Презентация, доклад по математике Меры длины

Содержание

МОУ КРАСНОВОСХОДСКАЯ СШАвторы:Грунина ПолинаРуководитель: Мельникова Лариса Николаевна 2018

Слайд 1


Проект по математике
Старинные меры на уроках математики.

Проект по математике Старинные меры на уроках математики.

Слайд 2МОУ КРАСНОВОСХОДСКАЯ СШ
Авторы:

Грунина Полина

Руководитель:

Мельникова Лариса Николаевна

2018
МОУ КРАСНОВОСХОДСКАЯ СШАвторы:Грунина ПолинаРуководитель:     Мельникова Лариса Николаевна

Слайд 3 Основная цель: исследовать реальную

ситуацию по знанию старинных мер
учениками 5-6 классов.





Гипотеза:
если учащиеся будут знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения величин, то это поможет им легче понять содержание учебных и художественных текстов.
Объектом исследования являются учащиеся 5 класса .
Предмет исследования – знание старинных русских мер.

Основная цель: исследовать реальную         ситуацию по

Слайд 4
Изучить исторические сведения по теме
«Старинные меры».

Проанализировать учебники по математике
5

– 11 классов с точки зрения наличия в них старинных мер.

Составить словарь старинных русских мер.


Создать презентацию данного проекта.

Сделать выводы.

З а д а ч и:

Изучить исторические сведения по теме «Старинные меры».Проанализировать учебники по математике 5 – 11 классов с точки зрения

Слайд 5
Довольно часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней

Руси. В русском языке их называют устаревшими, вышедшими из активного употребления. Мы не пользуемся ими ежедневно, но не зная их значения, порой трудно понять литературное произведение, параграф по истории, даже пословицу. В любой книге есть сноски, но они написаны очень мелким шрифтом и не запоминаются.
В далёкие времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта ,но и измерений. Изготовляя простейшие орудия тогда, строя жилища, добывая пищу, возникала необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массы, времени.
При измерении расстояний использовали руки и ноги.
Я решила узнать более подробно о мерах применяемых русским народом.

Введение

Довольно часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси. В русском языке их называют

Слайд 6ОСНОВНЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ:
верста,


сажень,
аршин,
локоть,
пядь
вершок.


ОСНОВНЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ: верста,

Слайд 7

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.


КРУПНЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ


Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. КРУПНЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫАршином, так же, называли

Слайд 8МЕЛКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
«ПЯДЬ»(пядница)

МАЛАЯ ПЯДЬ
(с 17-го века она называлась - "четверть"

<аршина>)
=17,78 см

БОЛЬШАЯ ПЯДЬ –
расстояние между концами большого пальца и мизинца =22-23 см

П Я Д Ь С КУВЫРКОМ (по Далю) –
пядь с прибавкой двух суставов указательного палица
= 27-31 см
МЕЛКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ«ПЯДЬ»(пядница) МАЛАЯ ПЯДЬ(с 17-го века она называлась -

Слайд 9ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из

древнейших мер длины.
ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

Слайд 10ВЕРСТА - старорусская путевая мера
(её раннее название - ''поприще'').
Этим

словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы.

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от

Слайд 11До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей.

При

Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении –
213,36 X 500 = 1066,8 м.
"Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Справка из истории:

До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500

Слайд 12МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам.

Версту в

1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры, обычно при определении выгонов вокруг крупных городов, а на окраинах России, особенно в Сибири - и для измерения расстояний между населенными пунктами.
МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко

Слайд 13САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.

"

Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан)

Разновидности по назначению:

"Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.




САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.

Слайд 14Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38

до 47 см.

С 16-го века постепенно вытесняется аршином и
в 19 веке почти не употребляется.

ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").

Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века

Слайд 15ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см.


Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование

Слайд 16МЕРЫ ДЛИНЫ (УПОТРЕБЛЯВШИЕСЯ В РОССИИ ПОСЛЕ "УКАЗА" 1835 Г. И ДО

ВВЕДЕНИЯ МЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ):


1 верста = 500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра

1 сажень = 3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра

Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.

1 аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см
(на аршин обычно наносили деления в вершках)

1 локоть = 44 см (по разным источникам от 38 до 47 см)

1 фут = 1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см

МЕРЫ ДЛИНЫ (УПОТРЕБЛЯВШИЕСЯ В РОССИИ ПОСЛЕ

Слайд 17
На три аршина в землю видит - о внимательном, прозорливом

человеке, от которого ничего невозможно утаить Сидит, ходит, словно аршин проглотил - о неестественно прямом человеке. На аршин борода, да ума на пядь - о взрослом, но глупом человеке.
На три аршина в землю видит - о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить

Слайд 18Семи пядей во лбу – говорят об очень умном человеке.
Не отдадим

и пяди земли – не оставить врагу и малой доли родной земли


Семи пядей во лбу – говорят об очень умном человеке.Не отдадим и пяди земли – не оставить

Слайд 19
«Москва верстой далека, а сердцу рядом» -

«Семь верст молодцу не крюк» - «За семь верст киселя хлебать» -

Двух рожу тебе коней-
Да таких каких поныне
Не бывало и в помине;
да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка
(«Конек-горбунок» - П.Ершов)

«Москва верстой далека, а   сердцу рядом» -   «Семь верст молодцу не крюк»

Слайд 20«Хозяйство развивается семимильными шагами»- о хозяйстве, в котором плохо работали.

Интересно: сколько миль я уже пролетела? – сказала Алиса вслух. – Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить...… Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…...

-«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

«Хозяйство развивается семимильными шагами»- о хозяйстве, в котором плохо работали. – Интересно: сколько миль я уже пролетела? –

Слайд 21СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА
Средний рост наших одноклассников составлял:

в 1 классе в 5 классе

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА УЧАЩИХСЯ НАШЕГО КЛАССА   Средний рост наших одноклассников составлял:

Слайд 22СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА МОЕЙ СЕМЬИ
Представьте, что Вы живете в

XV веке и Ваш рост измеряется мерами того времени. Попробуйте выразить свой рост в одной из этих единиц.
Локоть – 44см
Вершок – 4,4см
Аршин - 0,71м







СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОСТА МОЕЙ СЕМЬИ  Представьте, что Вы живете в XV веке и Ваш рост измеряется

Слайд 23
Какие старинные единицы мер вы знаете?
2. Назовите старинную русскую меру

длины.
Назовите старинную русскую меру веса тел.
В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры в повседневной жизни.
В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры?
Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер в современной жизни?
Назовите пословицу или поговорку со старинными единицами мер.

Анкета

Какие старинные единицы мер вы знаете? 2. Назовите старинную русскую меру длины. Назовите старинную русскую меру веса

Слайд 24





АНАЛИЗ АНКЕТНЫХ ДАННЫХ


Слайд 25для общего развития; (64%)

чтобы знать исторические корни своего языка; (64%)

- так

как часто встречаются в художественной
литературе, во фразеологических оборотах; (67%)

- знать нужно отдельным людям, которые занимаются лингвистикой, историей развития предмета. (44%).

Необходимо ли знать старинные меры в современной школе и почему?
( «да» ответили 70% учащихся)

для общего развития; (64%)чтобы знать исторические корни своего языка; (64%)- так как часто встречаются в художественной литературе,

Слайд 26ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В данной работе мы рассмотрели вопросы возникновения и совершенствования различных

мер измерения, таких как: длина, объем, масса, площадь.

Установили связь между различными единицами длины.

Доказали, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно становится понятной для любого человека.


Объяснили, почему необходима была единая метрическая система мер.

В работе приведено много любопытных фактов из истории возникновения старинных мер измерения.

.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В данной работе мы рассмотрели вопросы возникновения и совершенствования различных мер измерения, таких как: длина, объем,

Слайд 27СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Волков В. Как появилась метрическая система мер .Квант. –

1990.-№8. с. 33-34.
Глейзер Г.И. История математики в школе IV – VI классы.- М.: Просвещение,1981.
Депман И.Я. Меры и метрическая система. – Л.-Детгиз, 1953.
Котляр Б.Д. Удивительное равенство. Квант.-1989.- №7 с. 17-21.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков,С.И.Шварцбурд-М.:Мнемозина,2007.
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова и др.-М._Просвещение, 2006.
Свечников А.А.,Сорокин П.И. Числа,фигуры,задачи.- М. – Просвещение, 1977.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:Волков В. Как появилась метрическая система мер .Квант. – 1990.-№8. с. 33-34.Глейзер Г.И. История математики

Слайд 28
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть