Презентация, доклад на МО учителей Организация обратной связи на уроках математики

Содержание

Новая программа обучения поставила перед учителями математики сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям с которыми ученик выходит на обязательный экзамен по матема-тике, и в тоже время оценить развитие каждого ученика.

Слайд 1КГУ «СШ №4 с ДМЦ» «Организация обратной связи на каждом этапе уроков

математики и физики»




Учитель математики –
Безус Нина В.



КГУ «СШ №4 с ДМЦ» «Организация обратной связи на каждом этапе уроков математики и физики»

Слайд 2Новая программа обучения поставила перед учителями математики сложную задачу: выставить в

журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям с которыми ученик выходит на обязательный экзамен по матема-тике, и в тоже время оценить развитие каждого ученика.
Новая программа обучения поставила перед учителями математики сложную задачу: выставить в журнал итоговую отметку, соответствующую знаниям с

Слайд 3Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке?
Как поддержать

его старания в соответствии с уровнем его способностей?
Эти аспекты можно оценить с помощью формирующего оценивания.
Как оценить труд ученика и его деятельность на уроке? Как поддержать его старания в соответствии с уровнем

Слайд 4Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую учитель и

ученики используют как обратную связь для понимания себя и друг друга и для направления преподавания и учения, в которые они вовлечены. Такое оценивание становится формирующим, если его данные действительно используются, чтобы приспособить преподавание к учебным запросам.
Оценивание может стать полезным, если оно даст информацию, которую учитель и ученики используют как обратную связь для

Слайд 5Формативное оценивание
Используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);
Обратная связь, обеспечивающая прогресс;
Выступает

в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся;
Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;
Таким образом, формативное
оценивание несет функции:
формирующая, стимулирующая и мотивирующая.
Формативное оцениваниеИспользуется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно);Обратная связь, обеспечивающая прогресс;Выступает в форме, приемлемой как для учителя,

Слайд 7 Обра́тная связь 

(англ. feedback — «обратное питание») — в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие

Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников.

Обра́тная связь 

Слайд 8• Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель –

ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик.
Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.  • Инструменты обратной связи:  • письменные комментарии  • наблюдения ƒ  • опросы – молнии ƒ  • фронтальный опрос ƒ  • вопросы ƒ  • дневники обратной связи ƒ  • тетради самоконтроля и др. 
• Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель –

Слайд 9Письменная обратная связь
• Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций

ученику по итогам проверки работ в письменной форме. Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние работы, самостоятельные, контрольные работы.    • например, во время проверки работы учитель может написать в письменной работе ученика:  • «Для того чтобы правильно вычислить площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»,и т.д. 
Письменная обратная связь • Письменная обратная связь – это предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ

Слайд 10Устная обратная связь
• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику

в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением его работы.  • Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной (развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец», «хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
Устная обратная связь• Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения

Слайд 11Обратная связь позволяет
Учителю:
получить представление о динамике и полноте процесса овладения

знаниями и развития обучаемых

Учащимся:
оценку своей деятельности;
советы по ее корректированию;
 благодаря информации о недостатках и достижениях.

Обратная связь позволяет Учителю:получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых

Слайд 12 Признаки успешной обратной связи

Своевременность;
систематичность;
открытость.

 Признаки успешной обратной связиСвоевременность;систематичность; открытость.

Слайд 13Приемы внутренней обратной связи на уроке

Приемы внутренней обратной связи на уроке

Слайд 14Примеры эффективной обратной связи
Учитель в конце урока просит учеников выделить три

основные идеи изученной темы и выразить их своими словами
2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными
3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением
Примеры эффективной обратной связиУчитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить

Слайд 15Приёмы осуществления обратной связи на этапе проверки домашней работы, ставящие ученика

в позицию субъекта обучения и собственного развития (из опыта работы).

Приём «Карандашные пометки на полях» 
(«Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии.
В дальнейшем содержание урока корректируется с учётом выявленных проблем. 

Приёмы осуществления обратной связи на этапе проверки домашней работы, ставящие ученика в позицию субъекта обучения и собственного

Слайд 16  «Найди ошибку»
Предвидя возможные затруднения при выполнении домашнего

задания по теме, можно предложить на следующем уроке устную работу «Найди ошибку», когда всех учеников класса наделяем функциями учителя. На доске заранее записаны не менее пяти устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « - », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Затем вслух анализируются задания и способы их решения, предупреждаются возможные ошибки. Критерии выставления отметки доводится до сведения учащихся. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе. Такой устный счёт позволяет охватить работой всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях.
    «Найди ошибку» Предвидя возможные затруднения при выполнении домашнего задания по теме, можно предложить на

Слайд 17«Конверт идей».
В старших классах эффективен долгосрочный приём «Конверт идей». Ученикам предлагается задача на

дом, которую можно решать разными способами в течение нескольких дней, недель. На стенде вывешивается конверт, в который ученики кладут свои именные идеи решения задания. Учитель просматривает их ежедневно и видит участие каждого в решении задания. В итоге можно провести «Урок одной задачи», когда «Конверт идей» открыт для всех. 
«Конверт идей».В старших классах эффективен долгосрочный приём «Конверт идей». Ученикам предлагается задача на дом, которую можно решать разными способами

Слайд 18«Мозаику»
При изучении курса геометрии на этапе проверки домашнего задания по усвоению

доказательства теоремы можно использовать «Мозаику», которая составлена из отдельных частей доказательства теоремы (рисунок, условие, заключение теоремы, идея доказательства, название этапов доказательства, шаги и обоснования к ним, а также ошибочные обоснования к шагам доказательства). Такую «Мозаику» дети могут изготовить сами в виде карточек на бумаге или в форме слайдов презентации. Собирать её в нужном порядке можно за столом, на доске, а быстрее всего за компьютером. Работать можно в паре, в группе и индивидуально. В итоге – взаимопроверка и оценивание за короткий срок всех учащихся.
«Мозаику»При изучении курса геометрии на этапе проверки домашнего задания по усвоению доказательства теоремы можно использовать «Мозаику», которая составлена из

Слайд 19 «Конкурс шпаргалок по теме»
Эффективен приём обратной связи «Конкурс шпаргалок по теме»

на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально, в паре или группе, кодируют информацию по изучаемой теме, представляя её в форме компьютерной презентации - шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Перед конкурсом всем даётся памятка по требованиям к «шпаргалке», которые выдвигают сами ученики заранее. На перемене ученики обмениваются работами. На уроке в течение короткого времени с помощью взаимопроверки (работа в паре) выбираются лучшие. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.
 «Конкурс шпаргалок по теме» Эффективен приём обратной связи «Конкурс шпаргалок по теме» на обобщающем уроке. Суть его состоит

Слайд 20«Узелки на память»
На этапе проверки усвоения алгоритма, можно использовать эффектный зрительный

приём проверки знаний и умений -
 «Узелки на память» для учащихся 5-6 классов. Для этих целей нужны яркие ленточки,
7-10 учащихся завязываются узелки на глазах других (закрепляя на каждый узелок карточку с названием этапа и шага алгоритма, которую выбирают на столе). Затем карточки убираются, а другие ученики развязывают ленточки, проговаривая этапы и шаги вслух. У школьников включается ассоциативная память. Учитель быстро проверяет усвоение алгоритма всеми учащимися. Одновременно происходит коррекция знаний.
«Узелки на память»На этапе проверки усвоения алгоритма, можно использовать эффектный зрительный приём проверки знаний и умений - «Узелки на

Слайд 21Приём «Активного слушания» 
заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся

обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы других учащихся по теме. Такой приём повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.
Приём «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа

Слайд 22Приём «Цепочка слов» 
позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный

уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.
Приём «Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в

Слайд 23Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5-6 классов
 «Правда-неправда». Учитель

или ученик проговаривают вслух изученные определения, алгоритмы, примеры с ответами и т.п. Ученики должны незамедлительно реагировать в ответ на высказывания: встают, когда, по их мнению, учитель или ученик прав, а в противном случае - продолжают сидеть на месте. Каждое высказывание обсуждается. Этот приём заставляет всех быстро включиться в работу, развивает внимание, в результате анализа высказываний помогает обращать внимание на существенные признаки при формулировке определения понятий, отработке шагов алгоритмов, а также снимает мышечное напряжение от длительного сидения.
Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5-6 классов «Правда-неправда». Учитель или ученик проговаривают вслух изученные определения,

Слайд 24Приём обратной связи «Опросный лист». Предлагается учащимся после изучения темы, на этапах проверки

усвоения и закрепления в качестве общего или индивидуального задания, обязательного или по выбору. Суть его состоит в том, что ученики дома по изученной теме составляют вопросы-задания для своих одноклассников (наделяем их функциями учителя), не менее пяти и не более десяти. На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания или этапе закрепления, учащиеся обмениваются «опросными листами» и за определенное фиксированное время отвечают письменно на предложенные учащимися вопросы. Затем с помощью взаимопроверки задания проверяются, в итоге выставляется оценка и тому, кто составил опросный лист и тому, кто на него отвечал. Этот приём многоаспектный, помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся: 
Приём обратной связи «Опросный лист». Предлагается учащимся после изучения темы, на этапах проверки усвоения и закрепления в качестве общего

Слайд 25во-первых, мотивировать учеников на внимательное изучение темы («нужно спросить правильно и

по существу»); во-вторых, развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, и т.п.; в-третьих, творческий характер задания позволяет развивать креативность мышления; в-четвёртых, ученик учится правильно формулировать вопросы, предполагая возможные ответы, то есть общаться по средствам рефлексивного диалога с предполагаемым собеседником; в-пятых, свобода выбора составления заданий помогает самовыражению личности ученика (личностные компетентности);
во-первых, мотивировать учеников на внимательное изучение темы («нужно спросить правильно и по существу»);  во-вторых, развивает интеллектуальные

Слайд 26в-шестых, ученик обогащает свои знания через привлечение дополнительных источников информации, например,

использует Интернет, справочную литературу (электронную или бумажную), электронные учебники и т.д.  в-седьмых, при подготовке «Опросного листа» происходит обобщение и систематизация знаний. Необходимо заметить, что составлению «опросных листов» учащихся предварительно необходимо обучать, а также проводить на первых порах конкурсы на лучший «Опросный лист». Этому посвящается обычно один из этапов урока или целый урок. Совместно с учащимися составляется критерий такого листа-опросника. Например, если проверяется умение применять на практике тот или иной изучаемый алгоритм, то критерии к содержанию составленных вопросов может иметь следующие пункты: обязательная проверка этапов и шагов алгоритма (теория); упражнения на отработку шагов алгоритма; задания, связанные с распознаванием возможности использования алгоритма; задания, связанные с усвоением последовательности выполнения алгоритма; особенности частных случаев использования алгоритма; задания на обучение контролю и поиску ошибок, творческие задания на применение алгоритма
в-шестых, ученик обогащает свои знания через привлечение дополнительных источников информации, например, использует Интернет, справочную литературу (электронную или

Слайд 27К карточке прилагается «Лист ответов» на вопросы для самопроверки или «лист-помощник» с отдельными

указаниями, рассчитанный на то, что опрашиваемый может испытывать определенные затруднения при ответе на вопросы. Время для выполнения задания оговаривается в карточке. Необходимо отметить, что не всем учащимся под силу такие творческие задания, поэтому учитель предлагает альтернативное задание - составить «Лист-опросник для тех, кто пропустил урок», 
в состав которого входят образцы решённых заданий с использованием изученного алгоритма, а также предлагаются задания, которые по аналогии нужно решить самостоятельно. Такой вид работы помогает учителю быстро получить обратную связь, увидеть уровень усвоения знаний и умений по изучаемой теме, проблемы учеников и своевременно продумать способы по ликвидации пробелов. 
К карточке прилагается «Лист ответов» на вопросы для самопроверки или «лист-помощник» с отдельными указаниями, рассчитанный на то, что опрашиваемый

Слайд 28Приём «Сам-самыч» 
особенно нравится ученикам. Суть его в том, что всем ученикам без

исключения после изучения темы, предлагается дома составляет пять заданий домашней контрольной работы для себя, и самим их решить, причём, задания не должны быть заимствованы из учебника и из классной работы.
Они должны быть двух уровней: первые три – из обязательного уровня, а два других – конструктивного и творческого характера (учителю нужно пояснять отличительные признаки таких заданий). По выбору типа заданий, по их содержанию легко определяется уровень подготовленности ученика по теме. Такой приём удобнее всего использовать за один урок до зачёта или контрольной работы, чтобы оставалось время на коррекцию. 
Приём «Сам-самыч» особенно нравится ученикам. Суть его в том, что всем ученикам без исключения после изучения темы, предлагается дома

Слайд 29Приём обратной связи «Айболит».
У каждого учителя в начале урока может

возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?).
Главная задача- помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным. Плюсы такой работы очевидны обеим сторонам. Особенно важно, что пропустивший урок ученик не оставлен со своей проблемой один на один. В дальнейшем ходе урока он уже не пассивный слушатель, а активный участник. 
Приём обратной связи «Айболит». У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после

Слайд 30Подводя итоги необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом

уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.
Подводя итоги необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него

Слайд 31Поймай вопрос!


Учитель бросает мешочек с фасолью,/можно шарик, мяч/ когда задает вопрос.

Это позволяет вовлечь учеников, обычно не проявляющих желание отвечать добровольно. Вы можете позволить ученикам перебросить вопрос кому-то другому в случае, если они не знают ответа. Данное задание можно также выполнять в командах. Учитель по очереди бросает мешочек с фасолью каждой команде. Если ученик, поймавший мешочек, отвечает на вопрос – его команда зарабатывает 3 балла. Если же он не знает ответа, то перебрасывает мешочек другой команде за 2 балла. В случае если мешочек перебрасывается еще раз, стоимость правильного ответа снижается до 1 балла.
Поймай вопрос!Учитель бросает мешочек с фасолью,/можно шарик, мяч/ когда задает вопрос. Это позволяет вовлечь учеников, обычно не

Слайд 32Большой палец



Проверьте уровень понимания того, что вы объясняете, попросив учеников показать

большой палец.

Большой палец вверх = Я понимаю

Большой палец горизонтально = Я почти понимаю

Большой палец вниз = Я не понимаю
Большой палецПроверьте уровень понимания того, что вы объясняете, попросив учеников показать большой палец.Большой палец вверх = Я

Слайд 33Светофор
Используйте цвета светофора как визуальное средство для отображения понимания.

Н-р: У учеников

есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они кладут на свою парту, либо поднимают в воздух. (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно)
·Ученики оценивают себя, используя цвета светофора. Учитель может затем сделать запись об этих оценках в их дневниках
·Одноклассники оценивают презентации и т.д. С помощью цветов светофора
СветофорИспользуйте цвета светофора как визуальное средство для отображения понимания.Н-р: У учеников есть красные, желтые и зеленые карточки,

Слайд 34Обратная связь



Является положительной
Учитель

– позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения
Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников


Обратная связь        Является положительнойУчитель – позитивен, предлагает ученику свою помощь

Слайд 35Рефлексия
Чемодан
Мясорубка
Корзина

РефлексияЧемоданМясорубкаКорзина

Слайд 36В заключении предлагаю написать синквейн на тему «Обратная связь».
Продолжите предложения:
«Я считаю,

что ОС…».
«Потому что …».
«Я могу доказать это на примере …».
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
В заключении предлагаю написать синквейн на тему «Обратная связь».Продолжите предложения:«Я считаю, что ОС…». «Потому что …». «Я

Слайд 37Работа в группах

Работа в группах

Слайд 385 « в» класс

5 « в» класс

Слайд 39 9« в» класс

9« в» класс

Слайд 42Выполните тест:
1. Найдите правильную дробь.

2. Найдите неправильную дробь:

3.

Сократите дробь :

4. Приведите дробь к знаменателю 28:

5. Выделите целую часть :

5 «+» отметка 5, 4 «+» отметка 4 , 3 «+» отметка 3.

Выполните тест:1.  Найдите правильную дробь.2.  Найдите неправильную дробь:3.  Сократите дробь    :4.

Слайд 43Выбрать верные ответы и выписать под каждым примером букву, соответствующую ответу.


д

в

е

з

л

ё

о

а

з

т

Выбрать верные ответы и выписать под каждым примером букву, соответствующую ответу. двезлёоазт

Слайд 44Верю, неверю.

Верю, неверю.

Слайд 45У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.
По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей
1) Замените звездочки числами так, чтобы решения были верными.
а) 5(10+6) = * + * б) 4(* + *) = 16+20 в) *(11- 3) = * - 21  г) 20(* - *) = 80 – 60 д) * + 11)3 = 21 + * с) (* - 12)5 = 150 - *
На какой закон умножения мы опирались? (ответ: распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания)
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть