Слайд 1Формирование метапредметных результатов обучения на уроках математики в процессе решения задач.
Подготовила
учитель математики
МБОУ гимназия 7 ,г Красногорск
Коробицына Вероника Валерьевна
Слайд 2ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного
общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Слайд 3Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
УУД
Познавательные - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания:
общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.);
логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникации.
Слайд 4Требования к ученикам по достижению метапредметных результатов обучения:
1. Уметь понимать и
использовать различные математические средства наглядности;
2. Уметь видеть математическую задачу в контексте любой проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3. Уметь находить в различных источниках информацию, которая необходима для решения математических проблем и уметь представлять её в понятной форме; уметь принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
4. Уметь выдвигать гипотезы и понимать, что их проверка необходима;
5. Уметь самостоятельно выбирать и создавать алгоритм для решения различных учебных математических проблем;
6. Уметь планировать и осуществлять деятельность, которая направлена на решение задачи исследовательского характера.
Слайд 5Задачи по теме «Коммунальные платежи»
1) Показания счётчика электроэнергии 1 ноября составляли
12 625 кВт/ч, а 1 декабря — 12 802 кВт/ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 кВт/ч электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек? Ответ дайте в рублях. (ЕГЭ)
2) В квартире, где проживает Алексей, установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). 1 сентября счётчик показывал расход 103 куб. м воды, а 1 октября — 114 куб. м. Какую сумму должен заплатить Алексей за холодную воду за сентябрь, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп.? Ответ дайте в рублях. (ЕГЭ)
Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста практического содержания, его анализ, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, составление математической модели.
Слайд 6Задачи на тему покупок.
1) Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее
число таких тетрадей можно будет купить на 750 рублей после понижения цены на 10%? (ЕГЭ, базовый уровень, задание №3)
2)Баночка йогурта стоит 14 рублей 60 копеек. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 рублей? (ЕГЭ,
3) Ваня купил два батона хлеба, полкило колбасы и полтора килограмма картошки. Один батон хлеба стоит 23 рубля, один килограмм колбасы 360 рублей, а один килограмм картошки — 40 рублей. Какую сдачу получит Ваня с 500 рублей? (ВПР, 5 класс)
4) Хоккейные коньки стоили 4500 руб. Сначала цену снизили на 20%, а потом эту сниженную цену повысили на 20%. Сколько стали стоить коньки после повышения цены? Запишите решение и ответ. (ВПР, 6 класс, задание №10)
Проверяются способность использовать математические средства для решения практической задачи.
Слайд 7Задачи на нахождение количества лекарства
1) Больному прописано лекарство, которое нужно
пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? (ЕГЭ, профильный уровень, задание №1)
2) Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в возрасте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх месяцев и весом 5 кг в течение суток? (ЕГЭ, базовый уровень, задание №3)
Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «наименьшее количество упаковок», «количество таблеток». Проверяется умение видеть математическую задачу в контексте любой проблемной ситуации в окружающей жизни.
Слайд 8Задачи статистического характера
1) В городе N живет 200 000 жителей. Среди них 15% детей
и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т. п.). Сколько взрослых жителей работает? (ЕГЭ, профильный уровень, задание №1)
2) Среди 40000 жителей города 60% не интересуются футболом. Среди жителей, интересующихся футболом, 80% смотрели по телевизору финал Лиги чемпионов. Сколько жителей города смотрело этот матч по телевизору? (ЕГЭ, профильный уровень, задание №1)
3) Задачу №1 правильно решили 13230 человек, что составляет 42% от выпускников города. Сколько всего выпускников в этом городе? (ЕГЭ, профильный уровень, задание №1)
Проверяется способность самостоятельно выбирать и создавать алгоритм для решения различных учебных математических проблем
Слайд 9Задачи экономического характера
1) Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на
год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? (ЕГЭ, профильный уровень, задание№1)
2) В июле планируется взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы:
— каждый январь долг возрастает на 31% по сравнению с концом предыдущего года;
— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга, равную 69690821 рубль.
Сколько рублей было взято в банке, если известно, что он был полностью погашен тремя равными платежами (то есть за три года)? (ЕГЭ, профильный уровень, задание№17)
Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, его анализ, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, составление математической модели.
Слайд 10Задачи на умение использовать графики зависимостей, диаграммы
На диаграмме показан рост детей.
На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого маль-чика? (ВПР, 5 класс, задание №11)
Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.
Слайд 11Задачи маркетингового характера
1) Два плотника заработали вместе 280 р. Один из
них работал 14 дней по 7 ч в день, а другой — 7 дней по 6 ч. Сколько заработал каждый из них, если они за 1 ч работы получают поровну? (ВПР, 5 класс задание №10)
2) В магазине продается несколько видов куриного филе в различных упаковках и по различной цене. Какова наименьшая цена за 1,5 кг куриного филе среди данных в таблице видов? (ВПР, 5 класс задание №10)
Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представленную в виде таблицы, учитывая одновременно несколько условий (признаков) (задания ЕГЭ, базовый уровень, №12).
Слайд 12 Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только
решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:
интерактивные технологии;
метод сотрудничества;
методики проектирования;
использование ИКТ;
деятельностный подход;
работа по алгоритму и др.