Слайд 1Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО
Учитель математики
первой категории
МБОУ «Крупецкая СОШ»
Водопьянова Г.В.
Слайд 2Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
—
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
Слайд 3 Проектно - исследовательский метод – не есть открытие наших дней.
Возник он в начале прошлого века и применяется не только в школьном образовании, однако за последние несколько лет многое изменилось – Россия встала на новую ступень развития, потребовались кардинальные перемены во многих областях деятельности, в том числе и в образовании.
Проектная деятельность широко распространена в системах образования разных стран. Причина этого заключается в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают сведения о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
Слайд 4 С 2013-14 учебного года в школах началось введение
Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени основного общего образования, где главными задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий. В основе развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Слайд 5 Реализация метода проектов, методики сотрудничества, довольно перспективна при изучении математики.
Участие в проектно – исследовательской деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, которое необходимо для многих современных сфер: экономики, политики, бизнеса, искусства и спорта.
Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках различные виды школьной деятельности действительно можно выполнять как проект. Но надо помнить, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков, иначе такую работу поручать нельзя.
Слайд 6Что же такое проект в современном понимании?
Проект – практико - ориентированная
работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. Это современная инновационная технология, реализующая системно – деятельностный подход в рамках реализации ФГОС, его основных признаков, этапов, развитие универсальных учебных действий (УУД) и критериев оценивания этапов. Он позволяет развивать специфические умения: распознавать проблему, формулировать цель работы, планировать необходимые действия, реализовывать намеченный план, находить и привлекать нужные ресурсы, оценивать и показывать результаты.
Проектная деятельность школьников – это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представляется в виде проекта.
Слайд 7 Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся
самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Слайд 8Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
показать умения отдельного
ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету математики;
приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
продемонстрировать уровень обученности математике;
совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Слайд 9Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Проект – самостоятельная творческая работа учащегося или группы учащихся от идеи до её воплощения с помощью консультаций учителя.
Слайд 10По продолжительности подготовки проект может быть:
- краткосрочный;
-средней продолжительности;
-долгосрочный.
По количеству участников:
-индивидуальный;
- работа
в парах4
-групповой (4-6 человек).
По методу:
-творческий;
-исследовательский;
-информационный (ознакомительно- ориентированный)
-практико-ориентированный.
Слайд 11Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организовывая работу над
проектом нужно соблюдать этапы проектной деятельности.
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
Слайд 14Формы представления результатов проекта
Слайд 15Однако между проектом и исследовательской деятельностью существует ряд отличий:
- цель проектной
деятельности – реализация проектного замысла, а цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.;
- исследования подразумевают выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальную и теоретическую проверку, тогда как проект может и не включать в свой состав исследования;
- проект и исследовательская деятельность различаются этапами (формулирование проблемы, постановка цели и задач исследования, определение объекта исследования, выбор метода проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов, формулирование выводов и оценка полученных результатов);
- проект - это замысел, план, творчество по плану;
- исследовательская деятельность – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Слайд 16Оба вида деятельности, в зависимости от цели, могут быть подсистемами друг
друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования одним из средств может быть проектирование. Поэтому мы говорим о реализации проектно-исследовательской деятельности на уроках в рамках введения ФГОС.
Проектно –исследовательская деятельность, которую выполняют ученики, должна вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души.
Слайд 17Проектно - исследовательская деятельность в рамках ФГОС предполагает формирование и развитие
универсальных учебных действий:
Коммуникативных УУД – это дискуссии между учениками, совместное планирование деятельности учителем и учащимися, способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.
Познавательных УУД - развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, делать выводы и умозаключения.
Регулятивных УУД - рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.
Личностных УУД - умение четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного, успешного усвоения новых знаний, умений.
Слайд 18 Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью
с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектно-исследовательской технологией на уровне компетентности.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Слайд 19Из практики моей работы.
На своих уроках математики я предлагаю творческие,
практико-ориентированные мини-проекты для индивидуального и группового выполнения, а также для домашнего задания например: кроссворды, диаграммы, задачи, рисунки по координатам, создание модели фигур.
Слайд 24 Информационные проекты:
например «Старинные меры», 6 класс; «Пропорции вокруг нас»,
6 класс; «Функции в окружающем мире», 7 класс;
«В мире симметрии», 8 класс; сообщения о великих математиках.
Слайд 25Исследовательские проекты (обычно групповые):
«Взаимное расположение графиков линейных функций», 7 класс;
«Теорема
Виета», 8 класс;
« Решение неравенств с одной переменной», 8 класс;
«Решение квадратных уравнений», 8 класс; «Применение подобия треугольников для решения задач на местности», 8 класс.
Слайд 28Проект «Модель прямоугольного параллелепипеда»
Выполнил Кабанов Егор, 6 класс