Слайд 1В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
(Н.Е. Жуковский)
Выполнила: Ковтышняя В.Н.
учитель информатики и математики
МБОУ СОШ №1 ст. Кущёвской
Удивительные задачи
Древности
Слайд 2Как бы ни относились люди к математике, без нее - как
без рук, она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают научно- популярная и справочная литература, Интернет, позволяющие взглянуть на поставленную задачу с новой, нестандартной точки зрения.
Слайд 3 Изучить различные виды старинных задач;
привести примеры старинных задач ;
проанализировать содержание
задач на прикладной характер;
сделать выводы.
Цели:
Слайд 4Из первых известных письменных источников узнаем мы о том, что математические
знания на Руси были распространены уже в Х-ХI веках. Они были связаны с практическими нуждами людей. В ХVI-ХVII веках в России начинает распространяться рукописная математическая литература. В настоящее время известно значительное количество математических рукописей ХVII века. Материал их распределялся по «статьям», содержащим указания, как надо поступать при решении тех или иных задач. Некоторые из этих задач интересны либо своей формулировкой, либо способом решения. Рукописи ХVI-ХVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний. В 1703 году был издан учебник «Арифметика, сиречь наука числительная…» Автором его был выдающийся педагог-математик-Л.Ф.Магницкий. В 1738-1740 и 1768-1769 годах были изданы учебники Эйлера по элементарной математике: «Руководство к арифметике, для употребления в гимназии при Императорской Академии наук» и «Универсальная арифметика». В учебниках того времени можно найти множество занимательных задач.
Немного истории…
Слайд 5Старинные задачи
Житейские истории
Путешествия
Денежные расчёты
Задачи
на переливание
Делёж и размен денег
Слайд 6Путешествия
Задача. Далеко ли до деревни?
Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как
далеко до деревни, которая у нас впереди?» Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идёшь, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если ещё пройдёшь 2 версты, тогда будешь ровно посередине между деревнями.» Сколько вёрст осталось идти первому прохожему?
Ответ: 8 вёрст.
Слайд 7Житейские истории
Задача. Воз сена .
Лошадь съедает воз сена за месяц,
коза за два месяца, овца за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
Решение.
Поскольку лошадь съедает воз сена за месяц, то за год (12 месяцев) она съест 12 возов сена. Так как коза съедает воз сена за два месяца, то за год она съест 6 возов сена. И наконец, поскольку овца съедает воз сена за 3 месяца, то за год она съест 4 воза сена. Вместе же они съедят за год 12 + 6 + 4 = 22 воза сена. Тогда один воз сена они все вместе съедят за месяца.
Слайд 8Денежные расчёты
Задача. Сколько стоит кафтан? Хозяин нанял работника на год
и обещал заплатить ему 12 рублей и впридачу дать кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей денег. Сколько стоит кафтан?
Решение
Знаем, что работник не доработал у хозяина 5 месяцев и недополучил 7 рублей. Значит, месячная его плата в деньгах составляет 7/5 рубля, или 1 рубль 40 копеек. Плата за 7 месяцев составит 7*7/5=9 4/5 рубля, или 9 рублей 80 копеек.
Но работник за это время получил 5 рублей и кафтан. Значит, кафтан стоит 4 рубля 80 копеек.
Слайд 9Делёж и размен денег
Задача . Продажа сапог со скидкой.
Сапожник сделал
сапоги и сказал подмастерью продать их за 25 рублей. К подмастерью на рынке подошло двое инвалидов (у одного нет левой ноги, у другого - правой), и он продал им по сапогу за 12,50 соответственно. Возвращается, отдает деньги сапожнику и рассказывает, как удачно продал… А сапожник отвечает: “ну что ж ты, инвалидам надо было сделать скидку. Держи 5 рублей, разыщи их и верни по 2,50″ А подмастерье решил отдать инвалидам только по рублю, а остальные три рубля пропил. Нашел инвалидов и отдал каждому по рублю. Вышло, что сапоги обошлись инвалидам по 11,50. 11,50+11,50 = 23 и еще 3 рубля пропиты. Итого: 26 рублей, а было 25. Откуда лишний рубль?
Решение:
3 рубля, пропитых подмастерьем, уже входят в 23 рубля, заплаченных инвалидами за сапоги. Поэтому их нельзя складывать, как это сделано в условиях задачи. Сапожник получил за сапоги 25 рублей, затем 5 рублей велел отдать инвалидам. Значит у сапожника осталось 20 рублей. Получается, инвалиды, получив обратно по рублю, заплатили за сапоги 23 рубля, из которых 20 рублей досталось сапожнику, а 3 рубля пропил подмастерье. Никаких “лишних” денег в сделке не возникло.
Слайд 10Задачи на переливание
Задача . Четыре бочки.
Хозяин имеет четыре бочки А,
В, С и Д, причем бочки С и Д одинаковой вместимости.
Пусть бочки А и В наполнены квасом, если содержимым бочки А наполнить бочку С, то в бочке А останется 1/5 ее содержимого, если же содержимым бочки В наполнить бочку Д, то в бочке В останется 1/9 ее содержимого. Пусть бочки С и Д наполнены квасом; чтобы наполнить бочки А и В, надо взять содержимое бочек С и Д и добавить еще 9 ведер кваса. Сколько ведер кваса вмещает каждая бочка?
Решение.
Так как после наполнения бочки С в бочке А останется 1/5 ее содержимого, то вместимость бочки А равна 5/4 вместимости С. Так как после наполнения бочки Д в бочке В останется 1/9 ее содержимого, то вместимость В равна 9/8 вместимости Д. Так как вместимость бочек С и Д одинакова, то вместимость бочек А и В равна 5/4 + 9/8 = 19/8 = 2 + 3/8 вместимости бочки С. Из условия задачи следует, что 3/8 вместимости бочки С составляет 9/ 3/8 = 24 ведрам. Откуда получаем, что вместимость В равна 9/8*24 = 27 ведрам, вместимость А равна 5/4*24 = 30 ведрам, вместимость В равна 9/8*249 = 27 ведер.
Слайд 11Изучили различные виды старинных задач;
привели примеры старинных задач ;
проанализировали содержание задач
на прикладной характер.
Какие результаты мы получили:
Слайд 12Сделаем вывод:
Выполняя эту работу, я изучила много дополнительной литературы:
исторические справочники, задачники,
энциклопедии.
Проделанная работа дала мне представление о практике решения задач в старые времена, доставила мне огромное удовольствие и расширила мой кругозор.
Решенные задачи могут быть использованы для внеклассной работы по математике. Они будут интересны не только школьникам, но и людям, увлекающимся математикой.
Слайд 13Да, надо математику любить
И не считать ученье за мученье!
Всё в жизни
пригодится, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновенья!
Спасибо за внимание!
Слайд 14Информационные источники
Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике
в 6-8 классах. Под ред. СИ. Шварцвурда. - М: Просвещение, 1977. – 234 с.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:, «Просвещение», 2008. – 176 с.
Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин Математическая шкатулка М.: «Просвещение», 1988.
Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. Задачи на смекалку. - М.: Дрофа, 2003.
Попов Г.Н. Сборник исторических задач по элементарной математике. — М.-Л.: ОНТИ, Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы, 1983.
Энциклопедический словарь юного математика, Педагогика, 1989
Энциклопедия Кирилла и Мефодия М., 2002 XII.altera-pars.narod.ru/Qadra/form