Слайд 1Совместный семинар ШМО учителей физико-математического цикла и ШМО естественно-спортивных наук
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Воркуты
Формирование универсальных учебных действий
подготовила
учитель математики
Морозова Раиса Аркадьевна
Слайд 2 «Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Слайд 3 Важнейшая задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих
«умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Слайд 4 В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться,
то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Слайд 5 Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том,
что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
Слайд 6 К основным функциям УУД относятся:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира
и компетентностей в любой предметной
области познания
Слайд 7 Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов УУД можно выделить 4
блока:
личностный
регулятивный
познавательный
коммуникативный
Слайд 8 Современные образовательные технологии
Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и
ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:
постановка учебной задачи (целеполагание)
содержательная линия урока
организация учебной деятельности
формы организации учебного сотрудничества
работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
коммуникативная компетентность
морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
вербальные и невербальные способы взаимодействия
характеристики сотрудничества
эффективность используемых на уроке форм и
способов взаимодействия учителя и ученика,
направленных на формирование универсальных
учебных действий
Слайд 9 Учебную задачу, урок, исследование, внеклассное мероприятие можно рассматривать как проект, реализующийся
в несколько этапов. Предлагаем Вам памятку по формированию познавательных УУД, в которой любая совместная деятельность учителя и ученика рассматривается как проект, краткосрочный или долгосрочный
Слайд 10 И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усилить личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества
Слайд 11 Организация исследовательской деятельности как способ формирования УУД
В формировании многих качеств, необходимых
успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит», как отмечал М.В.Ломоносов.
Исследовательскую работу по математике следует начинать с пятых классов. В 5 классе учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для выполнения. Моя роль
научить детей работать с литературой, грамотно
оформить и представить сообщение
Слайд 12 Учу детей делать сообщения о происхождении того или иного математического термина
Слайд 14 Римская система нумерации, арабская система. Что означает слово «Цифра»
Слайд 15 Об истории математических открытий
Слайд 16Открытие единицы измерения длины, а именно метра
Слайд 17Как появились знаки действий.
Это математическое открытие
Слайд 18 В настоящее время на ЕГЭ и ГИА предлагаются практико-ориентированные задачи. Такие
задачи учимся решать с 5-го класса
Слайд 19 В качестве иллюстрации учебного исследования приведу фрагмент урока по теме: «Теорема
Пифагора». Вашему вниманию представлена мотивирующая задача. Анализируя математическую модель этой задачи, учащиеся формулируют проблему, как найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам
Слайд 20 Для решения проблемы организуется практическая работа, в результате которой школьники выдвигают
свои гипотезы, ведется обсуждение, делаются выводы, формулируется и доказывается теорема Пифагора
Слайд 21 Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на
всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения