Слайд 2
История судоку
Судоку очень популярная и распространённая игра по всему миру. У
многих игр есть своя Родина, а у судоку её нет.
Название у этой игры японское и многие думают, что и Родиной судоку является Япония.
Во- многих журналах написано, что эту игру придумал Леонард Эйлер, но это вовсе не доказано. Может быть это и действительно так, просто сам Леб никому об этом не сказал. В самой Японии, головоломку называют «Nanpure»-Nicoli зарегистрировало в своей стране Судоку как торговую марку.
Само название судоку придумал Каджи Меки.
Он был директором фирмы-издателя головоломок.
Слайд 3
Судоку (яп.数独 су:доку произношение (инф.) — «одинокое число») — популярная головоломка - пазл
с числами. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга.
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9x9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), так как незаполненное игровое поле не имеет смысла. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретную судоку можно отнести к лёгким или сложным.
Слайд 4Правила игры
Разгадывать судоку и другие головоломки очень полезно, так как они
способствуют развитию логического мышления. Ежедневно сотни людей разгадывают наши головоломки.
Судоку уникально тем, что тренирует память на цифры, буквы. Особенно судоку полезно разгадывать детям в школьном возрасте, так как они способствуют увеличению математических способностей.
Также, в то время когда вы размышляете над решением судоку , подбираете всевозможные варианты, что-то вспоминаете, увеличиваются и мыслительные возможности, так как мыслительные процессы работают всё быстрее и быстрей.
Слайд 5Как быстро и правильно разгадывать судоку
Самый удобный способ решения судоку -
это найти верхний левый угол и в нём не спеша записывать числа-кандидаты. После того, как вы это сделаете, то увидите нужные Вам числа, которые должны расположиться в ячейке.
Существуют и такие головоломки на решения которых нужно потратить очень много времени. Грамотно составленная головоломка может иметь только одно решение, ни больше и не меньше.
В самом начале игры нужно найти вертикальные и горизонтальные линии, столбики, и квадратики, в которых больше всего цифр. Когда Вы будете заполнять эти ячейки, следует проверить ряд, квадрат и столбик, и убедиться в том, что цифры не повторяются.
Наверное нужно напомнить ещё раз, что разгадывать эту интересную головоломку лучше всего не спеша, постепенно, так как судоку, это расслабляющая игра. Если допустить хотя бы одну ошибку в начале игры, то последующие действия окажутся не верными и вся головоломка будет не правильной. Поэтому лучше проверять свою игру изначально.
Слайд 7Разновидности
Самой простой модификацией судоку является судоку «чёт-нечёт». В них некоторые клетки
изначально выделены цветом, в этих клетках находятся или только чётные, или только нечётные цифры.
В последнее время появились модификации большего размера, чем 9 на 9 клеток. Например, существуют судоку с размерами 12x12 или даже 16x16, предназначенные для опытных игроков.
Кроме того, существуют судоку, в которых указываются не отдельные цифры, а только суммы цифр в группах клеток; то есть, само поле разбивается на прямоугольные блоки разных размеров и указывается сумма цифр, входящих в каждый блок.
Ещё один вариант судоку — с блоками не квадратной, а произвольной формы с тем же числом клеток. Для стандартного судоку 9x9 это блоки по 9 клеток.
Для детей делают судоку меньших размеров с полем 4х4 и блоками 2х2. Такие уменьшенные головоломки называют «шидоку» (Shidoku) от японского shi — четыре.
Также существуют диагональные судоку. В них, в отличие от обычных судоку, поле не делится на меньшие квадраты. Требуется, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и на двух максимальных диагоналях каждая цифра встречалась только один раз.
Слайд 8
Существует множество вариаций «Судоку»,
Головоломки с другим размером игрового поля (от 4х4
до 25х25 клеток)
Геометрические судоку с иным принципом разбиения на блоки, отличные от квадратов 3х3
Судоку-«Самурай» («Судоку-Комбо», «Судоку-Конструкции» и др.), в которых одна головоломка содержит сразу несколько отдельных судоку, связанных друг с другом общими клетками
Судоку-«Точки», где между соседними клетками выводится точка черного или белого цвета, когда соседние цифры отличаются на 1 или в два раза
Судоку-«Перегородки» («Судоку-Соседи»), где цифры в соседних клетках отличаются на 1.Судоку и множество её вариаций (Судоку-«Произведения», Судоку-«Арифметика», «Квадросудоку», «Суммы-сбоку», «Суммы подиагонали» и т. п.), где всё поле делится на блоки, для которых сообщается сумма (произведение, разность и т. п.) всех входящих в него цифр
Слайд 10Головоломка какуро
Головоломки Какуро похожи на кроссворды, в которых вместо букв
используются цифры. Название Какуро - это сокращение от японского kasan kurosu (перекрестное сложение); головоломка также известна под названием Cross Sums (пересекающиеся суммы).
Сетка головоломки состоит из клеток черного и белого цвета. Белые клетки, идущие подряд по вертикали или по горизонтали, образуют блок. Цель игры - заполнить все белые клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма цифр в блоке была равна числу указанному в черной клетке слева от горизонтального блока и сверху от вертикального. При этом цифры в пределах одного блока не должны повторяться.
Какуро может быть любого размера и любой формы, хотя обычно ячейки сетки располагают симметрично. Как правило, чем больше пустых ячеек в игре, тем труднее, однако это не всегда так, особенно если это хорошая и качественная головоломка.
Очень важно заметить, что правильно составленная головоломка Какуро имеет только одно уникальное решение и его всегда можно найти логическим путем, не используя метод проб и ошибок.
Слайд 11Клетки-подсказки
В Какуро довольно много клеток подсказок, это клетки, которые помогут вам
решить головоломку. Клетка-подсказка может иметь горизонтальную подсказку или вертикальную или обе одновременно. В примере, приведенном ниже мы видим горизонтальную ключевую клетку с четырьмя пустыми белыми клетками справа от неё. Эти четыре пустых клетки образуют блок, необходимо заполнить его так, чтобы сумма цифр равнялась числу в ячейке-подсказки).
Повторяющиеся цифры
Вы не можете записывать одинаковые цифры в пределах одного блока. Пример приведенный ниже некорректен, потому что содержит две единицы в одном блоке. Поэтому комбинация 1+1+7 не может использоваться для получения суммы 9.
Слайд 12Понадобится ли математика?
На первый взгляд Какуро выглядит как математическая головоломка,
но в действительности, она скорее логическая игра. Вы всегда можете логически определить какие цифры записать в пустые клетки не прибегая к методу проб и ошибок, секрет успеха лежит в знании комбинаций цифр, которые могут составить заданную сумму. Например, сумма "10" для блока из 3-х ячеек может быть получена следующими вариантами:
1 + 2 + 7
1 + 3 + 6
1 + 4 + 5
2 + 3 + 5
Значение 7 для 3-х ячеек имеет только одну комбинацию из неповторяющихся цифр:
1 + 2 + 4 = 7
Чем больше вы будете играть в какуро, тем быстрее вы запомните комбинации и вам меньше придется заниматься устным счетом.
Слайд 14Хитори
Вычёркивая повторяющиеся цифры, добейтесь, чтобы в каждой строке и
в каждом столбце все цифры были различными. Зачёркнутые клетки могут касаться друг друга только углами, но не сторонами. При этом оставшаяся белой область должна быть связной, т.е. не должна распадаться на отдельные части.
Слайд 15Хитори
Правила:
Закрашенные (вычеркнутые) ячейки не могут находиться рядом по горизонтали
или вертикали, а только по диагонали.
Остальные ячейки обязательно должны быть связаны друг с другом по горизонтали и вертикали и образовывать при этом единую группу.
Слайд 16Тридоку
- это особый вид судоку, в виде треугольника.
Такая головоломка состоит
из 9 больших треугольников и каждый из них, в свою очередь содержит 9 маленьких треугольников.
Цифры от 1 до 9 должны быть расставлены в клеточках каждого большого треугольника.
Также поле содержит ещё и дополнительные, клетки которых тоже должны содержать такие цифры, чтобы они не повторялись. Две соприкасающиеся треугольные клетки также не должны содержать одинаковые числа.
Слайд 17Математико
Для игры необходимо подготовить из плотной бумаги 52 карточки и
на каждой из них с одной стороны написать по одному числу: на четырех карточках написать по 1, на следующих четырех - по 2, затем на четырех - по 3 и т.д. На последних четырех написать по 13. Количество игроков неограничено. Каждый играющий на листе бумаги строит квадрат со стороной 5 см, разбивает его на квадратные сантиметры. Большой квадрат разбивается на 25 маленьких квадратов. Ведущий берет 52 карточки с числами от 1 до 13, раскладывает их на столе, написанными числами вниз, чтобы было не видно, какое число на какой карточке написано, перемешивает, затем открывает первую карточку и объявляет число, написанное на ней. Каждый из играющих записывает это число в одну из клеток на своем листе бумаги. После того, как число вписано, перемещать его в другую клетку нельзя. Затем ведущий объявляет следующее число, играющие опять вписывают его в любую из свободных клеток своего листа и т.д. Игра прекращается, когда будут заполнены все 25 клеток.
Слайд 18Подсчет очков
Подсчет очков производится по следующей таблице:
Комбинация чисел В
строке или столбце/По диагонали
За два одинаковых числа - 10 очков/20 очков
За две пары одинаковых чисел - 20 очков/30 очков
За три одинаковых числа - 40 очков/50 очков
За три одинаковых и два других одинаковых числа - 80 о/90 о
За четыре одинаковых числа - 160 очков/170 очков
За пять последовательных чисел, но необязательно по порядку расположенных - 50 очков/60 очков
За три раза по 1 и за два раза по 13 - 100 очков/110 очков
За числа 1, 10, 11, 12, 13, но необязательно по порядку расположенных - 150 очков/160 очков
За четыре единицы - 200 очков/210 очков
Выигрывает тот, у кого наибольшее количество очков.
Слайд 19Источники используемые:
Судоку клуб, 2007, inform@sudoku-club.ru
Википедия
Смыкалова Е.В. Математические каникулы. Увлекательные математические игры
и головоломки. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2009.- 48 с.