Слайд 1Проектная работа
Предмет: Математика
Тема: «Математические фокусы»
Выполнил: Глотов Данил, ученик 6
класса
МКОУ «Ушакинская СОШ №1»
Научный руководитель: Кудринская И.Ю., учитель математики МКОУ «Ушакинская СОШ №1»
Слайд 2«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным»
Б. Паскаль
Слайд 3Актуальность
Существует необходимость в повышении внимания учащихся к изучению математики
через её занимательные стороны, что, несомненно:
должно повысить успеваемость обучающихся
должно решить проблему быстрого устного счета
должно помочь успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ
Слайд 4Цель
Повысить у школьников интерес к математике и убедить их в
том, что вычисления на калькуляторе и телефоне пагубно влияют на их способности быстрого устного счета.
Слайд 5Гипотеза
Если знать математические свойства чисел, то можно разгадать тайну любого
фокуса, а демонстрация и выполнение математических фокусов способствует развитию навыков устного счета.
Слайд 6 Объект исследования: математические фокусы, основанные на свойствах чисел, действий, математических
законах, уравнениях.
Предмет исследования: природа математические фокусов.
Слайд 7Задачи
1.Изучить литературу по данному вопросу и интернет-ресурсы;
2.Выбрать и обобщить наиболее интересные,
увлекательные математические фокусы;
3.Выяснить в чем секрет математических фокусов;
4.Провести мастер-класс в 5-6 классах по теме;
5.Пользуясь освоенными «секретами» готовых фокусов, придумать свои фокусы и проверить их в действии;
6.Создать копилку своих математических фокусов.
Слайд 8Теоретическая часть
Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами.
И это не удивительно.
“Гимнастика ума” полезна в любом возрасте:
она тренирует память
обостряет сообразительность
вырабатывает настойчивость
способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.
Слайд 9 Все вы знакомы с творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова,
но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.
Слайд 10 Вот один из фокусов М.Ю. Лермонтова:
Задумать любое число, прибавить
к нему 25, прибавить еще 125, отнять 36,
вычесть задуманное число, остаток умножить на 5, полученное число разделить на 2.
!!! Получится 285!!!
Секрет фокуса :
(а + 25 + 125 – 36 - а) · 5 : 2 = 114 · 5 : 2 =
285.
Слайд 11 Классификация математических фокусов
1.Числовые фокусы
Задуманное число;
предсказывание результата;
угадывание даты, номера;
мгновенный устный
счет.
2.Фокусы с настенным календарем
3.Фокусы с мелкими предметами
Слайд 12Категория : числовые фокусы
Тип: задуманное число
Первый человек записывает на
листочке бумаги любое трехзначное число. Второй приписывает к этому числу справа такое же число. Третий делит получившееся шестизначное число на 7. Четвертый делит этот результат на 11 . Пятый делит результат на 13, записывает его на отдельном листе и передает отгадывающему.
Слайд 13 Если все вычисления были выполнены правильно, то отгадывающий получит трехзначное
число, которое первоначально написал на бумаге.
Весь секрет фокуса состоит в том, что 7∙11∙13=1001!!! И данное число называют числом Шахеризады! При умножении его на трехзначное число мы получаем его же, но записанное дважды!!!
Слайд 14
Очень занимательны и интересны математические фокусы, в основе которых
лежат уравнения. В эту группу входят фокусы, где фокусник
предлагает вам выполнить
программу действий, затем
он просит вас сообщить
окончательный результат и,
получив его, моментально
называет задуманное число.
Слайд 15 Фокус: Задумайте число, умножьте его на 4 и к произведению
прибавьте 1. Результатом всех действий будет число 49. Каково задуманное число?
Разгадка: Фокусник мысленно решает простое уравнение: 4 х+1=49; от результата вычитает 1 и делит полученное число на 4. После сообщает вам, что вы задумали 12.
Можно придумать сколько угодно таких фокусов, достаточно быстро считать в уме и уметь решать уравнения.
Слайд 16Мгновенный устный счет
А как быстро умножить любое число на11?
Складываем две
цифры двузначного числа, затем помещаем сумму между двумя цифрами двузначного числа.
53∙11=5(5+3)3=583
93∙11 = 9 (9+3) 3 = 1023
Слайд 17
По сути техника умножения на 11 любого числа сводится к
сложению соседних чисел!!!
5 1 726 ∙ 11 = 5 (5+1) (1+7)(7+2)(2+6) 6 =
568 986
Слайд 18 А сейчас я вас удивлю !!! Быстро и без калькулятора
и столбиков возведу в квадрат число 145!!!
Чтобы возвысить в квадрат число, оканчивающееся цифрой 5 (например 85), умножают число десятков (8) на него же плюс единица (8∙9) и приписывают 25 (в нашем примере получается 7225).
1452; 14∙15 = 210; 21025
Прием этот вытекает из формулы (10х+5)2 = 100х2+100х+25=100х(х+1)+25
Слайд 19Этапы практической части
1. Анкетирование
2. Проведение мастер-класса
3. Создание копилки математических фокусов
Слайд 20Знаете ли вы, что такое математические фокусы?
Слайд 22 После этого был проведен мастер-класс по теме: «Математические фокусы».
Структура мастер-класса:
1.Ребят познакомили с темой исследования.
2. Показали ряд математических фокусов.
3. Часть секретов фокусов была раскрыта, а другую часть было предложено раскрыть самостоятельно.
4. В конце занятия было продолжено анкетирование.
Слайд 23Заинтересовала ли вас тема математических фокусов?
Слайд 24Будете ли Вы знакомить с фокусами своих друзей, родственников?
Слайд 25Домашнее задание
придумать свои математические фокусы;
проверить и показать, как работают
фокусы;
оформить работы;
защитить их.
В результате мы создали
копилку своих математических
фокусов, которая будет
пополняться с каждым годом.
Слайд 26Наши фокусы
1.Загадайте любое трехзначное число
2.Увеличьте его в 7 раз.
3. Результат
умножьте на 143.
4. Назовите, что получилось у вас, и я отгадаю число, которое вы задумали.
Секрет фокуса: 7∙143=1001
!!! Число Шахеризады !!!
Умножая его на трехзначное число, мы получаем задуманное число, но записанное дважды!!!
Выполнил ученик 5 класса Петросян Эдуард
Слайд 27Наши фокусы
Задумайте число (от 1 до 9), запишите в тетрадку и
никому не показывайте.
К 888 прибавьте (- 444)
Получившееся число умножьте на (-3)
Получившийся результат разделите на
(-2)
От получившегося числа отнимите (-334)
Результат умножьте на задуманное число
Слайд 28 Секрет моего фокуса в том, что при помощи математических действий:
888+(-444)=444; 444∙(-3)=-1332 ;
-1332:(-2)=666 ; 666-(-334)=1000
мы получаем 1000 и умножаем на задуманное число (например 7).
Так по первой цифре ответа (например 7000) я узнаю загаданную цифру.
Выполнил ученик 6 касса Кокорин Дмитрий
Слайд 29Наши фокусы
Загадываем число от 1-10
Умножаем это число на 9
Складываем получившиеся две
цифры
Прибавляем к получившемуся числу число 491
Это число делим на 100
Вычитаем 5
В результате должен получиться 0
Слайд 30 Секрет фокуса - признак делимости на 9. Если любое число
умножить на 9, то результат обязательно будет делиться на 9 без остатка. Любое число делится на 9 тогда и только тогда, если сумма цифр делится на 9. Так как мы берем числа от 1 до 10, то сумма цифр всегда будет 9.
Например: загадываем число 2, 2∙9=18 ,
1+8=9, 9+491=500, 500:100=5, 5-5=0
Выполнил ученик 5 класса Анхимков Роман
Слайд 31 Наши фокусы
Задумать любое положительное однозначное число, к нему прибавить
6, полученную сумму умножить на 4, к результату прибавить 8, все разделить на 4, вычесть 2 и вычесть число, которое было задумано.
В результате смело говорите 6!!!
Секрет фокуса:
((х+6)∙4+8):4-2-х=х+8-2-х=6
Выполнил ученик 6 класса Глотов Данил
Слайд 33Заключение
В исследовательской работе мы выполнили поставленные перед собой цели
и задачи.
Математический интерес каждого фокуса заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.
В дальнейшем мы хотели бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.