Слайд 3Цели урока
Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель
и знаменатель дроби
Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, внимание, уверенность в себе.
Слайд 4 Л. Н. Толстой о дроби :
Человек есть дробь.
Числитель – это
сравнительно с другими –достоинства человека; знаменатель – это оценка человека самого себя.
Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.
Слайд 5История дробей.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью
была треть. И у египтян, и у вавилонян были специальные обозначения для дробей 1/3 и 2/3, не совпадавшие с обозначениями для других дробей.
Слайд 8Судовой журнал
Фамилия_____________________ Имя___________________
декабря 2013 год
Тема_________________________________________________
Доли. Обыкновенные дроби
Слайд 11Что такое доля?
Доля – каждая из равных частей единицы. Так
как апельсин разделили на 5 равных частей (долей), то каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».
Слайд 12Как записывают доли?
Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку.
Её
называют дробной чертой
Пишут:
Слайд 13Что показывает число
под чертой?
Число под чертой показывает на сколько равных
частей (долей) разделили единицу
Например:
Единицу разделили на 5 равных частей (долей)
Слайд 14Половина.
Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с
приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра…
Разделили единицу на 2 части – половина.
Долю называют половиной.
Слайд 15Треть.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили
единицу. Разделили на 3 части – треть.
Долю называют третью.
Слайд 16Четверть.
Если единицу разделили на 4 части, то получается
или по другому
говорят четверть.
Слайд 17Как называются другие доли?
А если разделить единицу на пять частей, то
получится «пятерть», на шесть – «шестерть»?
Чтобы называть доли пользуются словами «пятая», «шестая»
Слайд 18Выполни задания.
Прочитайте доли
Как по-другому можно назвать доли
Четверть Треть Половина
Слайд 19Обыкновенная дробь.
Записи вида называют обыкновенными дробями…
Числитель дроби
Черта дроби
(дробная черта)
Знаменатель дроби
Слайд 20Назовите числитель и знаменатель каждой дроби
Выполни задание.
Слайд 21 При чтении дробей надо помнить:
числитель дроби – количественное числительное женского
рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.),
знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?
(седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)
Например: - одна пятая; - две шестых.
Слайд 22Что показывают числитель и знаменатель дроби?
Знаменатель показывает, на сколько долей
делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Слайд 23Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
Выполни задания.
Например,
Слайд 24Обозначение дробей на координатном луче
А
Е
О
0
1
Слайд 27ЗАДАНИЕ №1
Запишите в виде обыкновенной дроби.
Две седьмых
Четыре девятых
Одна сотая
Шесть восьмых
Три
двадцать пятых
Половина
;
;
;
;
;
.
Слайд 28В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в
июле 31 день.
Какую часть года составляет февраль, а какую – июль?
Слайд 29Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов.
Какую часть
суток он спит, а какую – учится?
Слайд 30Длина пойманной воронятами змеи 60 см.
Какую часть метра составляет длина
змеи?
Слайд 32Назовите какая часть фигуры закрашена?
Слайд 33ЗАДАНИЕ №2
Закрасьте карандашом нужную часть фигуры
1. Закрасьте фигуры
2. Закрасьте
фигуры
3. Закрасьте фигуры
Слайд 34РЕШЕНИЕ
1. Закрасьте фигуры
2. Закрасьте фигуры
3. Закрасьте
фигуры
Слайд 36ЗАДАНИЕ №3
Задача
Расстояние до острова сокровищ 5 км 400м.
Корабль проплыл
всего пути.
Найдите расстояние, которое проплыл корабль?
Слайд 37 РЕШЕНИЕ
5 км 400 м = 5400 м
5400 : 6 ·
1 = 900 (м) – проплыл корабль
ОТВЕТ: корабль проплыл 900 м
Слайд 38Однажды, прогуливаясь осенним утром, ежик прошел 600 м, причем 7/20 своего
пути, он прошел уже после того, как туман рассеялся. Какое расстояние прошел еж в тумане?
Задача 2
Слайд 39Задача 3
Камень Астерикса весит 240кг, вес самого Астерикса составляет 5/8 от
веса камня. Сколько весит Астерикс вместе с камнем?
Ответ:390кг
Слайд 40Задача 4
На День Святого Валентина Коле, Васе и Алику девочки подарили
72 валентинки. Коле подарили 2/9 , Алику 3/8 от всех валентинок. Сколько валентинок девочки подарили Васе?
Слайд 42ДРОБИ В ДРЕВНОСТИ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
НА РУСИ
- полтина; -
пятина;
- треть; - седьмина;
- четь; - десятина.
Слайд 44ЗАДАНИЕ №4
Записи вида называют обыкновенными дробями
Числитель дроби
стоит над чертой.
Знаменатель дроби стоит под чертой.
Знаменатель показывает, на сколько равных частей делят.
Числитель означает, сколько равных частей взято.
...
...
...
...
...
...
Восстанови записи
Слайд 45Домашнее задание
П. 23, выполнить задание на карточке
Задание №1
Закрасьте нужную часть фигуры.
1.
Закрасьте
фигуры
3. Закрасьте
фигуры
2. Закрасьте
4. Закрасьте
фигуры
фигуры
Задание №2
Запишите с помощью дробей, какая часть фигуры (задание №1) осталась не закрашенной.
1.
2.
3.
4.
Задание №3
Решите задачу.
В поисках сокровищ ученики путешествовали 45 минут. На решение задач они потратили часть всего урока. Сколько минут ученики решали задачи?
Слайд 46ПЕСЕНКА ПРО ДРОБИ
Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи,
Тогда сверкнёт тебе
удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.