Слайд 1МБОУ «СОШ № 108»
города Новосибирска
Развитие интереса и внимания на уроках
математики
Гейда Ирина Владимировна
2016 год
Слайд 2Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается
в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Слайд 3
Проблема, над которой я работаю :
«Развитие познавательной и творческой активности обучающихся
на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий»
Слайд 4 Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности
на уроках математики позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательной активности учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия:
между высоким уровнем требований, предъявляемых в математике мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;
между общепринятым мнением о математике, как о предмете вычислительном (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;
между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.
Слайд 5Активизация познавательной активности учащихся на уроках математики.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся,
можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы
Познавательный
интерес
Познавательная
активность
Познавательная
деятельность
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и
их избирательность, самостоятельность учения,
обеспечивают его активность на всех этапах.
Слайд 6Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип
урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес обучающихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Слайд 7В настоящее время, считаю, имеет смысл разрабатывать систему уроков с применением
новых информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого. Особый интерес для меня представляют возможности развивающих, проблемных, информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс - творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление школьников.
Слайд 8Мною практикуется использование компьютера для обучения математики.
Приведу в качестве примеров
виды деятельности на различных этапах обучения, опробованные мною на практике:
Этап усвоения новых знаний
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся : восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Практикую в своей работе объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроках геометрии сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией.
Для расширения видов учебной деятельности обучающихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания.
Слайд 10Этап закрепления учащимися новых знаний и способов действий
В своей
практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с обучающимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
Слайд 11Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено
только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повысит эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала. «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал»
Т. о., использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности урока.
Слайд 12Вот лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием
компьютерной презентации.
Сообщение большого количества информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного.
Осуществлять связь теории с практикой, с выходом на уровень переноса.
Прорабатывать учебный материал по степени его значимости (Что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять).
Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа непрерывного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти.
Повышение уровня наглядности урока.
Повышение внимания учащихся и степени их заинтересованности изучаемым материалом, познавательной активности учащихся.
Слайд 13Диаграммы
учитель математики МБОУ «СОШ №108»
города Новосибирска
Гейда Ирина
Владимировна
Слайд 14Внимательно рассмотрите рисунки, следующие ниже, найдите в них общее и постарайтесь
рассказать, о том, что вы видите на рисунках.
Слайд 15Распределение расходов в семье из 3 человек
С
Т
О
Л
Б
Ч
А
Т
А
я
Слайд 16Распределение расходов в семье из 3 человек
Л
И
Н
Е
Й
Н
А
я
Слайд 17Распределение расходов в семье из 3 человек
К
О
Н
И
Ч
Е
С
К
А
я
Слайд 18Распределение расходов в семье из 3 человек
Ц
И
Л
И
Н
Д
Р
И
Ч
Е
С
К
А
Я
Слайд 19Распределение расходов в семье из 3 человек
К
Р
У
Г
О
В
А
я
Слайд 20Распределение расходов в семье из 3 человек
К
Р
У
Г
О
В
А
я
О
Б
Ъ
Е
М
Н
А
я
Слайд 21Задание 2
Ответьте по рисунку на следующие вопросы:
Кто победил в выборах в
Государственную Думу Российской Федерации?
Сколько процентов голосов набрала каждая из партий?
Слайд 22Выполните в тетради
Составьте круговую диаграмму «Результаты контрольной работы по математике», используя
следующие данные:
Слайд 23Существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически. Наиболее распространенная из
них Microsoft Excel. Для построения диаграммы в этой программе достаточно:
1)Заполнить таблицу данных:
2) Выделить ее;
3) подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
После этого появиться окно, в котором можно выбрать тип диаграммы и оформить по своему вкусу.
Слайд 24Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать
метод стимулирования занимательностью.
Большое количество информации позволяет организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-семинар; деловая игра; урок – КВН; урок – творческий отчёт.
Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, практическая интересная задача, крылатые слова как средство активизации познавательной активности учащихся на уроках математики.
Слайд 25Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счёт! Мы
творим это дело
Только силой ума и души!
0,64 : 8
+ 0,14
3
?
0,72 – 0,32
4
+ 4,8
?
1,3 + 3,6
: 7
0,8
?
3 0,6
+ 3,2
: 0,1
?
Слайд 263
:2
2
:10
Найдите
пропущенные числа
:6
:0,2
:8
:0,1
:5
:
:
Слайд 27Вставьте вместо * пропущенные
цифры:
;
Слайд 28Составь выражение к задаче по рисунку и реши её, используя своё
выражение.
62 км/ч
38 км/ч
3 ч
?
Слайд 29Устные упражнения
Я задумала число. При
делении этого числа на
9
получилось 11 и в остатке 5.
Какое число я задумала?
1
104
Слайд 30 Игра «Угадай слово»
1. Игра «Угадай слово» используется мной обычно при
закреплении материала по любой теме курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и вычитание смешанных чисел». Дается задание: Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого решите примеры.
Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.
Слайд 31Игра «Лабиринт»
Правильный ход:
3+1+8+6+2+3+4+7+1+9+1=45
Слайд 34Этап всесторонней проверки ЗУН
При организации контроля знаний, умений и навыков
учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся..
Слайд 37Компьютер в качестве электронного ассистента, обладая специфическими функциональными возможностями (быстродействие, мультимедийность)
при условии продуманной методики организации процесса обучения, может стать мощным средством для стpуктуpиpования и систематизация математических знаний и умений, для формирования миpовоззpения и развития интеллекта школьника, для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, использование компьютера на уроках - одно из средств, позволяющее успешно, эффективно и рационально проводить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Слайд 38УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ
Слайд 39Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные
программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.
Слайд 40Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается
в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.
Слайд 41Внеклассные формы работы по предмету
Своя игра
Брейн -ринг
Помогите Золушке