Презентация, доклад по математике на тему Принцип Дирихле

Содержание

Актуальность работы Принцип Дирихле не рассматривается в учебниках математики, поэтому знакомство с новыми методами расширяет для обучающихся круг решаемых задач, учит мыслить, развивает сообразительность

Слайд 1
Принцип Дирихле
Автор работы Иванников

Даниил,
6 класс МБОУ «СОШ №6»
Руководитель Лобова Ольга Дмитриевна,
учитель математики МБОУ СОШ №6

Городская научно-практическая конференция школьников «День науки»

секция Физико-математические дисциплины
тип работы практико-ориентированный проект

Курчатов, 2016 г.

Принцип Дирихле       Автор работы Иванников Даниил,

Слайд 2Актуальность работы
Принцип Дирихле не рассматривается в учебниках математики, поэтому знакомство

с новыми методами расширяет для обучающихся круг решаемых задач, учит мыслить, развивает сообразительность
Актуальность работы Принцип Дирихле не рассматривается в учебниках математики, поэтому знакомство с новыми методами расширяет для обучающихся

Слайд 3Гипотеза
Применение соответствующих формулировок принципа Дирихле – наиболее рациональный подход при решении

задач олимпиадного уровня
ГипотезаПрименение соответствующих формулировок принципа Дирихле – наиболее рациональный подход при решении задач олимпиадного уровня

Слайд 4Объект исследования - принцип Дирихле

Предмет исследования - различные формулировки принципа Дирихле

и их применение при решении задач
Объект исследования - принцип ДирихлеПредмет исследования - различные формулировки принципа Дирихле и их применение при решении задач

Слайд 5Цель

- изучить один из основных методов математики- принцип Дирихле

Цель- изучить один из основных методов математики- принцип Дирихле

Слайд 6Задачи работы:
- изучить литературу по данной теме;

- научиться решать задачи

на принцип Дирихле;

- выступить перед обучающимися 6-х классов для ознакомления их с данным принципом
Задачи работы:- изучить литературу по данной теме; - научиться решать задачи на принцип Дирихле; - выступить перед

Слайд 7Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле
(13.02.1805 — 05.05.1859)

Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле    (13.02.1805 — 05.05.1859)

Слайд 8Формулировки принципа ДИРИХЛЕ
В комбинаторике при́нцип Дирихле́
(«принцип ящиков») — утверждение, устанавливающее

связь между объектами («зайцами») и контейнерами («клетками») при выполнении определённых условий. В английском и некоторых других языках утверждение известно как «принцип голубей и ящиков», когда объектами являются голуби, а контейнерами - ящики.
Формулировки принципа ДИРИХЛЕВ комбинаторике при́нцип Дирихле́ («принцип ящиков») — утверждение, устанавливающее связь между объектами («зайцами») и контейнерами

Слайд 9
Формулировка 1

Если в n клетках сидит n+1 зайцев или больше

зайцев, то найдётся клетка, в которой сидят по крайней мере два зайца .
Формулировка 1Если в n клетках сидит n+1 зайцев или больше зайцев, то найдётся клетка, в которой

Слайд 10Формулировка 2
Предположим, m зайцев рассажены в n клетках. Тогда если m

> n, то хотя бы в одной клетке содержится не менее m:n зайцев, а так же хотя бы в одной другой клетке содержится не более m:n зайцев.
Формулировка 2Предположим, m зайцев рассажены в n клетках. Тогда если m > n, то хотя бы в

Слайд 11Обобщенный принцип Дирихле

Если в n клеток посадить kn+1 зайцев, то найдется

хотя бы одна клетка, в которой находятся не менее чем k+1 заяц.
Обобщенный принцип ДирихлеЕсли в n клеток посадить kn+1 зайцев, то найдется хотя бы одна клетка, в которой

Слайд 12Алгоритм
применения принципа Дирихле
1.Определить, что в задаче является "клетками", а что

- "зайцами".
2.Применить соответствующую формулировку принципа Дирихле:
Если в n клетках сидят не более (n-1) "зайцев", то есть пустая "клетка".
Если в n клетках сидят (n+1) «зайцев", то есть клетка, в которой не менее 2-х "зайцев".
Если в n клетках сидят не более (nk-1) "зайцев", то в какой-то из клеток сидят не более (k-1) "зайцев".
Если в n клетках сидят не менее (nk+1) "зайцев", то в какой-то из клеток сидят не менее k+1 "зайцев".
Алгоритм применения принципа Дирихле1.Определить, что в задаче является

Слайд 13Задача. В коробке лежат карандаши: 7 красных и 5 синих. В

темноте берут карандаши. Сколько карандашей надо взять, чтобы среди них было не менее 2 красных и не менее 3 синих?

1 тип «Сколько нужно взять...»

Задача. В коробке лежат карандаши: 7 красных и 5 синих. В темноте берут карандаши. Сколько карандашей надо

Слайд 14Задача1. Дано 11 различных целых чисел. Докажите, что из них можно

выбрать два числа, разность которых делится на 10.
Решение: по крайней мере, два числа из 11 дают одинаковый остаток при делении на10. Пусть это будут А = 10а + c и В = 10b + c. Тогда их разность делится на 10: А - В = 10(а -b).

2 тип «Докажите, что найдутся...»

Задача1. Дано 11 различных целых чисел. Докажите, что из них можно выбрать два числа, разность которых делится

Слайд 15Задача 2. На олимпиаде 10 школьников решили в сумме 35 задач,

причем среди них были решившие ровно 1 задачу, ровно 2 задачи и ровно 3. Докажите, что кто-то из них решил не менее пяти задач.

3 тип. Обобщенный принцип Дирихле

Задача 2. На олимпиаде 10 школьников решили в сумме 35 задач, причем среди них были решившие ровно

Слайд 16Решение: т.к. трое в сумме решили 6 задач (1+2+3=6), то останется

еще 7 школьников, решивших в сумме 29 задач. Задачи – это «зайцы», «клетки» -ученики 29:7=4(ост1). В каждую «клетку» (ученику) мы можем посадить 4 «зайца» (задачи) и ещё одна останется. Значит её решил один из учеников, т.е. один ученик решил 5 задач.

Решение: т.к. трое в сумме решили 6 задач (1+2+3=6), то останется еще 7 школьников, решивших в сумме

Слайд 17..
..
..
...
Геометрическая задача
Задача. Внутри равностороннего треугольника со стороной 1 расположено 5 точек.

Доказать, что расстояние между некоторыми двумя из них меньше 0,5.
.........Геометрическая задачаЗадача. Внутри равностороннего треугольника со стороной 1 расположено 5 точек. Доказать, что расстояние между некоторыми двумя

Слайд 18Задание 20. ЕГЭ 2016 (базовый уровень).
В корзине лежат 30 грибов

– рыжиков и груздей. Известно, что среди любых 12 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов – хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?

Задание 20. ЕГЭ 2016 (базовый уровень). В корзине лежат 30 грибов – рыжиков и груздей. Известно, что

Слайд 19Выводы:
- Принцип Дирихле важен и полезен. Его можно применять в

повседневной жизни, что развивает логическое мышление.

- Многие олимпиадные задачи решаются на основе этого специального метода, поэтому его целесообразно изучать самостоятельно или во внеурочной деятельности.

- Моё выступление перед одноклассниками показало, что данный метод решения задач понятен и интересен обучающимся 6-х классов.
Выводы: - Принцип Дирихле важен и полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление.-

Слайд 20Городская научно-практическая конференция школьников «День науки»
Принцип Дирихле
секция Физико-математические дисциплины
тип работы

практико-ориентированный проект

Автор работы Иванников Даниил,
6 класс МБОУ «СОШ №6»
Руководитель Лобова Ольга Дмитриевна,
учитель математики МБОУ «СОШ №6»

Курчатов, 2016 г.

Городская научно-практическая конференция школьников «День науки»Принцип Дирихлесекция Физико-математические дисциплины тип работы практико-ориентированный проектАвтор работы Иванников Даниил,

Слайд 21
ЛИТЕРАТУРА.
1.Андреев А.А., Горелов Г.Н., Люлев А.И., Савин А.И. "Принцип Дирихле",

Самара "Пифагор", 1997.
2.Д. X. Муштари. Подготовка к математическим олимпиадам: задачи, темы, методы. Казанский ун-т, 1990.
3.В. Г. Болтянский. Шесть зайцев в пяти клетках. // Ж-л «КВАНТ», 1977,No2.
4.Ю. Ф. Фоминых. Принцип Дирихле. // Ж-л «Математика в школе», 1996, No3.
5.http://stud-baza.ru/printsip-dirihle-referat-matematika
http://math4school.ru/princip_Dirihle.html
http://tsnttum.narod.ru/index/0-26
http://ermine.narod.ru/MATH/STAT/DIRIHLET/sect1.htm

ЛИТЕРАТУРА.1.Андреев А.А., Горелов Г.Н., Люлев А.И., Савин А.И.

Слайд 22Спасибо за внимание

Спасибо  за  внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть