Слайд 1Старинные меры длины
1
МБОУ «СОШ № 14»
Проект выполнили
Учащиеся 5 «к» класса:
Ершов Антон;
Кононов
Александр;
Крючков Алекасндр
Слайд 2Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим
собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
Слайд 3В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Не задумываясь,
производим различные
вычисления.
С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.
Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
Слайд 4Интересующие нас вопросы определили цель проекта:
выяснить, какие меры длины существовали
на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время.
Слайд 5 Задачи:
• выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на
Руси;
• выяснить как измеряли длину в старинные времена;
• выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины.
Слайд 6Методы исследования:
• изучить специальную литературу; найти ответы на вопросы с
помощью Internet;
• провести опрос одноклассников, родителей;
• провести эксперимент: попробовать измерить длину предметов, используя старинные и современные единицы измерения.
Слайд 7План проведения проекта:
Организационный этап:
1) Создание группы учащихся для работы над проектом,
распределение заданий.
2) Выбор темы, определение цели, составление плана.
3) Анкетирование одноклассников.
Слайд 8Основной этап:
1) Самостоятельная работа по выполнению заданий.
2) Подбор материалов из
печати, интернета, помощь родителей и учителя.
3) Обработка заданий в соответствии с поставленными целями и задачами.
4) Оформление отчетов по заданиям.
5) Работа над презентацией.
Слайд 9Заключительный этап:
Презентация проекта.
Слайд 11В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь
и вершок. Мы попытались найти нужную информацию в сети Интернет и выяснить что это за величины.
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;
мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,
линейная мера служит для означенья расстояний или величины линий. В. И. Даль
Слайд 12Сажень – самая распространенная на Руси мера длины. Их насчитывается более
10.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. Маховая сажень = 1, 51 м.
Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Косая сажень = 2, 13 м. Саженей было больше десяти, которые применялись при измерение расстояний и в строительстве.
Слайд 13По данным историков и архитекторов, саженей было более 10 и они
имели свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой.
Сажени:
городовая - 284,8 см, без названия - 258,4 см, великая - 244,0 см, греческая - 230,4 см,
казённая - 217,6 см, царская - 197,4 см,
церковная - 186,4 см, народная - 176,0 см, кладочная - 159,7 см, простая - 150,8 см,
малая - 142,4 см и ещё одна без названия - 134,5 см (данные из одного источника),
а так же - дворовая, мостовая.
Слайд 14Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажень, входивших в
неё, и величины сажени. Уложением 1649 года была установлена "межевая верста" в 1 тысячу саженей. Позже, в XVIII веке наряду с ней стала использоваться и "путевая верста" в 500 саженей ("пятисотная верста").
Слайд 15АРШИН - старинная русская мера длины, приблизительно равна 0,7112м. Аршином, так
же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Слайд 16ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным
- "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется.
Слайд 17ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, примерно равна 1/6 локтя (локоть шестиладонный)
Слайд 18ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины.
МАЛАЯ ПЯДЬ (говорили -
"пядь"; с 17-го века она называлась - "четверть" <аршина>) - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
П Я Д Ь С КУВЫРКОМ ("пядень с кувырком", по Далю - 'п я д ь с кувыркой') - пядь с прибавкой двух суставов указательного палица = 27-31 см
Слайд 19ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,5см.
Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.
Слайд 20Перст – равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст= 2 см.
Слайд 22Старинные меры длины мы часто встречаем в пословицах и в поговорках,
во фразеологизмах. Мы не всегда понимаем их смысл, вот мы и решили в этих вопросах разобраться.
Слайд 23Заячий островок
Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал:
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минуты вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных единицах длины и площади?
Решение:
ширина =1 аршин=0,71м
длина=1сажень=2,13м
площадь=0,71 х 2,13=1,51(м2)
Ответ: максимальные размеры: 0,71м; 2,13м; 1,51м2
Слайд 24Все меры были неточными т. к. у разных людей пальцы, руки,
шаги разные. Только в XVIII веке после указа Петра I в России были установлены общие меры длины и введены новые.
Вывод
Слайд 26Что знают другие люди о старинных мерах длины?
1. Знакомы ли
Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
Анкетирование
Слайд 28Эксперимент № 1:
«Установление длины старинных русских мер опытным путем»
Слайд 29Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах длины наших родственников»
Результаты
Антона:
Слайд 30Результаты Александра Кононова:
Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах
длины наших родственников»
Слайд 31Результаты Александра Крючкова:
Эксперимент № 2:
«Измерение роста в старинных мерах
длины наших родственников»
Слайд 33В ходе проекта мы сделали следующие выводы:
• выяснили, какие меры длины
существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовали их решать;
Заключение
Слайд 34• в ходе экспериментов мы пришли к выводу, что измерения с
помощью старинных мер длины оказываются не точными, они не удобны для измерений;
• выполнив все задачи нашего исследования, можно сказать, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
Слайд 36Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. –
М.: Эксмо, 2007
2.Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия.
3. Русские пословицы и поговорки /Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
4. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади.
http://mer.kakras.ru/
5. Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011
Источники информации: