Слайд 1Учитель математики Третьякова-Досмаганбетова Л.А.
ГБОУ СШ №3 им.С.П.Королева
Г.Байконур
Задачи на четность и
нечетность.6 класс
Слайд 2Четные числа - это те, которые делятся на 2 без остатка (например,
2, 4, 6 и т.п.). Каждое такое число можно записать в виде 2*K, подобрав подходящее целое K (например, 4 = 2 х 2, 6 = 2 х 3, и т.д.).
Слайд 3Нечетные числа - это те, которые при делении на 2 дают в
остатке 1 (например, 1, 3, 5 и т.п.). Каждое такое число можно записать в виде 2*K + 1, подобрав подходящее целое K (например, 3 = 2 х 1 + 1, 5 = 2 х 2 + 1, и т.д.).
Слайд 4Сложение и вычитание:
Чётное ± Чётное = Чётное
Чётное ± Нечётное = Нечётное
Нечётное
± Чётное = Нечётное
Нечётное ± Нечётное = Чётное
Слайд 5Умножение:
Чётное × Чётное = Чётное
Чётное × Нечётное = Чётное
Нечётное × Нечётное
= Нечётное
Слайд 6Рассмотрим также свойства четных и нечетных чисел, важные для решения задач.
1.
Если хотя бы один множитель произведения двух (или нескольких) чисел четен, то и все произведение четно.
2. Если каждый множитель произведения двух (или нескольких) чисел нечетен, то и все произведение нечетно.
3. Сумма любого количества четных чисел — число четное.
4. Сумма четного и нечетного чисел — число нечетное.
5. Сумма любого количества нечетных чисел — число четное, если число слагаемых четно, и нечетное, если число слагаемых нечетно.
В справедливости этих свойств мы убедимся при решении задач.
Слайд 7Задача 1. В магазин "Все для собак и кошек" привезли новые игрушки.
Могут ли десять игрушек ценой в 3, 5 или 7 рублей стоить в сумме 53 рубля?
Слайд 8Решение.Сумма четного количества нечетных чисел четна. У нас есть 10 чисел
(цена одной игрушки), все они нечетные, значит их сумма должна быть четна. Но 53 - число нечетное, поэтому получить его в виде суммы 10 нечетных чисел нельзя.
Слайд 9Задача 2. Хозяйка купила общую тетрадь объемом 96 листов и пронумеровала все
ее страницы по порядку числами от 1 до 192. Щенок Антошка выгрыз из этой тетради 25 листов и сложил все 50 чисел, которые на них написаны. Могло ли у него получиться 1990?
Слайд 10Решение:Нет.На каждом листе сумма номеров страниц нечетна, а сумма 25 нечетных
чисел – нечетна.
Слайд 11Задача 3. У Антоши было 5 плиток шоколада Может ли Антоша, поделив
каждую плитку на 9, 15 или 25 кусочков, получить всего 100 кусков шоколада?
Слайд 12Ответ. Нет, т.к. если сложить 5 нечетных чисел, получим нечетный результат.
А 100 четно.
Слайд 13Задача 4. На плоскости расположено 9 шестеренок, соединенных по цепочке (первая
со второй, вторая с третьей ... 9-я с первой). Могут ли они вращаться одновременно?
Слайд 14Решение: Нет, не могут. Если бы они могли вращаться, то в
замкнутой цепочке чередовалось бы два вида шестеренок: вращающиеся по часовой стрелке и против часовой стрелки (для решения задачи не имеет никакого значения, в каком именно направлении вращается первая шестеренка !) Тогда всего должно быть четное число шестеренок, а их 9 штук?! ч.и.т.д. (знак "?!" обозначает получение противоречия)
Слайд 15Задача 5. Четна или нечетна сумма всех натуральных чисел от 1
до 17?
Слайд 16Решение.
Из 17 натуральных чисел 8 четных:
2,4,6,8,10,12,14,16, остальные 9 нечетны. Сумма всех
этих четных чисел четна (свойство 3), сумма нечетных нечетна (свойство 5). Тогда сумма всех 17 чисел нечетна как сумма четного и нечетного чисел (свойство 4).
Ответ: нечетна.
Слайд 17Задача 6. В пятиэтажном доме с четырьмя подъездами подсчитали число жителей
на каждом этаже и, кроме того, в каждом подъезде. Могут ли все полученные 9 чисел быть нечетными?
Слайд 18Решение.
Обозначим число жителей на этажах соответственно через a1 a2 a3 а4,
a5, a число жителей в подъездах соответственно через b1 b2 b3 b4. Тогда общее число жителей дома можно подсчитать двумя способами — по этажам и по подъездам:
а1 + а2 + а3 + а4 + а5 = b1, + b2 + b3 + b4.
Если бы все эти 9 чисел были нечетными, то сумма в левой части записанного равенства была бы нечетной, а сумма в правой части — четной. Следовательно, это невозможно.
Ответ: не могут.
Слайд 19Задача 7. Четно или нечетно произведение (7а + b - 2с
+ 1)+(3а – 5b + 4с + 10), где числа a, b, с — целые?
Слайд 20Решение. Можно перебирать случаи, связанные с четностью или нечетностью чисел а, b
и с (8 случаев!), но проще поступить иначе. Сложим множители:
(7а + b - 2с + 1) + (За -5 b + 4с+ 10) = 10а - 4 b + 2с + 11.
Так как полученная сумма нечетна, то один из множителей данного
произведения четен, а другой нечетен. Следовательно, само произведение четно.
Ответ: четно.
Слайд 21Задача 8. Щенок Антошка нацарапал на доске: 1*2*3*4*5*6*7*8*9 = 33, причем
вместо каждой звездочки он поставил либо плюс, либо минус. Филя переправил несколько знаков на противоположные и в результате вместо числа 33 получил число 32. Верно ли, что по меньшей мере один из щенков ошибся при подсчете?
Слайд 22Решение.
Если все звездочки заменить на плюсы, то полученная сумма будет нечетной,
а, следовательно, и данная сумма — тоже. Поэтому по меньшей мере ошибся Филя.
Ответ: верно.