Слайд 1Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Учитель математики
МБОУ « СШ №7»
города Смоленска
Баранова Л.В.
Слайд 2«Всякое знание остается
мертвым,
если в учащихся не развивается
инициатива и самодеятельность:
учащегося
нужно приучать не только к мышлению,
но и к хотению»
Н.А.Умов
Слайд 3
ценностно-смысловая компетенция
социально-трудовая компетенция
общекультурная компетенция
компетенция личностного самосовершенствования
информационно-
технологическая
компетенция
Учебно познавательная компетенция
коммуникативная
компетенция
Слайд 4Цель проектной и исследовательской деятельности
Создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно
и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в
различных группах;
- развивают у себя исследовательские
умения(выявление проблемы, сбор
информации, наблюдения, проведение
эксперимента, анализ, построение гипотез,
обобщение);
- развивают системное мышление.
Слайд 5Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности
Практически значимые цели и задачи.
Структура
проектной и учебно-исследовательской деятельности:
анализ актуальности проводимого исследования;
целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта;
представление результатов.
3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Слайд 6Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Учебно-исследовательская деятельность
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
Слайд 7Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг
друга,
т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.
Слайд 8Алгоритм разграничения проекта и исследования
Учителю нужно знать
Цель деятельности – создание модели
или объекта?
проект
исследование
ДА
НЕТ
Слайд 9Типология форм организации проектной деятельности
По виду деятельности
Практико-ориентированный
Информационный
Исследовательский
Ролевой
Творческий
По содержанию
Моно предметный.
Метапредметный.
Надпредметный
По
длительности
Мини проекты
Краткосрочные
Среднесрочные
Долгосрочные
По количеству участников
Индивидуальный.
Парный.
Малогрупповой (до 5 человек).
Групповой (до 15 человек).
Коллективный (класс и более в рамках школы).
Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете
Слайд 10Результат проектной деятельности
материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры,
другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;
действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);
письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.
Слайд 11Роли, которые необходимо «прожить» педагогу:
Энтузиаст
Специалист
Консультант
Руководитель
Координатор группового процесса
Эксперт
Слайд 12Методический комплекс проектной задачи
Сценарий работы в аудитории
Описание проектной задачи (включающее
систему оценивания)
Карта эксперта (предметные результаты)
Карта наблюдений (метапредметные результаты)
Раздаточные материалы, презентационное сопровождение.
Листы рассадки учащихся в аудитории
Слайд 13Этапы работы над проектом
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III
- осуществление деятельности;
IV – презентация проектов.
Слайд 15Учителю нужно знать
Цель проекта( одна)
Это конечный результат, которого вы хотели
бы достичь при завершении проекта
Начинайте со слов:
Создание …
Разработка…
Расширение знаний о…
Исследование …
Задачи проекта ( не менее трёх)
Что делать для того , чтобы достичь цели
Начинайте со слов:
Организовать …
Создать ….
Провести …
Найти …
Разработать….
Слайд 19Защита проекта: выступление 3-10 мин
1) обоснование выбранной темы – её актуальность;
2)
определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненной работы. Если было проведено исследование, то с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
В выступлении обязательно должны быть представлены ответы на следующие вопросы:
Слайд 20В конце выступления - самооценка
Я считаю, что мне удалось достичь цели,
потому что…
Высказать своё личное отношение к данной теме, подвести итоги работы:
-что получилось, чего не получилось , почему,
- какие перспективы работы над проектом (что ещё можно сделать дальше),
- что дала работа над проектом;
- указать ресурсы проекта.
Слайд 21Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивают
Оценивается
Экспертная
комиссия
Руководитель проекта
Сформированность
компетенций
Слайд 22Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
Оценивается способность к самостоятельному приобретению знаний
и решению проблем.
Оценивается сформированность предметных знаний и способов действий .
Оценивается сформированность коммуникативных действий.
Слайд 23Проект – это «пять П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое
«П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Слайд 25Типичные ошибки, которые допускают педагоги
- объявляют учащимся тему проекта или
сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор
- предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, побуждающую детей к поиску путей решения проблемы;
дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
- реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличие от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников;
- творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу; должно быть самостоятельное решение проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом
Учителю нужно знать
Слайд 26Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.
К.Д.Ушинский
Слайд 27Если вы включитесь в проект,
то научитесь
Слайд 28Мини проект «Решение задач на движение»
Задача 1.
Антон и Иван отправились навстречу
друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.
а) На какое расстояние они сблизятся за 1ч, 2ч?
б) Через сколько часов они встретятся?
Задача 2.
От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?
Вывод: при движении навстречу друг другу и в противоположных направлениях
Слайд 29Исследовательский проект
«Искусство отгадывать числа».
Цель данной работы :
исследовать, что лежит в основе задачи «Искусство отгадывать числа».
Гипотеза исследования : предположение, что в основе задачи «Искусство отгадывать числа» лежит уравнение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) найти все виды уравнений, изучаемые в школьном учебнике Н. Я. Виленкина «Математика 5»;
3) исследовать задачу «Искусство отгадывать числа»;
4) разработать памятку «Решаем уравнения на 5».
Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы;
-исследовательский метод при определении видов уравнений, изучаемые в школьном учебнике Н. Я. Виленкина «Математика 5»;
- практический метод при разработки памятки «Решаем уравнения на 5».
Слайд 31Математика – это великая наука. Она возникла еще в глубокой древности
из практических потребностей людей. Математика есть практически везде. Эта наука всегда была и будет необходима.
Слайд 32
Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того,
чтобы измерять земельные участки.
А для чего изучаем математику мы?
Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна.
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.
Слайд 33Математика в жизни человека
Цель: Изучить, где математика встречается в жизни и доказать
ее необходимость.
Задачи:
Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
Ответить на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?
.
Слайд 34Математика в жизни человека
Гипотеза: Математика в нашей жизни необходима не только
в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.
Человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.
Слайд 35Решите задачи и сразу поймёте: нужна ли математика в каждой профессии?
1.Для ремонта квартиры купили 42 рулона обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Слайд 362. Для приготовления яблочного варенья на 1 кг яблок нужно 1,2
кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара надо, чтобы сварить варенье из 8 кг яблок?
Слайд 373. В супермаркете проходит рекламная акция: заплатив за две шоколадки, покупатель
получает три шоколадки ( одна шоколадка в подарок). Шоколадка стоит 36 рублей. Какое наибольшее число шоколадок можно получить на 200 рублей?
Слайд 38В повседневной жизни постоянно приходится иметь дело с расчётами, без которых
нельзя обойтись.
И тут помогает математика.
1. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 3 кг 500 г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?
Слайд 392. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3
раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит для лечения?
Слайд 403. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 1 руб. 60 коп. 1 ноября
счётчик электроэнергии показывал:32544 киловатт-часа, а 1 декабря- 32726 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь?
Слайд 41Математические задачи в литературных произведениях
Цель - найти математические задачи в художественной литературе и
проверить правильность их решения.
Объект и предмет исследования – текстовые математические задачи в художественном произведении (объект), использование математических задач (предмет)
Слайд 42Математические задачи в литературных произведениях
Проблема - всегда ли автор художественного произведения
предлагает правильное решение рассматриваемой задачи?
Гипотеза - если в художественном произведении встречается решение математической задачи, то оно всегда будет верным.
Слайд 43Математические задачи в литературных произведениях
В работе над этой темой были поставлены
следующие задачи:
1)изучить художественную литературу, в которой встречаются текстовые задачи;
2) выбрать математические задачи;
3) оценить правильность их решения;
4) сделать вывод о справедливости гипотезы.
Слайд 44Математические задачи в литературных произведениях
Были использованы следующие методы работы:
1) анализ литературы;
2) выбор текстовых задач;
3) анализ
решения задач в поэзии и прозе;
4) систематизация задач по правильности их решения.
Слайд 45И.С. Тургенев «Муму»
«…Из числа всей ее челяди самым
замечательным лицом
был дворник Герасим,
мужчина двенадцати вершков роста,
сложенный богатырем и глухонемой от
рождения».
Решение:
Вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2) 144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98см - высокий человек.
Слайд 46Верно или неверно
Петр Ершов
«Конек-Горбунок»
Задача
«Прекрасивых двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только
в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами…»
Слайд 47Решение задачи
1 аршин=16 вершков=71см
Находим, чему равен 1 вершок
16 вершков =71см
1
вершок = хсм
1 вершок=71/16=4,4см
4,4см*3=13,2см
Получается, что конек-горбунок был ростом 13,2 см,
а его уши были 71 см!
Слайд 48Мини проект «Площади»
Сколько мешков шпатлевки надо купить для ремонта спортивного зала
размером 30м на 15м, высота зала 5м, если известно, что одного мешка шпатлевки хватает на отделку 12 м2 площади стен?
Решение
1) (30·5)·2 + (15·5)·2 = 450(м2) - площадь стен.
2) 450 : 12 = 37,5 (м) – потребуется для шпатлевки стен спортивного зала.
Ответ: надо купить 38 мешков
шпатлевки.
Колесников Илья
Слайд 49Мини проект «Площади»
2.Сколько потребуется плитки площадь которой 2 дм², чтобы выложить
прямоугольную дорожку длиной10 м и шириной1м? Сколько будет стоить вся плитка, если стоимость одной плитки 30 рублей?
Решение
10 · 1 = 10 (м2) - площадь дорожки.
10 м2 = 1000 дм2
1000 : 2 = 500 (шт) – потребуется плитки для укладки дорожки.
30 · 500 = 15000 (р) – стоимость всей плитки.
Ответ: 15000 рублей будет стоить
вся плитка.
Боровиков Илья
Слайд 50Мини проект « Площади»
3. На покрывало размером 1,5м на 2м нанесен
рисунок в виде ромбов: 4 больших с диагоналями 0,6м и 0,5м и 9 маленьких с диагоналями 0,4м и 0,3м. Какая площадь покрывала занята рисунком? Сколько процентов составляет рисунок от площади покрывала?
Решение
1,5 · 2 = 3 (м2 ) – площадь покрывала.
4 · (0,6 · 0,5) : 2) = 0,6 (м2 ) – площадь больших ромбов.
9 · (0,4 · 0,3) : 2)) = 0,54 (м2 ) – площадь маленьких ромбов.
0,6 + 0,54 = 1,14 (м2 ) – площадь рисунка.
1,14 : 3 = 114 : 300 ≈ 0,4 ≈ 40% - составляет рисунок от площади покрывала.
Ответ: 1,14 м2 площадь рисунка, 40% составляет рисунок от площади покрывала.
Корнева Маша
Мурадян Нелли