Слайд 1Сложение чисел
с разными знаками
Учитель математики
МБОУ «Лянторская СОШ №
3»
Князева Ирина Павловна
Урок математики в 6 классе
Слайд 2Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал, шаблоны
термометров
Слайд 3Цель урока:
Изучение правила сложения чисел с разными знаками.
Задачи:
- научить решать задачи,
используя правило сложения чисел с разными знаками;
- формировать учебно-познавательную, информационную, ценностно-смысловую, коммуникативную компетенции через решение логических, тестовых и практических заданий;
-способствовать воспитанию экологической грамотности, пониманию окружающего мира учащимися.
Слайд 9Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будем с
вами мы считать,
Думать, мыслить, рассуждать
Добиваться цели, чтоб решать умели.
Слайд 102. Актуализация опорных знаний.
1) Учащийся на интерактивной доске работает с тренажером.
(2-3 учащихся по очереди – «на оценку», которую выставляет компьютерная программа).
Слайд 112) Выполните действия:
(устно - фронтальная работа с классом)
Слайд 122) Выполните действия:
(устно - фронтальная работа с классом)
?
Слайд 132) Выполните действия:
(устно - фронтальная работа с классом)
?
Слайд 141. Найдите суммы. Запишите полученные результаты в порядке убывания. Что интересного
вы заметили?
– Установите закономерность и продолжите ряд на два числа вперёд.
– Назовите самое маленькое число в данной последовательности.
(- 5; - 11; - 17; - 23).
(- 5; - 11; - 17; - 23; - 29; - 35)
Слайд 15 Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1.Найти модули этих чисел .
2.Перед
полученным результатом поставить знак «минус».
-7 + (-9)
I-7I + I-9I = 7+9 =16
-7 + (-9) = - 16
Повторяем правило
Слайд 16 Наблюдения за погодой можно встретить у многих древних
авторов. Летописи, исторические свидетельства, саги, легенды помогают восстанавливать климат прошлого. Метеорологические наблюдения являлись и являются наиболее важным звеном гидрометеорологической службы всех стран.
В России в середине 19 века насчитывалось 50 метеорологических станций, а к концу века это была уже лучшая сеть в мире. В 1856 году был организован телеграфный сбор данных.
Но официальной датой начала работы службы погоды в России следует считать 1 (13) января 1872 года.
Слайд 173. Изучение нового материала
Выполните сложение устно:
23 + 47 =
– 5
+ (– 11) =
-12 + 4 = ?
- 8 + 9 = ?
Слайд 18Решить задачи:
Вопрос. Вчера в 7 утра температура воздуха была -120. К
10 часам температура воздуха повысилась на 40, т.е. изменилась на 40. Запишем это изменение примером и найдем ответ с помощью шаблона термометра:
-12 + 4 =-8.
Вопрос. Во второй половине дня температура повысилась на 90. Запишем это изменение примером и определим температуру воздуха с помощью шаблона: -8 +9 =+1 .
Вопрос. К вечеру снова похолодало. Температура воздуха понизилась на 60 , т.е. изменилась на -60 . Запишем это с помощью примера и найдем результат с помощью шаблона: +1+(-6 ) = - 5.
Слайд 19- 12 + 4 = -8
-8 +9 =+1
+1+(-6 ) = -
5
Задание: Назовите знак суммы положительного и отрицательного числа.
От чего зависит знак?
Как найти модуль суммы?
Задание: Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Слайд 20 Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
Найти модули этих чисел.
Из
большего модуля вычесть меньший.
Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем.
-8 + 3
I-8I=8 I3I=3
т.к I-8I > I3I, то -8 + 3 = -5
т.к. 8>3,
то 8 – 3 = 5
Изучаем правило
Слайд 214. Физминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 22
5. Закрепление нового материала.
Число 6 изменили на -10.
С какой
стороны от начала отсчета расположено получившееся число?
На каком расстоянии от начала отсчета оно находится?
Чему равна сумма 6 и -10?
№ 1062, 1063 выполните самостоятельно по вариантам.
Слайд 23Проверка решения
№ 1062
Справа от начала отсчета
На расстоянии 4 единичных отрезка
10 +
(-6) = 4
№ 1063
Слева от начала отсчета
На расстоянии 7 единичных отрезков
-10 + 3 = -7
Слайд 24 2. С давних времен разные растения, деревья и
кустарники, люди наделяли определенной символикой.
Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир, береза – грацию.
Выполните вычисления. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются. Заполните таблицу.
5. Закрепление нового материала.
Слайд 25Сосна
- 25 + 18 =
Грецкий орех
- 25 + 38 =
Смелость
Стойкость
- 9
+ (-9) =
Щедрость
- 0,75 + 0,75 =
Лиственница
36+14+(-50) =
Рябина
36 + (-14) =
- 72 + 19 =
Верность
-(-10) +(-17) =
Вишня
36 + (-54) =
- 25 + (-28) =
Апельсин
Благоразумие
45 + (-23) =
Слайд 26Оставшееся дерево – грецкий орех
символизирует хитрость.
Слайд 273. Выполните вычисления.
Используя найденные ответы узнайте методом исключения дерево какой
породы занимает наибольшую часть от лесных массивов России.
Слайд 29
а) 18 + 42= 60
б) 18 + (– 5)=
13
в) – 7 + 10 = 3
г) – 7 + (– 11)= -18
Сравните полученные суммы и первые слагаемые.
5. Вычислите:
Слайд 30а + в + с
0
Резервное задание.
Используя чертежи на которых изображены числа а, в и с, сравните их сумму с нулем.
а + в + с
0
Если |a|=|в|, то
а + в + с
0
>
>
<
Слайд 315. Первичный контроль.
А сейчас я хочу узнать, на
каком уровне вы освоили материал. Для этого вам необходимо выполнить тест. Время выполнения 3-4 минуты.
Слайд 32Тест.
1. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить _________________;
2) поставить перед полученным числом знак " ".
2. -17 + (-28) = .
3. При сложении двух чисел с разными знаками обычно сначала определяют и записывают суммы, а потом находят модулей.
4. а) -76 + 50 = .
б) 0,3 + (-1,2) = ________.
в) 18,7 + (-19,2) = _______.
5. Любое число от прибавления положительного числа - ______________ , а от прибавления отрицательного числа ____________________.
Слайд 33Тест (проверка).
1. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить
их модули;
2) поставить перед полученным числом знак « - ».
2. -17 + (-28) = -45.
3. При сложении двух чисел с разными знаками обычно сначала определяют и записывают знак суммы, а потом находят разность модулей.
4. а) -76 + 50 = -20.
б) 1,3 + (-1,2) = 0,1.
в) 18,7 + (-19,2) = -0,5.
5. Любое число от прибавления положительного числа - увеличивается, а от прибавления отрицательного числа уменьшается.
Слайд 35
2) Рефлексия
(на доске плакат со словами, учащиеся в
конце рабочего листа ставят тот знак, который им больше подходит к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно. (.)
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (?)
3.Ещё придётся потрудиться. (!)
4.Да, трудно всё-таки учиться! (…)
7. Подведение итогов урока
1) Выставление оценок
Слайд 368. Домашнее задание
п. 33 ответить на вопросы на стр. 181,
№№
1081(а-з),1085
Слайд 38Самоанализ урока.
На изучение темы «Сложение чисел с разными
знаками» отводится 3 часа учебного времени. Тема урока «Сложение чисел с разными знаками» – средней сложности. Разработка алгоритма сложения чисел с разными знаками производится на основе ранее сформированных компетенций: по теме «Положительные и отрицательные числа», «Сложение отрицательных чисел»..
Цели урока:
формирование предметных компетенций (правило сложения чисел с разными знаками) на основе ранее сформированных компетенций: координатная прямая, положительные и отрицательные числа, сложение отрицательных чисел;
развитие практических навыков нахождения суммы чисел с разными знаками при решении заданий;
формирование коммуникативных компетенций через применение на уроке различных форм взаимодействия: индивидуальной, групповой, коллективной.
Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Урок имеет 8 этапов:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Физкультминутка
Закрепление нового материала
Первичный контроль. Тест
Подведение итогов урока
Информирование учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Слайд 39 Все этапы урока выполнены последовательно. На каждом этапе
достигнута цель. Организационный момент обеспечивает нормальную внешнюю обстановку работы. На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала сообщена тема урока, цели, всесторонне проверяются знания учащихся (работа с тренажерами, устная работа). Устраняются обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуются предметные компетенции.
Актуализированы сформированные ранее предметные компетенции – положительные и отрицательные числа, координатная прямая, сложение отрицательных чисел, организована и целенаправленна познавательная деятельность учащихся. Основным этапом данного урока является этап изучения нового материала. На данный этап отведено бoльшее количество времени, поставлена дидактическая цель: добиваться от учащихся осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе которых формируются предметные компетенции.
На этапе проверки понимания учащимися нового материала устраняю пробелы в понимании материала, используя дифференцируемый подход. После проверки теста (взаимоконтроль в парах) становится ясно, как каждый ученик усвоил новый материал.
На втором уроке по этой теме идёт отработка правила сложения с учётом уровня усвоения его учениками.
Домашнее задание дано для всех учащихся на основном уровне.
Урок проведён с помощью ИКТ, использованы личностно-ориентированные технологии, проблемно-развивающая технология обучения. На уроке реализуются основные психологические и валеологические требования. Микроклимат в классе хороший, на уроке царит атмосфера доброжелательности, сотрудничества учителя и учеников. Цели урока достигнуты полностью. Все учащиеся получили оценки за урок.
Слайд 40При подготовке урока использованы пособия:
Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы/(авт.-сост.
В.И. Жохов) – 2-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2010.
Учебник Математика 6/(Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбуд), М.: Мнемозина, 2007.
Математический тренажер, 6 класс: пособие для учителей и учащихся/ В.И. Жохов.-М.: Мнемозина, 2010.
Универсальное мультимедийное пособие по математике, 6 класс/ к учебнику Н.Я. Виленкина и др., Экзамен, 2007.
Материалы с сайтов www.mathaz.ru, www.zavuch.ru/