Слайд 1
Ненашева Татьяна Васильевна,
Пономарева Марина Аркадьевна, учителя математики МАОУ«Гимназия№5»
«Формирование навыков смыслового
чтения и работы с текстом при изучении математики как одного из условий развития метапредметных компетенций»
Слайд 2
математика
история
Изобразительное искусство
музыка
Русский
язык
Иностранный
язык
мхк
химия
литература
физика
Слайд 3
Математика – это международный язык,
на котором говорят не только
математики и физики.
Математика – это язык человеческой цивилизации.
Слайд 4
Математический язык –
это по преимуществу язык символов и формул,
чрезвычайно точный, ясный и вместе с тем предельно краткий; язык, который не утомляя нашего внимания, одной чертой выражает обширные понятия.
Слайд 5
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 6
Методы и приёмы смыслового чтения на уроках математики.
Слайд 7
СИНКВЕЙН - приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
-короткое
литературное произведение, характеризующее предмет.
Слайд 81-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль;
3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.
1-я строка – название синквейна - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2-я строка – два прилагательных, описывающих основную мысль;
3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.
Слайд 9
Математика
Точная Трудная
Учит думать, считать, рассуждать
Математика- гимнастика ума!
Царица.
Слайд 10
Функция.
Возрастающая, убывающая.
Исследовать, решать, изучать.
Зависимость между переменной и аргументом.
Нужная.
Слайд 11
СИНКВЕЙН на тему «Треугольник»
Назовите тему урока одним словом
Назовите 2 прилагательных, которые
характеризуют треугольник.
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с треугольником.
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока
Как иначе можно назвать треугольник?
Слайд 12
Дневник двойных записей.
Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.
В первой из
образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, полученную ими из изученного текста;
во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.
Слайд 14
«Толстые» и «Тонкие» вопросы .
«Тонкие» вопросы требуют
простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?).
«Толстые» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…
Слайд 16
«Толстые» и «Тонкие» вопросы
1)Чему равна сумма
углов в треугольнике?
2)Существует ли треугольник, все углы которого меньше 50 градусов?
Слайд 17
Инсерт
Учащиеся читают текст, делая пометки:
«V» -известная информация;
«+» - новая информация;
«?» -
непонятная информация;
« - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.
После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием
Слайд 20
Дерево знаний.
На доске можно нарисовать дерево, где условно собирается все, что
дети знают по данной проблеме.
Слайд 22
Верю - не верю.
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы
и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Слайд 23
ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.
Верите ли вы, что теорема Невест-эта теорема Пифагора?
2. Верите
ли вы, что нынешние ученые обнаружили « великий математик был не первым, кто открыл данную теорему»?
3. Верите ли вы, что Пифагор был вегетарианцем ?
4. Верите ли вы, что существует кружка Пифагора?
5. Верите ли вы, что фраза «Все есть число!»- принадлежит
Пифагору?
6. Верите ли вы, что любимым числом Пифагора было 7?
7. Верите ли вы, что Пифагор умел играть на флейте?
Слайд 26
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты,
вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?»
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?»
5. Оценочные вопросы.
6. Практические вопросы.
Слайд 28
«Карусель»
Групповая работа.
Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп.
Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/.
По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.
Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Слайд 30
«Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает
свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос.
Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.
Слайд 31
Кластер.
1. Посередине чистого листа (классной доски) пишут ключевое слово или предложение,
которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. Вокруг записывают слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. По мере записи появившиеся слова соединяют прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 33
«Сводная таблица.»
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить
большое количество информации.
Слайд 35
Представление поговорок различными математическими способами.
1.Повторение –мать учения.
2. Любишь кататься, люби и
саночки возить.
3.Как аукнется, так и откликнется.
4.Знай больше, говори меньше.
5. Как две капли воды.
6.Клади по одной ягодке — наберешь кузовок.
7. Конь о четырех ногах — и тот спотыкается.
8.Кто скоро помог, тот дважды помог.
9.Лентяй дважды работает.
10.Лук от семи недуг.
11.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Слайд 37
Методы и приёмы смыслового чтения .
Лови ошибку
Батарея вопросов
Цепочка вопросов
«Учи других –
и сам поймешь»
Перевод в текст данных из схем, диаграмм, рисунков
Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна.
Прием ключевых слов.
Прием НИЛ.(научно-исследовательская лаборатория)
Слайд 38
Наши математические пожелания вам в первые дни весны:
Извлечь только положительный
корень из всех неудач и промахов.
Вашу трудную работу умножить на хорошее настроение, на крепкое здоровье и на счастье из сотен трудовых слагаемых.
Миллион вам надежд на лучшее.
И если уж придет грусть, то пусть она имеет предел, а беспредельной будет радость от работы и от жизни в целом.