Слайд 1
Мастер-класс по математике по теме «Решение комбинаторных задач»
Мигунова О.В.,
учитель математики
МБОУ СОШ №2
«…Творчество, конечно, состоит не в том, чтобы составлять бесконечные комбинации, а в том, чтобы создавать полезные, а таких не особенно много. Творить – это значит различать, выбирать».
А. Пуанкаре
Слайд 2Цели:
Образовательные:
познакомить с разделом математики: "Комбинаторика", с его историей, основными понятиями
и задачами, использованием в практических целях и в жизни человека;
способствовать созданию учебного проекта как показатель качественного изучения темы занятия.
Развивающие:
развивать аналитические способности, логическое мышление,
индивидуальные способности, создавая комфортную психологическую обстановку для каждого.
Воспитывающие:
формировать активность личности, умение работать в группе.
Слайд 3
Что такое комбинаторика?
КОМБИНАТОРИКА (от латинского слова «combina» – «сочетать», «соединять»)–
раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Слайд 4Решение комбинаторных задач
Основные способы решения комбинаторных задач:
ГРАФ – совокупность объектов со
связями между ними. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи – как дуги, или ребра.
ДЕРЕВО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ – граф, схема, отражающая структуру задачи, упорядочения многошагового процесса принятия решений.
Ветви дерева отображают различные события, которые могут иметь место, а корень дерева – состояние, в котором возникает необходимость выбора.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПЕРЕБОР – строгий порядок разбора всех случаев, возможных решений.
ТАБЛИЦА – это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам (строкам и столбцам).
Слайд 5Задача
(составление таблицы)
Для начинки пирога бабушка решила смешать два продукта. Сколько
различных пирогов может испечь бабушка, если для начинки у нее есть картофель (К), грибы (Г), яблоки (Я), мясо (М)?
Слайд 8Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд (одного первого, одного
второго, одного третьего), если в меню столовой имеется:
два первых блюда: щи (Щ), борщ (Б);
три вторых блюда: рыба (Р), гуляш (Г), плов (П);
два третьих блюда: компот (К), чай (Ч).
Задача
(«дерево возможных вариантов» )
Слайд 9Ответ
(«дерево возможных вариантов» )
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11 12
Слайд 10Задача
« 5 финалистов конкурса «Учитель года- 2014», решили обменяться впечатлениями о
конкурсе и позвонить друг другу. Сколько звонков будет сделано?»
«День – ночь»
Участвуют три игрока. Они садятся на стулья. По команде ведущего «День!» ребята встают и могут передвигаться. По команде ведущего «Ночь!» они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения их был другой. Все остальные следят за тем, чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты.
Вопрос: сколько всего вариантов получится?
Решение:
Слайд 13«День – ночь»
6 вариантов
Катя
Миша
Лиза
Миша
Катя
Лиза
Лиза
Миша
Катя
Катя
Лиза
Миша
Миша
Лиза
Катя
Лиза
Миша
Катя
Слайд 14Два основных правила
Правило суммы
Если некоторый объект А можно выбрать m
способами, а другой объект В можно выбрать n способами, то выбор объекта либо А, либо В можно осуществить m + n способами.
Правило произведения
Если объект А можно выбрать m способами и если после каждого такого выбора объект В можно выбрать n способами, то выбор пары А и В можно осуществить m · n способами.
Слайд 15Задача
В магазине «Все для чая» есть 6 разных чашек и 4
разных блюдца. Сколько вариантов чашки и блюдца можно купить?
Решение.
Чашку мы можем выбрать 6-ю способами, а блюдце 4-я способами. Так как нам надо купить пару чашку и блюдце, то это можно сделать 6 · 4 = 24 способами (по правилу произведения).
Ответ: 24.
Слайд 16
Задача
На полке стояли 7 книг российских авторов и 4 книги
зарубежных авторов. Сколькими способами можно выбрать одну любую книгу?
Решение: каждую книгу российского автора мы можем выбрать 7-ю способами, а кждую книгу зарубежного автора- 4-мя способами. Поскольку нужно выбрать одну книгу любого автора, то
7+4=11 способов
Ответ: 11 способов
ПЕРЕСТАНОВКИ
Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же п различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения. Число всех возможных перестановок обозначается Рп и оно равно п!, т.е. Рп = п!,
где п! = 1 * 2 * 3 * … п.
Задача №1. Сколькими способами 7 книг разных авторов можно расставить на полке в один ряд?
Решение: Р7 = 7!, где 7! = 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 =5040, значит существует 5040 способов осуществить расстановку книг.
Ответ: 5040 способов.
Слайд 18Размещения
Размещения – соединения, содержащие по m предметов из числа n данных,
различающихся либо порядком предметов, либо самими предметами; число их.
В комбинаторике размещением называется расположение “предметов” на некоторых “местах” при условии, что каждое место занято в точности одним предметом и все предметы различны.
В отличие от сочетаний размещения учитывают порядок следования предметов. Так, например, наборы < 2,1,3 > и < 3,2,1 > являются различными, хотя состоят из одних и тех же элементов {1,2,3} (то есть, совпадают как сочетания).
Задача:
Сколько можно составить телефонных номеров из 6 цифр каждый, так чтобы все цифры были различны? Это пример задачи на размещение без повторений.
Размещаются здесь десять цифр по 6. Значит, ответ на выше поставленную задачу будет:
Ответ:151200 способов
Сочетания
Сочетания-соединения, содержащие по m предметов из n, различающиеся друг от друга, по крайней мере, одним предметом; число их .
Таким образом, количество вариантов при сочетании будет меньше количества размещений.
В комбинаторике сочетанием из n по m называется набор m элементов, выбранных из данных n элементов. Наборы, отличающиеся только порядком следования элементов (но не составом), считаются одинаковыми, этим сочетания отличаются от размещений.
Задача:
Сколько трехкнопочных комбинаций существует на кодовом замке (все три кнопки нажимаются одновременно), если на нем всего 10 цифр?
Решение: Так как кнопки нажимаются одновременно, то выбор этих кнопок – сочетание. Отсюда возможно
Ответ: 120 вариантов.
Задача
Найдите количество трехзначных чисел, которые можно составить
из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числе повторяться не могут.
Решение.
Для выбора формулы выясняем, что для чисел, которые мы будем составлять, порядок учитывается и не все элементы одновременно выбираются. Значит, это соединение – размещение из 7 элементов по 3. Воспользуемся формулой для числа размещений:
3
A7 = 7(7 – 1)(7 – 2) = 7 · 6 · 5 = 210 чисел.
Ответ: 210.
Слайд 24Задача 3.
Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры разные,
а номер не может начинаться с нуля?
Решение.
На первый взгляд эта задача такая же, как и предыдущая, но сложность в том, что надо не учитывать те соединения, которые начинаются с нуля. Значит необходимо из существующих 10-ти цифр составить все семизначные номера телефонов, а потом от полученного числа отнять количество номеров, начинающихся с нуля. Формула будет иметь вид:
7 6
A10 – A9 = 10 · 9 · 8 · 7 · 6 · 5 · 4 – 9 · 8 · 7 · 6 · 5 · 4 = 544 320.
Ответ: 544 320.
Задача
Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг – это сборники стихотворений, так, чтобы сборники стояли рядом?
Решение.
Сначала примем 5 сборников условно за одну книгу, потому что они должны стоять рядом. Так как в соединении существенным есть порядок, и все элементы используются, значит это перестановки из 8 элементов (7 книг + условная 1 книга). Их количество Р8. Далее будем переставлять между собой только сборники стихотворений. Это можно сделать Р5 способами. Поскольку нам нужно расставить и сборники, и другие книги, то воспользуемся правилом произведения. Следовательно, Р8 · Р5 = 8! · 5!. Число способов будет большим, поэтому ответ можно оставить в виде произведения факториалов.
Ответ: 8! · 5!
Слайд 26Задача 5.
В классе 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки
территории возле школы нужно 4 мальчика и 3 девочки. Сколькими способами можно их выбрать со всех учеников класса?
Решение.
Сначала отдельно выберем 4 мальчика из 16 и 3 девочки из 12. Так как порядок размещения не учитывается, то соответственные соединения – сочетания без повторений. Учитывая необходимость одновременного выбора и мальчиков, и девочек, используем правило произведения. В результате число способов будет вычисляться таким образом:
4 3
С16 · С12 = (16!/(4! · 12!)) · (12!/(3! · 9!)) = ((13 · 14 · 15 · 16) / (2 · 3 · 4)) ·((10 · 11 · 12) / (2 · 3)) = 400 400.
Ответ: 400 400.
Слайд 27Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я
почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…