Презентация, доклад по математике на тему: В мире римских чисел (5 класс)

Содержание

Цели мероприятия: 1. Получение дополнительной информации о римских числах;2.развитие логического мышления; 3. раскрытие творческих способностей ребенка; 4. привитие интереса к предмету.

Слайд 1Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 классов «В МИРЕ РИМСКИХ

ЧИСЕЛ»

Бектасова Гульнара Нигметовна, учитель математики
п.Основной Новоузенского района Саратовской области

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся  5 классов  «В МИРЕ РИМСКИХ ЧИСЕЛ»Бектасова Гульнара Нигметовна, учитель

Слайд 2Цели мероприятия:
1. Получение дополнительной информации о римских числах;
2.развитие логического мышления;


3. раскрытие творческих способностей ребенка; 4. привитие интереса к предмету.

Цели мероприятия:  1. Получение дополнительной информации о римских числах;2.развитие логического мышления; 3. раскрытие творческих способностей ребенка;

Слайд 3ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РИМСКИХ ЦИФРАХ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РИМСКИХ ЦИФРАХ

Слайд 4
В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры

похожи на пальчики. Обратите внимание, как при помощи рук изображаются числа пять и десять – ведь на одной руке 5 пальцев, а на двух – 10. Посмотри на рисунки и обведи римские цифры. В квадратики впиши соответствующие арабские цифры.
В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры похожи на пальчики. Обратите внимание, как

Слайд 5Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала

писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.
Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки

Слайд 6 Система расположения этих цифр друг относительно друга такова: числа до трех

включительно образуются при помощи сложения единиц. II, III - четырехкратное повторение любой цифры запрещено.

Чтобы образовать числа больше трех, складываются или вычитаются большая и меньшая цифры, для вычета меньшая цифра ставится перед большей, для прибавления – после, например:
4 = IV 6 = VI 7 = VII

Система расположения этих цифр друг относительно друга такова: числа до трех включительно образуются

Слайд 7 Та же логика действует и с другими цифрами IX =

9 XL = 40 90 = XC CM = 900

Порядок расположения тысяч, сотен, десятков и единиц тот же, что и привычный нам.
Важно, что любая цифра не должна повторять больше трех раз, таким образом, самое длинное число до тысячи – 888.
888 = DCCCLXXXVIII
(500+100+100+100+50+10+10+10+5+1+1+1)

Та же логика действует и с другими цифрами   IX = 9

Слайд 8 Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал

появляться только в XIX веке. Поэтому в старинных текстах можно увидеть варианты IIII и VIIII вместо IV и IX, и даже IIIII или XXXXXX вместо V и LX. Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре часто отмечается именно с помощью четырех единиц. В старых книгах также нередки случаи двойных вычитаний – XIIX или IIXX вместо стандартных в наши дни XVIII.


Также в Средневековье появилась новая римская цифра – ноль, который обозначался буквой N (от латинского nulla, ноль). 0 = N

Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться

Слайд 9ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР
На данный момент не существует единой теории происхождения римских

цифр. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этрусско-римские цифры произошли от системы счета, которая использует вместо цифры штрихи-зарубки.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФРНа данный момент не существует единой теории происхождения римских цифр. Одна из самых популярных гипотез

Слайд 10Таким образом, цифра «I» - это не латинская или более древняя

буква «и», а насечка, напоминающая форму этой буквы. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V, а десятую перечеркивали – Х

Число 10 выглядело в этом счете следующим образом: IIIIΛIIIIX.
Именно благодаря такой записи цифр подряд мы обязаны особой системе сложения римских цифр: со временем запись числа 8 (IIIIΛIII) могла сократиться до ΛIII, что убедительно демонстрирует, каким образом римская система счета получила свою специфику.

Таким образом, цифра «I» - это не латинская или более древняя буква «и», а насечка, напоминающая форму

Слайд 11 Постепенно зарубки превратились в графические символы I, V и X,

и приобрели самостоятельность. Позже они стали идентифицироваться с римскими буквами – так как были на них внешне похожи.
Постепенно зарубки превратились в графические символы I, V и X, и приобрели самостоятельность. Позже они

Слайд 12Альтернативная теория принадлежит Альфреду Куперу, который предположил рассмотреть римскую систему счета

с точки зрения физиологии. Купер считает, что I, II, III, IIII – это графическое представление количества пальцев правой руки, выкидываемых торговцем при назывании цены. V – это отставленный большой палец, образующий вместе с ладонью подобную букве V фигуру.
Альтернативная теория принадлежит Альфреду Куперу, который предположил рассмотреть римскую систему счета с точки зрения физиологии. Купер считает,

Слайд 13 Именно поэтому римские цифры суммируют не только единицы, но и складывают

их с пятерками – VI, VII и т.п. – это откинутый большой палец и другие выставленные пальцы руки. Число 10 выражали с помощью перекрещивания рук или пальцев, отсюда пошел символ X. Еще один вариант – цифру V попросту удвоили, получив X. Большие числа передавали с помощью левой ладони, которая считала десятки. Так постепенно знаки древнего пальцевого счета стали пиктограммами, которые затем начали отождествлять с буквами латинского алфавита.
Именно поэтому римские цифры суммируют не только единицы, но и складывают

Слайд 14ПРИМЕНЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР
В русском языке римские цифры используются в следующих случаях:
Номер

века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
Порядковый номер монарха
Номер корпуса в Вооруженных силах


ВЕК
I

ПРИМЕНЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФРВ русском языке римские цифры используются в следующих случаях:Номер века или тысячелетия: XIX век, II

Слайд 15
Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или

глав);
В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия;
Маркировка циферблатов часов «под старину;


Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав); В некоторых изданиях — номера листов

Слайд 16
Иные важные события или пункты списка, например:
V постулат Евклида,
II

мировая война,
Xx съезд КПСС,
Игры XXII Олимпиады и т. п.

Иные важные события или пункты списка, например: V постулат Евклида, II мировая война, Xx съезд КПСС, Игры

Слайд 17Валентность химических элементов.
Порядковый номер ступени в звукоряде.
База гомеопатических разведений (Conium X3,

Aconitum C200 и т. п.).
В математическом анализе римскими цифрами иногда записывается номер производной выше третьей.

Существует распространенное заблуждение о том, что современные западные размеры одежды имеют некую связь с римскими цифрами. На самом деле обозначения XXL, S, M, L и т.п. не имеют никакой связи с ними: это аббревиатуры английских слов eXtra (очень), Small (маленький), Large (большой).

Валентность химических элементов.Порядковый номер ступени в звукоряде.База гомеопатических разведений (Conium X3, Aconitum C200 и т. п.).В математическом анализе римскими

Слайд 18МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА





















Соответственно M, D, C, L, X,

V, I

Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх

M – 1000, D – 500, C – 100, L – 50,
X – 10, X – 10 , V – 5, I - 1

Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуумам

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА    Соответственно M, D, C, L, X, V, IМы Dарим Сочные Lимоны, Хватит

Слайд 19ЗАДАЧКИ, РЕБУСЫ, ГОЛОВОЛОМКИ
Задачи со спичками. И не просто задачи со

спичками, а еще и с римскими цифрами. Но не бойтесь: от вас не потребуется никаких специфических знаний или умения составлять длинные римские цифры. Только смекалка. Одна смекалка и несколько спичек.
ЗАДАЧКИ, РЕБУСЫ, ГОЛОВОЛОМКИ Задачи со спичками. И не просто задачи со спичками, а еще и с римскими

Слайд 20ЗАДАЧА С ТРЕМЯ СПИЧКАМИ
Итак, берем одну спичку и видим, что с

ее помощью мы можем изобразить лишь единицу:



Далее: возьмем две спички и уже, манипулируя с двумя, получаем целых четыре числа, записанных римскими цифрами:

Возьмем 3 спички. Вопрос.
Сколько чисел римских можно составить из 3 спичек?

Должно получиться 7 вариантов.
Думаем…

???

ЗАДАЧА С ТРЕМЯ СПИЧКАМИИтак, берем одну спичку и видим, что с ее помощью мы можем изобразить лишь

Слайд 21ГОЛОВОЛОМКА «БОКАЛ С ВИШЕНКОЙ
С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри

которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной.

ГОЛОВОЛОМКА «БОКАЛ С ВИШЕНКОЙС помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две

Слайд 22ОСТАВИТЬ 1 ТРЕУГОЛЬНИК
Передвиньте 1 спичку так, чтобы вместо 9 треугольников остался

только один.
ОСТАВИТЬ 1 ТРЕУГОЛЬНИКПередвиньте 1 спичку так, чтобы вместо 9 треугольников остался только один.

Слайд 23РАЗВЕРНУТЬ РЫБКУ

Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении.

Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.
РАЗВЕРНУТЬ РЫБКУПереставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на

Слайд 24ПОДОБРАТЬ КЛЮЧ
В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте

4 спички так, чтобы получилось три квадрата.

ПОДОБРАТЬ КЛЮЧВ этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три

Слайд 25СЕМЬ КВАДРАТОВ
Переложите 2 спички так, чтобы образовать 7 квадратов.





Соприкасающиеся друг с

другом спички. Необходимо разместить 6 спичек так, чтобы каждая спичка соприкасалась с остальными пятью.

СЕМЬ КВАДРАТОВПереложите 2 спички так, чтобы образовать 7 квадратов.Соприкасающиеся друг с другом спички. Необходимо разместить 6 спичек

Слайд 26ПОЛЕ ДЛЯ КРЕСТИКОВ - НОЛИКОВ
Необходимо переложить 3 спички так, чтобы

получить ровно 3 квадрата.





Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).

ПОЛЕ ДЛЯ КРЕСТИКОВ - НОЛИКОВ Необходимо переложить 3 спички так, чтобы получить ровно 3 квадрата.Нужно переместить только

Слайд 27ЗАДАЧКИ СО СПИЧКАМИ
Задача 1
Перенесите одну спичку, чтобы данное выражение стало верным:

6-4=3.
Задача 2
Переложите одну спичку, чтобы данное равенство стало верным: 7-5=7.
Задача 3
Переставьте одну спичку, для того чтобы равенство стало верным: 3+0=8.



Задача 4
. Переставьте 1 спичку, для того чтобы данное выражение стало верным: 4-5=1.
Задача 5
Передвиньте одну спичку, для того чтобы данное равенство стало верным: 1+8=1.
Задача 6
Передвиньте одну спичку, чтобы выражение стало верным: 5+7=7.

ЗАДАЧКИ СО СПИЧКАМИЗадача 1Перенесите одну спичку, чтобы данное выражение стало верным: 6-4=3.Задача 2Переложите одну спичку, чтобы данное

Слайд 28ЛИТЕРАТУРА
1.Задачи и головоломки со спичками | Блог 4brain
4brain.ru>blog/задачи-и-головоломки-со-спичками/.
2.Головоломки со спичками -

Сложность 2+2=4 (1 спичка)…
free-maht.ru>index/86-568-5-3
3.Познавательная информация о римских цифрах…
angreal.info>post346496953/

ЛИТЕРАТУРА1.Задачи и головоломки со спичками | Блог 4brain4brain.ru>blog/задачи-и-головоломки-со-спичками/.2.Головоломки со спичками - Сложность 2+2=4 (1 спичка)…free-maht.ru>index/86-568-5-33.Познавательная информация о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть