Слайд 1УРОК МАТЕМАТИКИ
в 5 классе по теме :
«Круг и окружность »
Подготовила: учитель
математики Вялкина В.А.
Город Лебедянь
Липецкой области
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с новыми геометрическими фигурами: окружностью,
кругом и их элементами
(диаметр, радиус, центр);
2. Закрепить правильно сформулированные определения; познакомить с историей возникновения математических понятий; формировать навыки исследовательской работы;
3. Развивать пространственное мышление, воображение, кругозор, обогащать словарный запас; навыки работы с учебником; умение пользоваться чертежными инструментами;
4. Прививать навыки практической деятельности;
5. Научить овладевать терминологией и не только говорить, но и думать на новом – геометрическом языке.
Слайд 3
Ле Корбюзье французский архитектор
годы жизни
06.10.1887 г-27.08.1965 г
«Я думаю, что никогда,
до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова великого французского архитектора Ле Корбюзье очень тонко характеризуют и наше
время.
Слайд 4Проекты архитектора
Ле Корбюзье
Здания по его проектам построены в разных странах —
в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.
Слайд 5 Геометрия не только даёт представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении,
но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.
Посмотрите вокруг. Многие окружающие нас предметы напоминают геометрические фигуры.
Итак, геометрия – это наука, изучающая форму и взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве.
Слайд 6Испытание, которое будет пропуском в лаборатории НИИ.
Из каких геометрических фигур состоит
рисунок?
Слайд 7 ЗАГАДКА №1
Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком,
Видишь
бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,
В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.
И вдруг понял, что фигура называется ……………..
Слайд 8 ЗАГАДКА №2
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку, колесо.
Кто же я такой, друзья ?
Слайд 9Окружность и круг в жизненной ситуации
Назовите , какие предметы изображены на
слайде?
Слайд 10Лаборатория раскрытия тайн
1.Приложите круглый предмет на лист бумаги и обведите его
простым карандашом.
2.Аккуратно ножницами вырежем по той линии, которую оставил карандаш.
3.Какая фигура получилась?
Слайд 11Обратите внимание
1.Диаметр делит круг пополам;
2. Радиус равен половине диаметра ;
3. Центром
круга является точка пересечения диаметров.
4.Хорда- это отрезок, соединяющий две точки окружности.
Слайд 12РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА НА ДВЕ ГРУППЫ «Окружность» и «Круг»
СЛОВА:
ПЛОСКАЯ ТАРЕЛКА, БЛИН, ПЯЛЬЦЫ
ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ, РЕЗИНКА ДЛЯ ВОЛОС, КОМПАКТ ДИСК, ПОКРЫШКА ДЛЯ КОЛЁС, ОБРУЧ,КОЛЬЦО
Слайд 13ЛАБОРАТОРИЯ ТЕОРЕТИКОВ
В этой лаборатории ваша задача – изучить элементы ОГО. В
ней много правил об окружности и круге, которые в дальнейшем нам будут необходимы. Вам предстоит работать в группах, чтобы дать ответы на вопросы:
·
что называют кругом?
·
что называют окружностью?
·
какой отрезок называют радиусом окружности?
·
какой отрезок называют диаметром окружности?
·
что называют хордой окружности?
·
во сколько раз диаметр длиннее радиуса?
Слайд 14Историческая справка
Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса».
Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».
Слайд 16ЛАБОРАТОРИЯ ПРАКТИКОВ
1. РЕШИТЬ УСТНО №713, №714
2.РЕШИТЬ
ПИСЬМЕННО №715
3.Как начертить окружность определенного размера?
Слайд 17Для этого существует циркуль
Совершеннейшей ноги
И круги, круги, круги
Вызывают восхищенье.
Балерина создавала
Точный круг
в один момент,
Подивился ей немало
Достославный геометр.
О прекрасной балерине
Вспоминал частенько он
Не по этой ли причине
Циркуль был изобретён.
Слайд 18Из истории возникновения циркуля
Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность
(“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг). История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.
Слайд 19Начертите окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности.
Найдите длину диаметра
Как вы думаете для чего нужна линейка?
Теперь давайте подведём итоги проведённых опытов по построению окружностей.
Слайд 20ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Отправляемся в лабораторию исследователей.
Работа в парах.
·
Начертить окружность, отметить центр
провести диаметр, радиус.
·
Начертить окружность с центром О, радиуса 3 см.
·
Начертить окружность с центром А, диаметр которой 8см.
Оценить работу соседа.
Слайд 21Рефлексия
А теперь продолжите предложения, которые вы видите на доске
Сегодня я узнал…
Было
интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
Слайд 22Домашнее задание
Творческое задание: составить загадку или стихотворение о круге, об окружности.
Нарисовать круг и окружность разных радиусов (по 3 рис.)
Слайд 23Итог урока
Ребята, а что сегодня на уроке мы узнали?
В школе
свойства окружности и круга изучаются до 11 класса, но первые представления у вас должны быть уже в 5 классе.
Работа в лабораториях НИИ сегодня подошла к завершению. Окружность и круг стали для нас в результате исследований ОГО - опознанными геометрическими объектами. На следующем уроке нас ожидает очередное заседание.
Слайд 24Спасибо за внимание!
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то,
что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.