Слайд 1Констанкевич
Марина
Николаевна
учитель математики
Макеевской общеобразовательной
школы І-ІІІ ступеней № 72
Слайд 2Констанкевич Марина Николаевна
Дата рождения 16 апреля 1963 года
Образование
высшее
Закончила Донецкий Национальный
университет
Специальность математик, преподаватель.
Диплом серия ЛЕ №000898 30.06.94г.
Слайд 3Самообразовательная
деятельность
учащихся на уроке
математики
Слайд 4Самообразование школьника – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность,
необходимая для совершенствования его образования. В процессе которого он сам ставит перед собой цели и задачи, пути их достижения, контролирует ход самостоятельно работы в получении знаний и оценивает их результаты.
Слайд 5«Формирование у учащихся общественно – ценностной мотивации самообразования»:
«Для самообразовательной деятельности характерен
более высокий уровень активности и самостоятельности познания;
Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику самообразования;
Важнейшим признаком самообразовательной деятельности
является ее более избирательный характер по сравне -
нию с учебным познанием;
4. Самообразовательная деятельность отличается
целенаправленностью и планомерным характером.
Слайд 65. Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность
самообразования;
6. Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы».
Слайд 7Цели самообразования
« Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам,
к формированию своего мировоззрения;
Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;
Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней;
Самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);
Самообразование, обусловленное любительскими занятиями;
Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера».
Слайд 8Мотивы самообразовательной
деятельности
Широкие, социально значимые мотивы, вызываемые у школьников необходимостью определения
жизненных планов, своего места в обществе в связи с окончанием школы;
Мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленные жизненными планами учащихся;
Мотивы, обусловленные стремлением к самоусовершенствованию своей личности (развитие способностей, воспитание характера).
Слайд 9Уровни самообразовательной
деятельности
«Самый низкий уровень. Это по существу, еще не целенаправленная
самообразовательная работа, а часто случайная, дополнительная к учебной деятельности, направленная на удовлетворение еще не очень стойкого интереса ( просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т.п.)
«На этом этапе самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность ученика, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию. Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (2 уровень) является формирование жизненных планов, рост самосознания учащегося.
Слайд 10ІІІ. Третий уровень характерен для учащихся, которые уже не один
год включены в самообразовательную деятельность. Его отличает большая четкость, действенность и реальность целей самообразования. Школьник, приобретая опыт в этой деятельности, учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи.
Слайд 11Готовность школьников к
самообразовательной деятельности
В конкретном видеть проявление общего;
Из общего выделять
конкретное;
Видеть внутренние межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.п.;
Осознание единства и целостности научной картины мира; умение соотносить научные категории с объективной реальностью;
Уровень понимания относительного характера знаний и необходимости уточнения их путем систематического познания;
Умение анализировать и обобщать;
Гибкость мыслительной деятельности;
Осознанность, устойчивость и самостоятельность мышления;
Прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.
Слайд 12Работа с источниками
Информации
характер ориентирования в разнообразных объемах информации, выраженной с
помощью основных источников;
психологическая готовность верно оценить функциональные возможности как отдельного источника, так и их совокупности, выбрать на этой основе целесообразные средства для усвоения информации;
культура восприятия информации от источника (слушание учителя или собеседника, наблюдаемость зрительно и пр.);
рациональная запись информации в процессе взаимодействия с источником;
умение использовать источник информации при самоконтроле и самооценке качества результатов самообразования.
Слайд 13Организация самостоятельной работы
на уроке
Подготовительный этап, на котором учитель рассказывает детям о
цели их работы, раскрывает возможности ее усиленного выполнения. Этот этап предполагает, чтобы сам учитель заранее подготовил различную литературу, обратил свое внимание на взаимосвязь трех факторов в формировании интересов:
Помощь ученику в овладении навыками и умениями самостоятельной работы;
Постоянное побуждение к этому овладению;
Создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного х-ра.
2) Сам процесс самостоятельной работы ученика. Учитель должен не просто занять подростка умственным трудом и побудить его выполнить определенные требования. Необходимо обеспечить непременное развитие заинтересованности ученика умственной деятельностью, постепенный переход от работы воспроизводящего х-ра к более сложной, требующей воображения, применения навыков и т.п.
Слайд 14Итогово - обобщающий этап , включение самостоятельной работы в классе в
более или менее сложный вариант домашней работы;
Заключительный. Выбор учеником творческих заданий для системы самообразования.
Слайд 15Организация домашней учебной
Работы
«Домашняя учебная работа – обязательный вид работы, ее
содержание, объем, и виды определяются учителем. Она им контролируется и оценивается, включается в его систему работы, что дает возможность совершенствовать этот вид деятельности. Управление домашней работой – важный резерв для учителя в плане подготовки школьника к самообразованию».