Слайд 1Возможности формирования УУД на уроках математики в начальной школе
Выполнила:
Бугаева Татьяна Евгеньевна
Чита,
2017
Слайд 2В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного
и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Слайд 3Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала
вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Слайд 4Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка
в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.
Слайд 5Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов
УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Слайд 6Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке
учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Слайд 7Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных
и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Слайд 8Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения
математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Слайд 9Уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала
вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.
Слайд 10Ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение
отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.
Слайд 11На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится
обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.
Слайд 12Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные)
обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Слайд 13В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и
вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения.
Слайд 14Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы:
организация целенаправленного
наблюдения;
анализ математических объектов с различных точек зрения;
установление соответствия между предметной-вербальной-графической-символической моделями;
предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»;
сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу;
обсуждение различных способов действий.
При этом дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий.
Слайд 15В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые
умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Слайд 16На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение
ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Слайд 17Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
-
«найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
Слайд 18Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и
операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Слайд 25Творческие задачи и проблемные ситуации
Слайд 28Творческие задания
Направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, творческих способностей
Слайд 29Развитие познавательной инициативы
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 30Развитие познавательной инициативы
Слайд 31Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые
должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Слайд 32Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие
виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»
Слайд 33Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
Слайд 35Объединение результатов
Сравнение результатов
Слайд 38Оцениваю себя и партнера, слышу, договариваюсь
Слайд 39С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля – проводятся самопроверки
и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
Слайд 40Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды
заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
«ищу ошибки»
Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Слайд 41Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
-
участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Слайд 42Подведение итогов урока, рефлексия
Проявление рефлексии (ученик самостоятельно анализирует действия и поступки)
Слайд 44В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:
при изучении практически всех
тем можно формировать все УУД одновременно.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Слайд 46Источники:
Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы
анализа, рекомендации, фрагменты уроков.-Волгоград: Учитель, 2013. -158с.
Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.
Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)
ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)