Презентация, доклад по математике на тему Учимся думать и рассуждать, часть 3 (логико-математическая подготовка), 3 класс

Содержание

1Логический канон6234578910Ложь и истина1623458910162345789101623458910Задачки на смекалку Логические задачи, на соответствиеГоловоломкисо взвешиванием12345910687773Информация для учителя

Слайд 1Учимся думать
и рассуждать!
дидактический материал
для развития логического мышления
Автор: Бобкова Н.Н.,

учитель нач. классов МОУ «Лицей №7 Дзержинского района Волгограда»

3 класс

3

Информация для учителя

Учимся думать и рассуждать!дидактический материал для развития логического мышленияАвтор: Бобкова Н.Н., учитель нач. классов МОУ «Лицей №7

Слайд 21
Логический канон
6
2
3
4
5
7
8
9
10
Ложь и истина
1
6
2
3
4
5
8
9
10
1
6
2
3
4
5
7
8
9
10
1
6
2
3
4
5
8
9
10
Задачки на смекалку
Логические задачи, на соответствие
Головоломки
со взвешиванием
1
2
3
4
5
9
10
6
8
7
7
7
3
Информация

для учителя
1Логический канон6234578910Ложь и истина1623458910162345789101623458910Задачки на смекалку Логические задачи, на соответствиеГоловоломкисо взвешиванием12345910687773Информация для учителя

Слайд 3к
?
1
Логический канон
р
т
подсказка
Сопоставь названия фигур и буквы справа… и

к?1 Логический канонртподсказкаСопоставь названия фигур и буквы справа… и

Слайд 42
Логический канон
813
26
7
2
3
подсказка
1
?
Сопоставь количество цифр в числе слева и число справа…

и
2 Логический канон81326723подсказка1?Сопоставь количество цифр в числе слева и число справа… и

Слайд 53
Логический канон
кальмар
пескарь
муравей
р
м
подсказка
н
?
Сопоставь названия животных и класс, к которому они относятся

… и
3 Логический канонкальмарпескарьмуравейрмподсказкан?Сопоставь названия животных и класс, к которому они относятся … и

Слайд 64
Логический канон
угол
отрезок
окружность
л
т
подсказка
ц
?
Сопоставь геометрические фигуры и инструменты для их построения… и


4 Логический канонуголотрезококружностьлтподсказкац?Сопоставь геометрические фигуры и инструменты для их построения… и

Слайд 75
Логический канон
лестница
чёрный
пошёл
6
8
подсказка
5
?
Сопоставь количество букв в словах и цифры справа… и


5 Логический канонлестницачёрныйпошёл68подсказка5?Сопоставь количество букв в словах и цифры справа… и

Слайд 86
Логический канон
Байкал
Кавказ
Енисей
г
о
подсказка
р
?
Сопоставь названия географических объектов и буквы справа…

и
6 Логический канонБайкал Кавказ Енисейгоподсказкар?Сопоставь названия географических объектов и буквы справа… и

Слайд 97
Логический канон
Китай
Россия
Япония
М
П
подсказка
Т
?
Сопоставь название страны и города справа… и

7 Логический канонКитайРоссия ЯпонияМПподсказкаТ?Сопоставь название страны и города справа… и

Слайд 108
Логический канон
жарко
хорошо
много
п
х
подсказка
м
?
Сопоставь антонимы… и

8 Логический канонжаркохорошомногопхподсказкам?Сопоставь антонимы… и

Слайд 11синеь
9
Логический канон
красный
жёлтый
голубой
3
1
подсказка
5
?
Сопоставь названия цветов радуги и их порядковые номера …

и
синеь9 Логический канонкрасныйжёлтыйголубой31подсказка5?Сопоставь названия цветов радуги и их порядковые номера … и

Слайд 1210
Логический канон
Земля
Луна
Солнце
с
п
подсказка
з
?
Сопоставь названия космических объектов и группу, к

которой они принадлежат… и
10 Логический канонЗемля Луна Солнцеспподсказказ?Сопоставь названия космических объектов и группу, к которой они принадлежат… и

Слайд 131
Ложь и истина
проверка
Катя, Петя и Вова делали иллюстрации, один

из них рисовал красками, а двое – карандашами. Кто из ребят чем рисовал, если все высказывания ложные?

Я рисовала красками.

Красками рисовал Вова

Ответ:
Катя рисовала карандашами,
Петя рисовал красками,
Вова – карандашами.

1Ложь и истинапроверка  Катя, Петя и Вова делали иллюстрации, один из них рисовал красками, а двое

Слайд 14
2
Ложь и истина
У Кощея Бессмертного три темницы. В одной томится

Василиса Прекрасная, в другой – Марья-Искусница, а в третьей - Дракон. Помоги Ивану освободить Марью и Василису. Помни, что все надписи – ложные.

проверка

Рассуждение:
Т.к. все надписи ложные, Василиса сидит в 1-ой комнате. Во второй комнате Марьи нет, значит она в 3-ей комнате. Во второй сидит Дракон.

Василиса
Премудрая

Марья-
Искусница

Дракон здесь

Дракон

Здесь Марья

Василиса не здесь

Ответ:
Василиса в 1-ой комнате
Марья в 3-ей комнате

2Ложь и истинаУ Кощея Бессмертного три темницы. В одной томится Василиса Прекрасная, в другой – Марья-Искусница,

Слайд 153
Ложь и истина
В коробках лежали гвозди, винты и гайки. Всё было

в полном порядке. Потом всё перепуталось так, что надписи перестали соответствовать содержимому. Что теперь лежит в коробке с надписью «винты» и «гайки»?

проверка

?

?

Рассуждение:
«гвозди» гвозди
«винты» винты
«гайки» гайки

гвозди

винты

гайки

Лежат винты

Ответ:
В коробке с надписью «винты» лежат гайки, а с надписью «гайки» - гвозди

(по условию)

3Ложь и истинаВ коробках лежали гвозди, винты и гайки. Всё было в полном порядке. Потом всё перепуталось

Слайд 164
Ложь и истина
Как Ивану-царевичу отыскать волшебную палочку, если его предупредили, что

все надписи на коробках неверные, и разрешили открыть только одну коробку.

проверка

Здесь лежит волшебная палочка

Здесь сидит змея

Зелёная коробочка пуста

Рассуждение:
В красной коробке (судя по надписи) палочки нет.

Рассуждение:
Из надписи на синей коробке следует, что в зелёной коробке что-то лежит. И это не змея, т.к. надпись на зелёной коробочке неверна. Остаётся предположить, что там волшебная палочка.

2 способ: Заполняем таблицу, приходим к нужному выводу…




-

-

-

+


Ответ:
Волшебная палочка в зелёной коробке.

4Ложь и истинаКак Ивану-царевичу отыскать волшебную палочку, если его предупредили, что все надписи на коробках неверные, и

Слайд 175
Ложь и истина
Бабушка положила в одну коробку конфеты, в другую –

пряники, а в третью – пирожные и сделала на всех коробках ложные надписи. Бабушка обещала угостить внука сладостями, если он определит, где что находится. Помогите Васе.

проверка

Вариант рассуждения:
пирожные пирожные пирожные
пряники пряники пряники
конфеты конфеты конфеты

Пирожные здесь

Ответ:
в розовой коробке – конфеты,
в синей – пряники,
в жёлтой – пирожные.

Здесь конфеты

Пряники не здесь

5Ложь и истинаБабушка положила в одну коробку конфеты, в другую – пряники, а в третью – пирожные

Слайд 18- Как вы думаете, на какую хижину указала Настя? Скажите, что

находится в хижинах на самом деле.

Девочки попали в страну Лжецов и увидели три соломенные хижины. На одной из них было написано «Кафе», на другой – «Театр», а на третьей – «Библиотека». Девочки захотели перекусить и вошли в хижину с надписью «Кафе». «Да тут одни книги, - вздохнула Алина, - а где же кафе?» «Ну, конечно, это же страна лжецов, - сказала Настя, - кафе надо искать там, где написано…»

6

Ложь и истина

проверка

Рассуждение:
«Кафе» - еда
«Театр» - сцена
«Библиотека» - книги

В кафе –книги (по условию задачи)

Для театра остается 2 варианта – «еда» и «сцена». Сцена не подходит, т.к. в стране Лжецов всё перепутано. Остаётся – еда.

В библиотеке – сцена (театр)

Ответ:
В хижине «Кафе» - книги,
В хижине «Библиотека» - театр,
В хижине «Театр» - кафе

- Как вы думаете, на какую хижину указала Настя? Скажите, что находится в хижинах на самом деле.

Слайд 197
Ложь и истина
В трёх мешках находятся рис, мука и сахар. На

первом мешке написано «рис», на втором - «мука», а на третьем «В первом мешке мука». Все надписи неверные. Что находится в каждом мешке?

проверка

1 способ. 1) Так как все надписи неверные, то
в 1-ом мешке нет ______ и нет ________ , значит в первом мешке находится ___________.

риса

муки

сахар

САХАР

РИС

МУКА

Так как в первом мешке _________ , то во втором мешке нет _________. Также во втором мешке нет муки, значит во втором мешке ____ .

сахар

сахара

рис

3) Если в первом мешке – сахар, а во втором – рис, тогда в третьем мешке находится ________.

мука

2 способ. Рассуждения можно фиксировать в таблице:

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Ответ:
в 1-ом мешке сахар,
во 2-ом мешке рис,
в 3-ем - мука

7Ложь и истинаВ трёх мешках находятся рис, мука и сахар. На первом мешке написано «рис», на втором

Слайд 208
Ложь и истина
На перемене Валя нашла на парте записку с нарисованными

красными сердечками. Она развернула её и прочитала: «Ты — лучшая девочка в классе!» Она повернулась к сидящим за ней ребятам: Ване, Серёже и Алёше. Все три мальчика покраснели. — Кто из вас делает мне такие комплименты? — спросила Валя.
— Это Сергей! — сказал Ваня.
— Нет, это не я! — сказал Серёжа.
— Я ничего такого не делал! — сказал Алёша.
Подруга Вали Маша ухмыльнулась: «Двое из них лгут!» Однако она не хочет больше ничего говорить. Кто является тайным поклонником Вали?

проверка

Рассуждение:
Ответы ___________ и _______________ противоречат друг другу. Значит один из них говорит ____________, а другой _____________. Так как правду сказал только один из мальчиков, то вторым лгуном (а по условию их два) будет ___________.

Ответ: записку Вале подложил_______________

Серёжи

Вани

правду

ложь

Алёша

Алёша

8Ложь и истинаНа перемене Валя нашла на парте записку с нарисованными красными сердечками. Она развернула её и

Слайд 21проверка
9
Ложь и истина
Когда мяч влетел в окно соседа,
Коля воскликнул: «Мяч

бросил Саша». Саша возразил: «Мяч бросил Захар». Захар сказал: «Я не бросал». Кто бросил мяч и попал в окно, если только один из троих сказал неправду?

Рассуждение:
Заполняем таблицу…
По мнению Коли виноват __…__ (+)

+

+

+?

+?

-

-

-

-

-

Саша


По мнению Саши виноват __…__ (+)

Захар

По мнению Захара виноват не он (-), а ___…________ (+)

Саша или Коля

Предположим, что врёт Коля, и Саша не виноват. Тогда два других (предположительно правдивых) утверждения противоречат друг другу … А значит, не могут быть оба правдивыми (по условию только один мальчик обманывает). Выходит, что Коля говорит правду, и виноват Саша …

Сравним наши рассуждения и данные таблицы…
Искомый столбец тот, где стоит один «-» (мяч бросил Саша)
Соврал тот, чьи слова не совпадают с мнением двух других.



Ответ: окно разбил Саша.


проверка9Ложь и истинаКогда мяч влетел в окно соседа, Коля воскликнул: «Мяч бросил Саша». Саша возразил: «Мяч бросил

Слайд 227
Ложь и истина
10
Ложь и истина
Вадим, Сергей и Михаил изучают различные

иностранные языки: китайский, японский и арабский.
На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский".
Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей?

1. Вадим изучает китайский;
2. Сергей не изучает китайский;
3. Михаил не изучает арабский.


Если верно 1-е утверждение, то верно и второе, так как юноши изучают разные языки. Это противоречит условию задачи, поэтому 1-е утверждение ложно.

проверка

ложно

1. Вадим изучает китайский; ложно
2. Сергей не изучает китайский;
3. Михаил не изучает арабский.

Если верно 2-е утверждение, то первое и третье должны быть ложны. При этом получается, что никто не изучает китайский. Это противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно.

ложно

1. Вадим изучает китайский; ложно
2. Сергей не изучает китайский; ложно
3. Михаил не изучает арабский.

Остается считать верным третье утверждение, а первое и второе — ложными. Следовательно, Вадим не изучает китайский, китайский изучает Сергей ...

Ответ:
Сергей изучает китайский,
Михаил изучает японский,
Вадим - арабский.

7Ложь и истина 10Ложь и истинаВадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский.На

Слайд 231
Задачки на смекалку
2.  3 товарища шли в школу на занятия во

вторую смену и встретили еще двух товарищей - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?"

1кг = 1кг

3,
другие два шли из школы

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа?

1Задачки на смекалку2.  3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух

Слайд 242
20, которые потушили. Остальные сгорели
Нет, через 72 часа (трое суток) будет

снова полночь

2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Проверить ответ

Проверить ответ

1. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?

Задачки на смекалку

220, которые потушили. Остальные сгорелиНет, через 72 часа (трое суток) будет снова полночь2. Если в 12 часов

Слайд 251.
3
Электровоз движется благодаря электричеству и не вырабатывает дым
Парикмахер
2. Он обычный

человек, но перед ним все, даже президенты и королевские особы обнажают голову. 

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Электровоз движется со скоростью 70 км/ч. Причем он едет на север, а ветер дует с запада со скоростью 2 м/с.В какую сторону будет отклонен дым?

Задачки на смекалку

1.3Электровоз движется благодаря электричеству и не вырабатывает дымПарикмахер 2. Он обычный человек, но перед ним все, даже

Слайд 262. На дубе 4 большие ветки. От каждой из этих веток

ответвляются еще по 2 маленьких ветки и на каждой из веток растет по 10 груш. Сколько всего груш на дереве?

4

спичку

На дубе
не растут груши

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Представьте, что у вас в кармане коробок с одной-единственной спичкой. Вы вошли ночью в тёмную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь? 

Задачки на смекалку

2. На дубе 4 большие ветки. От каждой из этих веток ответвляются еще по 2 маленьких ветки

Слайд 275
За 30 минут
Переходить улицу (это рисунок на светофоре)
2. Что нужно делать,

когда видишь зелёного человечка?

Проверить ответ

Проверить ответ

6 картофелин сварилось за 30 минут. За сколько минут сварилась одна штука?

Задачки на смекалку

5За 30 минутПереходить улицу (это рисунок на светофоре)2. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка? Проверить ответПроверить

Слайд 281.
6
2. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?


Например, температуру

На ваших коленях

Его положили вплотную к стене

3. Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его. Но никто не смог этого сделать. Почему?

Проверить ответ

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Сидит человек, но Вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?

Задачки на смекалку

1.62. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? Например, температуруНа ваших коленяхЕго положили вплотную

Слайд 297
Был день
6 тракторов
2. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились.

Сколько тракторов стало в поле?

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее и избежать аварии?

Задачки на смекалку

7Был день6 тракторов2. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов стало в поле? Проверить

Слайд 308
2. По чему ходят часто, а ездят редко? 
По лестнице
Дорога
Владивосток
3. В

каком городе спрятались мужское имя и сторона горизонта? 

Проверить ответ

Проверить ответ

Проверить ответ

1. Идет то в гору, то с горы, но остается на месте?

Задачки на смекалку

82. По чему ходят часто, а ездят редко? По лестницеДорога Владивосток3. В каком городе спрятались мужское имя и

Слайд 31?
9
2. На каком языке говорят молча?
Например, на языке жестов
Они были на

разных берегах

В шахматах

3. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

Проверить ответ

Проверить ответ

Проверить ответ

1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? 

Задачки на смекалку

?92. На каком языке говорят молча?Например, на языке жестовОни были на разных берегахВ шахматах3. Где встречается такое,

Слайд 3210
Получился один большой стог
Проверить ответ
1. Снесли вместе 7 стожков сена и

11 стожков. Сколько стожков получилось?

2. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?

4. Какое колесо не крутится при правом повороте?

3. Когда мы смотрим на 3, а говорим 15?

Под мокрым

Запасное

Когда на часах 3 часа дня

Проверить ответ

Проверить ответ

Проверить ответ

Задачки на смекалку

10Получился один большой стогПроверить ответ1. Снесли вместе 7 стожков сена и 11 стожков. Сколько стожков получилось?2. Под

Слайд 331
проверка
Юра, Профессор и робот Клапан участвовали в конкурсе фокусников. Юра не занял

второго места. Профессор не занял ни первого, ни второго места. Определи, какое место занял каждый из участников.

Логические задачи
на соответствие

1проверкаЮра, Профессор и робот Клапан участвовали в конкурсе фокусников. Юра не занял второго места. Профессор не занял ни

Слайд 34Логические задачи
на соответствие
проверка
2
Вася, Коля и Рома живут в домах №14,

17, 19. В каком доме живет каждый человек, если Вася не живет в доме 19 и 17, а Коля не живет в доме 19?

1. «…Вася не живёт в доме 19 и 17» (- -) Значит он живёт в доме №14 (+)

2. «…Коля не живет в доме 19» (-).
Если ни Вася, ни Коля не живут в доме №19, то там живёт Рома (+)

3. Методом исключения получаем, что Коля живёт в доме № 17. (+)


Ответ:
Вася живёт в доме № 14,
Коля живёт в доме № 17, Рома живёт в доме № 19

-

+

+

+

-

-

Логические задачи на соответствиепроверка2Вася, Коля и Рома живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет

Слайд 35Логические задачи
на соответствие
3
проверка
В квартирах №1, 2, 3 жили три котёнка:

белый, чёрный и рыжий.
В квартирах №1 и №2 жил не черный котёнок. Белый котёнок не жил в квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок.

1. «В квартирах №1 и 2 жил не черный котёнок» (- -). Значит чёрный котёнок жил в квартире №3 (+)

+

+

+

2. «Белый котёнок не жил в квартире №1» (-). Также он не мог жить и в квартире №3, т.к. там жил чёрный котёнок (-). Значит белый котёнок жил в квартире №2. (+)


Рыжему котёнку достаётся оставшаяся квартира №1 (+)

Ответ:
Белый котёнок – кв. №2,
Чёрный котёнок – кв. №3,
Рыжий котёнок – кв. №2.

-

-

-

-

Логические задачи на соответствие3проверкаВ квартирах №1, 2, 3 жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. В квартирах

Слайд 36Логические задачи
на соответствие
4
Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами:

синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким из мячей играл каждый из них, если мяч Бараша не синий, у Нюши не синий и не красный, а у Копатыча желтый мяч?

1. «… мяч Бараша не синий» (-)

-

+

-

+

-

+

-

+

2. «…у Нюши не синий и не красный» (- -)

3. «…у Копатыча желтый мяч» (+)

4. Если у Копатыча жёлтый мяч, то у него не могло быть синего (-). Значит, судя по таблице, синий мяч у Лосяша. (+)

5. У Нюши не синий, не красный (по условию) и не желтый мяч (он у Копатыча).
Значит у неё зелёный мяч (+)

-


6. Методом исключения выясняем, что красный мяч у Бараша. (+)

Ответ:
у Нюши зелёный мяч,
у Бараша красный мяч,
у Копатыча желтый мяч,
у Лосяша синий мяч

проверка

Логические задачи на соответствие4Нюша, Бараш, Копатыч и Лосяш играли с мячами: синим, зелёным, жёлтым и красным. Каким

Слайд 37Логические задачи
на соответствие

5
проверка
1)"Коля не занял ни первое, ни четвертое

места". 2) “Боря занял второе место”. 3) “Вова не был последним”. Какое место занял каждый мальчик?

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они ответили:

1."Коля не занял ни первое, ни четвертое места» (- -)

2. “Боря занял второе место” (+). Соответственно, другие позиции отмечаем -, -, -,-,-.


3. “Вова не был последним” (-)

4. Свободная ячейка в последнем столбце показывает, что IV место занял Юра. (+) Другие позиции обозначим «-»

5. Свободная ячейка в первой стоке показывает, что Коля занял 3-е место. (+)

6. Свободная ячейка в таблице показывает, что Вова занял 1 место. (+)

Ответ: 1 место занял Вова,
2 место занял Боря,
3 место занял Коля,
4 место - Юра

-

Логические задачи на соответствие 5проверка1)

Слайд 38Логические задачи
на соответствие
6
проверка
Бим, Бам и Бом — клоуны. Они вышли

на арену в синем, зелёном и красном колпачках. И на шею завязали банты синего, зелёного и красного цвета.

У Бома ни колпак, ни бант не были синими. У Бима был зелёный колпак и бант другого цвета. У Бама колпак и бант совпадали по цвету.
Определи цвет банта и колпачка каждого клоуна.

+

+

-

-

-

-

-

+

+

+


1. «У Бома ни колпак, ни бант не были синими» … (- -)


2. «У Бима был зелёный колпак (+) и бант другого цвета» (-)

3. «У Бама колпак и бант совпадали по цвету». Если зелёный колпак надел Бим, Бам его уже не мог надеть (-), соответственно он не мог надеть и зелёный бант (-)

-

-

4. Если зелёный бант не надевали ни Бим, ни Бам, значит его надел Бом (+) и он не мог надеть красный бант (-)

5. Если зелёный колпак надел Бим, значит Бом Его не надевал (-). Свободная ячейка подсказывает, что он надел красный колпак (+)

+

6. Если Бим надел зелёный колпак, а Бом красный, значит синий колпак надел Бам (+). У Бама колпак и бант совпадали по цвету, значит бант Бама тоже синего цвета (+).



7. Методом исключения получаем, что Бим был с красным бантом (+).


Ответ:
у Бима зелёный колпак и красный бант;
у Бама колпак и бант синего цвета;
у Бома красный колпак и зелёный бант.

Логические задачи на соответствие6проверкаБим, Бам и Бом — клоуны. Они вышли на арену в синем, зелёном и

Слайд 39Логические задачи
на соответствие
7
проверка
Три друга – Алёша, Боря и Витя учатся

в одном классе. Один из них ездит домой на автобусе, один на трамвае, один на троллейбусе. Однажды после уроков Алёша пошёл проводить своего друга на автобусную остановку.

Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл тетрадку в школе!». Кто из друзей на чём ездит домой?

-

-

-

-

-

+

+

+

1. «Алёша пошёл проводить своего друга на автобусную остановку». Значит, сам Алёша не ездит на автобусе (-)

2. «Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл тетрадку в школе!». Отсюда Боря и провожавший его Алёша не ехали в троллейбусе. (- -) Выходит, в нём ехал Витя. (+)


3. Если в Витя ехал в троллейбусе, он не мог ехать в автобусе и трамвае (- -)

4. Согласно данным таблицы, в автобусе ехал Боря (+)

5. Методом исключения получаем, что Алёша ездит на трамвае. (+)

Ответ:
Алёша ездит на трамвае,
Боря – на автобусе,
Витя – на троллейбусе.

Логические задачи на соответствие7проверкаТри друга – Алёша, Боря и Витя учатся в одном классе. Один из них

Слайд 40Логические задачи
на соответствие
8
проверка

2) Гриша играл в волейбол в одной команде

с мальчиком из Твери, а против них обычно сражался приятель из Казани; 3) Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы.

Боря, Витя, Гриша и Егор встретились и подружились в Артеке. Они приехали сюда из разных городов: один – из Твери, другой – из Омска, третий – из Екатеринбурга, четвертый – из Казани.
Из какого города каждый из них, если известно:
Боря и мальчик из Казани были помещены в одной комнате. Ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Екатеринбурге;

1. «Боря и мальчик из Казани были помещены в одной комнате. (-) Ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Екатеринбурге»; (- -)

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

2. Методом исключения получаем, что Боря приехал из Омска (+).
Другие дети там не жили. ( - - -)

-

3. «Гриша играл в волейбол в одной команде с мальчиком из Твери, а против них обычно сражался приятель из Казани». Значит сам Гриша не жил ни в Твери, ни в Казани (- -).


4. Методом исключения получаем, что Гриша приехал из Екатеринбурга (+).
Другие дети там не жили. ( - - -)

5. «Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы». Отсюда, в Твери живёт не Егор (-). Получается, он живёт в Казани (+), а в Твери живёт Витя (+).

2. Ответ:
Боря из Омска,
Витя из Твери,
Гриша из Екатеринбурга,
Егор из Казани.

Логические задачи на соответствие8проверка 2) Гриша играл в волейбол в одной команде с мальчиком из Твери, а

Слайд 41Логические задачи
на соответствие
9
проверка
Маше, Тане, Пете и Коле исполнилось 9, 10,

11 и 12 лет. Им подарили: мяч, машинку, куклу и самокат. Кому из ребят что подарили и сколько лет им исполнилось.

А также известно, что:
· Петя и Коля не получили мяч;
· Маша получила куклу;
· Коля получил не машинку;
· Самокат достался кому-то на 11-летие;
· Мяч достался 10-летней девочке;
· Пете не девять лет.

1. «Петя и Коля не получили мяч» (- -)

2. «Маша получила куклу» (+). Значит никто из ребят этот подарок не получал (- - - )

3. «Коля получил не машинку» (-), значит он получил самокат. (+)  - - -

4. Если самокат получил Коля, то другие дети его не получали (- - -)

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

5. Методом исключения получаем, что машинка досталась Пете, (+) и другие дети её не получали (- -)

6. Поскольку Маша получила куклу, мяч получила Таня
(- +)

-

-

-

-

+

+

+

+

7.  Самокат достался кому-то на 11-летие». Если самокат подарили Коле, значит ему 11 лет. (+)


8. «Мяч достался 10-летней девочке». Значит Тане 10 лет.

9. «Пете не девять лет». (-). Также не 9 лет и Тане с Колей (- -). Значит, 9 лет Маше. (+)


10. Методом исключения получаем, что Пете 12 лет. (+)

Ответ:
Маша получила куклу и ей 9 лет;
Таня получила мяч, ей 10 лет;
Пете подарили машинку, ему 12 лет;
Коле вручили самокат, ему 11 лет.

Логические задачи на соответствие9проверкаМаше, Тане, Пете и Коле исполнилось 9, 10, 11 и 12 лет. Им подарили:

Слайд 42Логические задачи
на соответствие
Три подруги вышли в белом, зеленом и синем

платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов.

«Только у Ани цвет платья и туфель совпадали» … Ясности не вносит, вернемся к этому позже.

10

проверка

-

-


«Ни платье, ни туфли Вали не были белыми» (- -)

-

-

+

+

+

+

+

+

Известно:
Только у Ани цвет платья и туфель совпадали.
Ни платье, ни туфли Вали не были белыми.
Наташа была в зеленых туфлях.

«Наташа была в зеленых туфлях». (+) Другие девочки не могли надеть зелёные туфли (- -)

Если Валя (судя по таблице) не надевала ни белых, ни зелёных туфель, то она была в синих туфлях (+)


Методом исключения получаем, что белые туфли принадлежат Ане (+)

«Только у Ани цвет платья и туфель совпадали». Следовательно, платье Ани тоже белого цвета (+).

«Только у Ани цвет платья и туфель совпадали». Следовательно, если у Вали синие туфли, то платье должно быть зелёным (+), а Наташа надела синее платье (+).

Ответ:
Аня – белое платье, белые туфли;
Валя – зелёное платье, синие туфли;
Наташа – синее платье, зелёные туфли.

Кто в каком наряде был?

Логические задачи на соответствиеТри подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого

Слайд 431
проверка
Головоломки со взвешиванием
Разминка
Какая игрушка на весах более легкая?
Определите массу зверят в

килограммах?

Ответ: котёнок легче мишки

Ответ: кукла легче лисы

Ответ: зайчик легче собаки

Ответ: утёнок легче слонёнка

Х + 3 = 15
Х = 15 – 3
Х = 12 (кг)-жир.

Х+7 = 12+20
Х+7=32
Х=32-7
Х=25 (кг)-бег.

12+25=Х+20
37=Х+20
Х=37-20
Х=17 (кг)-лев

12

12

12

20

12

12

20

25

25

17

12+12+1 = Х+5
25 = Х+5
Х = 25-5
Х = 20 (кг)-слон

Ответ: жираф – 12 кг; слон – 20 кг; бегемот – 25 кг; лев – 17 кг.

1проверкаГоловоломки со взвешиваниемРазминкаКакая игрушка на весах более легкая?Определите массу зверят в килограммах?Ответ: котёнок легче мишкиОтвет: кукла легче

Слайд 442
Головоломки со взвешиванием
проверка
На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3

одинаковые груши, а на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?

Я+Я+Я+Я+Я+Г+Г+Г
=
Я+Я+Я+Я+Г+Г+Г+Г

Ответ: масса яблока равна массе груши

2Головоломки со взвешиваниемпроверкаНа одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, а на другой чаше

Слайд 453
проверка
На одной чашке весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые

груши, на другой чашке – 3 таких же яблока и 5 таких же груш. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?

Я+Я+Я+Я+Я+Я+Г+Г+Г
=
Я+Я+Я+Г+Г+Г+Г+Г

Ответ: яблоко легче груши

Головоломки со взвешиванием

3проверкаНа одной чашке весов лежат 6 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке – 3

Слайд 464
проверка
Головоломки со взвешиванием
Из трех монет одна фальшивая (легче настоящих). Как при

помощи одного взвешивания на чашечных весах найти фальшивую монету?

Положим любые две монеты на весы.

2 вариант: если весы не в равновесии, значит одна из монет - фальшивая (она легче другой).

1 вариант: если весы в равновесии, то фальшивая монета, та которая не на весах.

4проверкаГоловоломки со взвешиваниемИз трех монет одна фальшивая (легче настоящих). Как при помощи одного взвешивания на чашечных весах

Слайд 475
На столе лежат девять одинаковых на вид монет. Одна из них

— фальшивая (она легче настоящих). Как при помощи двух взвешиваний найти фальшивую монету?

проверка

Головоломки со взвешиванием

5На столе лежат девять одинаковых на вид монет. Одна из них — фальшивая (она легче настоящих). Как

Слайд 486
проверка
Головоломки со взвешиванием
1 вариант ответа: 
Разделить 24 кг гвоздей на две равные

части по 12 кг, уравновесив их на чашах весов. (24/2=12+12)
Разделить 12 кг гвоздей на две равные части по 6 кг (12/2 = 6+6)
Отложить одну часть, а другую (6кг) разделить таким же способом на части по 3 кг. (6/2 = 3)
Далее соединить 6 кг и 3 кг. В результате получим 9 кг гвоздей. (6+3 = 9)

В мешке 24 кг гвоздей. Каким образом можно на чашечных весах без гирь отмерить 9 кг гвоздей?


2 вариант ответа:
 
24/2=12+12
12/2 = 6+6
12+6 = 18
18/2 = 9

6проверкаГоловоломки со взвешиванием1 вариант ответа: Разделить 24 кг гвоздей на две равные части по 12 кг, уравновесив их

Слайд 497
проверка
Головоломки со взвешиванием
1 вариант ответа: 
Отвешиваем сначала 2 кг слив.
Затем делим их

поровну по чашам весов, чтобы весы уравновесились. 1 кг слив получен.
Имея 1кг и гирю в 2 кг можно отмерить любое нужное количество, в том числе и 3 кг.

Имеются стандартные весы с чашечками и гиря массой 2 кг. Как с их помощью взвесить 3 кг слив?

7проверкаГоловоломки со взвешиванием1 вариант ответа: Отвешиваем сначала 2 кг слив.Затем делим их поровну по чашам весов, чтобы весы

Слайд 50
8
проверка
Имеются чашечные весы без гирь и 4 одинаковые по внешнему

виду монеты. Одна из монет фальшивая, причем неизвестно, легче она настоящих или тяжелее (одинаковые монеты одного веса).Сколько надо сделать взвешиваний, чтобы определить фальшивую монету?

Головоломки со взвешиванием

2 взвешивания.  Берем две монеты и ставим на весы:
1) Если весы равновесны, то обе монеты настоящие. Одну снимаем. На ее место кладем любую из оставшихся. Если весы остались в равновесии, то фальшивая та, которая еще не взвешивалась. Если же весы потеряли равновесие, то фальшивая та, которая была положена на весы вместо снятой.
2) Если весы не равновесны, то снимаем любую монету, кладем на ее место одну из оставшихся (которые, по понятным причинам являются настоящими) и смотрим. Если положение чаш не изменилось, то нетронутая монета фальшивая, если же изменилось, и весы пришли в равновесие, то снятая монета фальшивая.

8проверкаИмеются чашечные весы без гирь и 4 одинаковые по внешнему виду монеты. Одна из монет фальшивая,

Слайд 519
проверка
 У вас есть 24 с виду одинаковых 100-граммовых гирек и чашечные

весы. Внезапно выясняется, что одна из гирек бракованная и весит чуть больше остальных. Какое минимальное количество взвешиваний необходимо для определения бракованной гирьки?

3 взвешивания
Делим все гирьки на 3 равные части: 24=8+8+8
Первым взвешиванием определяем часть, в которой находится бракованная гирька.
Далее работаем с этой частью. Из 8-ми гирек берём 3+3. Вторым взвешиванием определяем, где находится бракованная гирька. Либо в одной из троек, либо среди оставшихся двух.
Третьим взвешиванием находим бракованную гирьку.

Головоломки со взвешиванием

9проверка У вас есть 24 с виду одинаковых 100-граммовых гирек и чашечные весы. Внезапно выясняется, что одна из

Слайд 5210
проверка
Согласно древней легенде, когда за доброе дело правитель страны решил наградить

умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона?
В те времена не было таких весов. Как вышел из положения мудрец? 


Ответ: мудрец поместил слона в лодку, затем отметил по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото.


Головоломки со взвешиванием

10проверкаСогласно древней легенде, когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько

Слайд 53Информация для учителя
Информация для учителя
Данный ресурс предназначен для использования выборочно на

уроках, внеурочных занятиях, в качестве развивающего компонента.
Цель: способствовать развитию логического мышления учащихся.
Ресурс состоит из пяти разделов, в каждом из которых по 10 однотипных заданий .
«Логический канон» – необходимо найти заложенную в предыдущих парах закономерность и определить недостающий компонент в третьей паре. В заметках к слайду содержатся пояснения к заданиям; Если необходимо, можно воспользоваться подсказкой (нажав соответствующую кнопку).
«Задачки на смекалку» – каждый слайд содержит по 1-3 задания «с подвохом». При нажатии на «мордашку» появляется задание, при нажатии на кнопку «Проверить ответ» появляется вариант ответа. Содержание задач можно предварительно посмотреть в заметках к слайду;
«Ложь и истина» – представлены различные виды заданий, в которых следует учитывать истинность и ложность высказываний. При проверке предлагается цепочка рассуждений, приводящая к верному ответу.
«Задачи на соответствие» - представлены задачи, решаемые с помощью таблиц. При проверке рассматривается один из вариантов рассуждений, приводящих к верному ответу.
«Головоломки со взвешиванием» – - при проверке дается не только готовый ответ, но и цепочка рассуждений, приводящая к правильному ответу. При нажатии на «руку» можно получить некоторые подсказки.

Навигация осуществляется посредством управляющих кнопок. Функция «по щелчку» отключена. Выбор заданий возможен в любом порядке.
При нажатии на «руку» в левом верхнем углу можно выйти на задание или подсказку к заданию. Нажав на задание, оно вновь исчезнет за пределы слайда.

Информация для учителяИнформация для учителяДанный ресурс предназначен для использования выборочно на уроках, внеурочных занятиях, в качестве развивающего

Слайд 54Источники
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/120/539/120539136_2835299_VESI.gif весы анимация
http://www.omartasatt.ru/_ph/40/2/618394018.jpg - весы (слайд 50)
http://ironzen.org/uploads/posts/2014-07/1404225029_0207132131.jpg -гиря
http://download-pictures.net/img/C2/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%8B/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%8B_23.jpg – весы (слайд

43)

https://deti.mail.ru/fotomail/mail/tatjana.obydennyh/_deti/i-2750.jpg - мешок бежевый

http://www.i-sonnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/meshok.jpg - холщевый мешок

https://img-fotki.yandex.ru/get/198361/11705260.4c/0_13ebe0_a6f33917_M.jpg - мешок

http://3.bp.blogspot.com/-6Ow5OD91qlw/Ut_lkD6MsKI/AAAAAAAAGIs/L3EXyUuuiaE/s1600/tiffanynin-tarihi-film-oluyor_15012014155256.gif - зеленая коробочка

http://static12.insales.ru/images/products/1/2463/50383263/0_8cd88_bf6557d6_XL.png красная коробочка

http://serebro.ag/sites/default/files/imagecache/highslide_full/field_image_cache/img_5628-1ag.jpg - синяя коробочка

https://www.mirvesov.ru/picture/images/descriptions/1932/02.jpg - гирька

Источникиhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/120/539/120539136_2835299_VESI.gif весы анимацияhttp://www.omartasatt.ru/_ph/40/2/618394018.jpg - весы (слайд 50)http://ironzen.org/uploads/posts/2014-07/1404225029_0207132131.jpg -гиряhttp://download-pictures.net/img/C2/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%8B/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%8B_23.jpg – весы (слайд 43)https://deti.mail.ru/fotomail/mail/tatjana.obydennyh/_deti/i-2750.jpg - мешок бежевыйhttp://www.i-sonnik.ru/wp-content/uploads/2016/12/meshok.jpg - холщевый

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть