспондент АН СССР Н.В.СМИРНОВ (1900-1966) заложили основы непараметрической статистики.
В сороковые годы ХХ в. румын А. ВАЛЬД (1902-1950) построил теорию последовательного статистического анализа.
Статистика развивается и сегодня!
Слайд 8Карл Фридрих Гаусс
1777-1855
К.Пирсон
1857-1936
Адольф Кетле
1796-1874
Д.П.Журавский
ИЗ ИСТОРИИ СТАТИСТИКИ
1810-1856
Слайд 9наглядные способы представления статистической информации
1. Таблица
2. Круговая диаграмма
3. Столбчатая диаграмма
4. Полигон
частот
Слайд 10 ГОД РОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1994-2 уч.
1995- 19 уч.
1996- 1 уч
Слайд 11
ПРОДАЖА КОНФЕТ
ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА
Слайд 12
СРЕДНИЙ БАЛЛ, НАБРАННЫЙ УЧАЩИМИСЯ НА ОЛИМПИАДАХ
Слайд 13Статистические характеристики:
среднее арифметическое
частное от деления суммы этих чисел на
число слагаемых.
размах
разность между наибольшим
и наименьшим из этих чисел.
мода
число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.
медиана
число, которое делит ряд на две части.
Слайд 14ПРИМЕРЫ
Средняя урожайность пшеницы с 1 га в районе
Средняя выработка одного рабочего
бригады за смену
Средний суточный удой молока от одной коровы
Слайд 17Выполните задание:
№ 3
2,85
Подсказка : Упорядочить
этот ряд чисел!
Слайд 19ЗАДАЧА
Составьте статистическую таблицу частот данных контрольной работы по алгебре учащихся 9
класса.
5,4,3,5,4,2,3,4,5,5,4,4,2,3,3,4,5,5,4,4,4,2,4,3
Слайд 20Статистические харАктеристики
Найдите среднее арифметическое, размах и моду.
Используя результаты контрольной работы по
алгебре
сделайте вывод.
средняя отметка
A=5-2=3 – размах
Мода = 4
Слайд 21ЗАДАЧА
На уроке физкультуры ученики прыгали в высоту. Результаты:
125, 110, 130, 120,
125, 130, 140, 125, 110, 130, 120, 125, 120, 125
Записать сгруппированный ряд данных. Найти:
Размах,
Моду, медиану, среднее.
Кратность варианты 140.
Составить таблицу распределения:
Слайд 22В таблице показано число посетителей выставки в разные дни недели
Найдите среднее
арифметическое, размах, медиану указанного ряда данных.
В какие дни недели число посетителей выставки было больше медианы.
Слайд 23Решение:
Среднее арифметическое:
Размах :
Слайд 24ЧИСЛОВОЙ РЯД С
НЕЧЁТНЫМ ЧИСЛОМ ЧЛЕНОВ.
МЕДИАНА:
604
615
625
636
638
724.
710
Упорядочить ряд!
Слайд 25ЧИСЛОВОЙ РЯД С
ЧЁТНЫМ ЧИСЛОМ ЧЛЕНОВ.
МЕДИАНА:
604
615
625
636
638
724
710
Упорядочить ряд!
750
+
2
=
637
Слайд 26В какие дни недели число посетителей
выставки было больше медианы.
>636
Слайд 27а) Молоко какой торговой марки с жирностью 3,2% самое дорогое?
б) Укажите
торговую марку молока, имеющего самую низкую жирность?
в) В какой магазин привозят молоко с самой высокой жирностью? Имеется ли оно в продаже в настоящий момент?
г) Сколько стоит молоко в магазине № 5? Укажите его торговую марку и какую жирность оно имеет?
д) Молоко каких торговых марок можно купить, имея 37 руб.?
е) Необходимо купить как можно больше молока на 200 руб. В каком магазине следует сделать покупку? Сколько литров молока будет куплено? Останется ли сдача?
Слайд 28а) На покупку какого продукта было потрачено больше всего денег в
марте?
б) Сколько стоила сметана в июне?
в) На сколько рублей дороже стоил 1 литр молока в июне, чем в марте?
г) На сколько процентов изменилась стоимость каждого товара в июне по сравнению с мартом? Ответы занесите в таблицу 2.
д) Сколько мороженого можно купить на сдачу со 100 руб. после покупки двух батонов хлеба: а) в марте; б) в июне?
Слайд 31Среднее арифметическое,
размах,
мода и медиана.
Что называется
средним арифметическим ряда чисел?
частное
от деления суммы этих чисел
на число слагаемых.
Что называется размахом ряда чисел?
разность между
наибольшим и наименьшим
из этих чисел?
Что называется модой ряда чисел?
число, наиболее
часто встречающееся
в данном ряду.
Назовите статистические характеристики.
ИТОГ УРОКА