Презентация, доклад проекта Внеурочной деятельности по математике(5 класс) по теме: Старинные меры длины

Содержание

Не имели наши предкиНи линейки, ни рулетки.Но могли предмет любойИзмерять самим собой.Ткани мерили локтями,Землю мерили лаптями,И имели пальцев пять –Щели в доме измерять.В общем, жили не тужили,Не хлебали лаптем щей…И всему на свете былиЛюди – мерою

Слайд 1Старинные меры длины
1
МБОУ «СОШ № 14»
Проект выполнили
Учащиеся 5 «к» класса:
Ершов Антон;
Кононов

Александр;
Крючков Алекасндр
Старинные меры длины1МБОУ «СОШ № 14»Проект выполнилиУчащиеся 5 «к» класса:Ершов Антон;Кононов Александр;Крючков Алекасндр

Слайд 2Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим

собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
Не имели наши предкиНи линейки, ни рулетки.Но могли предмет любойИзмерять самим собой.Ткани мерили локтями,Землю мерили лаптями,И имели

Слайд 3В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь,

производим различные
вычисления.
С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.
Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различныевычисления. С современными единицами измерения

Слайд 4Интересующие нас вопросы определили цель проекта:
выяснить, какие меры длины существовали

на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.
Интересующие нас вопросы определили цель проекта: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и

Слайд 5 Задачи:

• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на

Руси;
• выяснить как измеряли длину в старинные времена;
• выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины.
Задачи:• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;• выяснить как измеряли длину в

Слайд 6Методы исследования:

• изучить специальную литературу; найти ответы на вопросы с

помощью Internet;
• провести опрос одноклассников, родителей;
• провести эксперимент: попробовать измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения.
Методы исследования: • изучить специальную литературу; найти ответы на вопросы с помощью Internet; •  провести опрос

Слайд 7План проведения проекта: 
Организационный этап: 
1) Создание группы учащихся для работы над проектом,

распределение заданий. 
2) Выбор темы, определение цели, составление плана.  3) Анкетирование одноклассников. 
План проведения проекта:  Организационный этап:  1) Создание группы учащихся для работы над проектом, распределение заданий.  2) Выбор

Слайд 8Основной этап:  1) Самостоятельная работа по выполнению заданий.  2) Подбор материалов из

печати, интернета, помощь родителей и учителя.  3) Обработка заданий в соответствии с поставленными целями и задачами.  4) Оформление отчетов по заданиям.  5) Работа над презентацией. 
Основной этап:   1) Самостоятельная работа по выполнению заданий.   2) Подбор материалов из печати, интернета, помощь

Слайд 9Заключительный этап:  Презентация проекта. 

Заключительный этап:   Презентация проекта. 

Слайд 10 Шаг 1
Анализ литературы

Шаг 1Анализ литературы

Слайд 11В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь

и вершок. Мы попытались найти нужную информацию в сети Интернет и выяснить что это за величины.

МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;
мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,
линейная мера служит для означенья расстояний или величины линий. В. И. Даль
В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. Мы попытались найти нужную

Слайд 12Сажень – самая распространенная на Руси мера длины. Их насчитывается более

10.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Маховая сажень = 1, 51 м.
Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Косая сажень = 2, 13 м. Саженей было больше десяти, которые применялись при измерение расстояний и в строительстве.
Сажень – самая распространенная на Руси мера длины. Их насчитывается более 10.     Маховая

Слайд 13По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они

имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой.
Сажени:
городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см,
казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см,
церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см,
малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника),
а так же - дворовая, мостовая.
По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они имели свои названия, были несоизмеримы и

Слайд 14Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажень, входивших в

неё, и величины сажени. Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").
Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажень, входивших в неё, и величины сажени. Уложением 1649

Слайд 15АРШИН - старинная русская мера длины, приблизительно равна 0,7112м. Аршином, так

же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
АРШИН - старинная русская мера длины, приблизительно равна 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую,

Слайд 16ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным

- "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным -

Слайд 17ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, примерно равна 1/6 локтя (локоть шестиладонный)

ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, примерно равна 1/6 локтя (локоть шестиладонный)

Слайд 18ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины.
МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили -

"пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см. БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.). П Я Д Ь С КУВЫРКОМ ("пядень с кувырком", по Далю - 'п я д ь  с  кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см
ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины. МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили -

Слайд 19ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,5см.

Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,5см. Наименование

Слайд 20Перст – равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст= 2 см.

Перст – равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст= 2 см.

Слайд 22Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках,

во фразеологизмах. Мы не всегда понимаем их смысл, вот мы и решили в этих вопросах разобраться.
Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках, во фразеологизмах. Мы не всегда понимаем

Слайд 23Заячий островок
Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?

Решение:
ширина =1 аршин=0,71м
длина=1сажень=2,13м
площадь=0,71 х 2,13=1,51(м2)
Ответ: максимальные размеры: 0,71м; 2,13м; 1,51м2
Заячий островок  Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье

Слайд 24Все меры были неточными т. к. у разных людей пальцы, руки,

шаги разные. Только в XVIII веке после указа Петра I в России были установлены общие меры длины и введены новые.

Вывод

Все меры были неточными т. к. у разных людей пальцы, руки, шаги разные. Только в XVIII веке

Слайд 25Шаг 2
Выполнение заданий

Шаг 2Выполнение заданий

Слайд 26Что знают другие люди о старинных мерах длины?
1. Знакомы ли

Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?

Анкетирование

Что знают другие люди о старинных мерах длины? 1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр,

Слайд 27Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Слайд 28Эксперимент № 1:
«Установление длины старинных русских мер опытным путем»

Эксперимент № 1: «Установление длины старинных русских мер опытным путем»

Слайд 29Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах длины наших родственников»
Результаты

Антона:
Эксперимент № 2: «Измерение роста в старинных мерах длины наших родственников»Результаты Антона:

Слайд 30Результаты Александра Кононова:
Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах

длины наших родственников»
Результаты Александра Кононова: Эксперимент № 2: «Измерение роста в старинных мерах длины наших родственников»

Слайд 31Результаты Александра Крючкова:
Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах

длины наших родственников»
Результаты Александра Крючкова: Эксперимент № 2: «Измерение роста в старинных мерах длины наших родственников»

Слайд 32Шаг 3
Заключение

Шаг 3Заключение

Слайд 33В ходе проекта мы сделали следующие выводы:

• выяснили, какие меры длины

существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;

Заключение

В ходе проекта мы сделали следующие выводы:• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что

Слайд 34• в ходе экспериментов мы пришли к выводу, что измерения с

помощью старинных мер длины оказываются не точными, они не удобны для измерений;
• выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.

В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
• в ходе экспериментов мы пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не

Слайд 352
Спасибо
За
Внимание!

2СпасибоЗаВнимание!

Слайд 36Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. –

М.: Эксмо, 2007

2.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.

3. Русские пословицы и поговорки /Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

4. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади.
http://mer.kakras.ru/

5. Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011

Источники информации:

Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. –    М.: Эксмо, 20072.Русская система мер.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть