Презентация, доклад Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Содержание

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;ориентацию на результаты образования (развитие личности

Слайд 1 Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС

второго поколения

Юшкова Л.А.,
учитель математики
МКОУ ООШ
с. Фатеево

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Слайд 2В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;переход к стратегии

Слайд 3В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход
Кроме того предполагает :
обеспечение преемственности

дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход   Кроме того предполагает :обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и

Слайд 4Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый

план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом –
быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в

Слайд 5Деятельностный подход предполагает изменение общей парадигмы образования,  должен произойти переход:

от определения цели

школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Деятельностный подход предполагает изменение общей парадигмы образования,  должен произойти переход:от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений,

Слайд 6Таким образом, концептуальной базой для реализации
системно-деятельностного подхода выступают:

Таким образом, концептуальной базой для реализации системно-деятельностного подхода выступают:

Слайд 7
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к

самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки деятельностной направленности

1. Урок открытия нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на

Слайд 8 Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура урока по технологии деятельностного метода. 1. Мотивация к учебной деятельности.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Слайд 9 Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие

и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. 
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация
"с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема: учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;учащиеся

Слайд 10Для вывода учеников из проблемной ситуации
учитель разворачивает диалог, побуждающий их

к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Осознание сути затруднения стимулируется фразами:
"В чем затруднение?;
Чем это задание не похоже на предыдущее?;
Что вас удивляет?;
Сколько есть мнений?".
Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: "Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?".

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Слайд 11Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000,

6000.
Побуждающий диалог.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
- А почему у вас получились неточные результаты?
Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы, учебные проекты.

Пример : Урок по теме "Сумма углов треугольника" - геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна. 

Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 9000, 12000, 6000.Побуждающий диалог.Учитель: - Вы можете начертить

Слайд 12  Готовясь к уроку каждый учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал

отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
             Все мы ставим перед собой одну и ту же  задачу: учить своих школьников рассуждать, учить их мыслить. Вопрос в том как?
                     
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
           То есть функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
  Готовясь к уроку каждый учитель ставит ряд вопросов:- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической

Слайд 13Школьный урок… Обычный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, делают

опыты, - это педагогическое творчество. Урок, на котором сливается труд учителя с трудом учащихся, в цепком единстве сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются, огорчаются, устают, но ощущают результат своих усилий, - да, такой урок – подлинное творчество. Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела! Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десяток учебников и не держаться ни одного из них неукоснительно – вот единственно возможный прием живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.

Школьный урок… Обычный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, делают опыты, - это педагогическое творчество. Урок,

Слайд 14Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть