Презентация, доклад Методика развития пространственных представлений у дошкольников

Содержание

Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.Пространственная ориентировка на местности:определение «точки стояния»;определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося;определение расположения предметов относительно друг другу.Содержание понятия

Слайд 1Методика развития пространственных представлений у дошкольников
Подготовил воспитатель
ГККП «Ясли - сад

№12»
Собко В.В.



Методика развития пространственных представлений у дошкольниковПодготовил воспитатель ГККП «Ясли - сад №12» Собко В.В.

Слайд 2Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и

их положения относительно ориентирующегося.
Пространственная ориентировка на местности:
определение «точки стояния»;
определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося;
определение расположения предметов относительно друг другу.

Содержание понятия

Пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.Пространственная ориентировка на

Слайд 3Ранний возраст: ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета

(по сторонам собственного тела).
Дошкольный возраст: ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево).
Школьный возраст: дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта (север, юг, запад, восток).

Особенности развития пространственных представлений

Ранний возраст: ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).Дошкольный возраст: ребенок

Слайд 4Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления

движения.
Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения.

Слайд 5Совершенствование чувственного опыта в пространственном различении.
Активизация речи, увеличение словарного запаса.
Познание частей

тела как анатомической единицы.
Развитие логики, мышления, воображения, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности.
Расширение кругозора.
Формирование навыков ориентировки на улице, на листе бумаги.


Значение развития пространственных представлений у дошкольников

Совершенствование чувственного опыта в пространственном различении.Активизация речи, увеличение словарного запаса.Познание частей тела как анатомической единицы.Развитие логики, мышления,

Слайд 6Пространственные отношения ребенком не выделяются.
Практическое примеривание (контактная близость).
Зрительная оценка.
Задание №1 Восстановите последовательность

этапов восприятия пространственных отношений между предметами
Пространственные отношения ребенком не выделяются.Практическое примеривание (контактная близость).Зрительная оценка.Задание №1 Восстановите последовательность этапов восприятия пространственных отношений между

Слайд 7«На себя» – Я (ориентировка на своем теле).
«От себя» – Я

(пространственные направления относительно себя).
Предмет – Я (определение местоположения предмета относительно себя).
Я – Предмет (определение собственного положения в пространстве).
Предмет – Лицо (определение местоположения предмета относительно другого лица).
Предмет – Предмет (определение местоположения предметов относительно друг друга).
Движение в указанном направлении; ПДД.
Ориентировка на листе бумаги (чистый и в клетку).
«Чтение» и моделирование пространственных
отношений на рисунках, чертежах, планах, схемах.


Методика формирования пространственных представлений

«На себя» – Я (ориентировка на своем теле).«От себя» – Я (пространственные направления относительно себя).Предмет – Я

Слайд 8В процессе общения (одевания,
умывания и др.) взрослого с детьми («Высморкаем

носик», «Оденем шапочку
на голову, а варежки – на руки»).
В процессе игр, повседневных
ситуаций, образовательной
деятельности ( II мл.группа).

1. Формирование умения ориентироваться на своем теле («на себе» – Я)

В процессе общения (одевания, умывания и др.) взрослого с детьми («Высморкаем носик», «Оденем шапочку на голову, а

Слайд 9Части тела (на теле ребенка, на кукле или другом человеке).
Пространственные направления

на себе (на ребенке или игрушке во время игр, прогулки и др.).
Правая и левая руки (функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально).
Правосторонние и левосторонние части тела (связывание названий частей тела с названием рук).

Задание №2 Установите последовательность формирования знаний

Части тела (на теле ребенка, на кукле или другом человеке).Пространственные направления на себе (на ребенке или игрушке

Слайд 10II мл.группа: задания по подражанию, по команде. Образец действий показывается «в

зеркальном отражении».
Старшая группа: можно
отменить «зеркальный показ»,
если сформировано умение
ориентироваться относительно себя.

2. Формирование умения различать пространственные направления относительно себя («от себя» – Я)

II мл.группа: задания по подражанию, по команде. Образец действий показывается «в зеркальном отражении».Старшая группа: можно отменить «зеркальный

Слайд 11Средняя группа:
систематизация знаний детей о возможных положениях предметов относительно него;
обогащение

и активизация словарного запаса ребенка:
- Стол стоит справа от меня.
- Стул стоит передо мной.
- Сзади меня мячик.

3. Формирование умения определять местоположение предмета относительно себя (предмет – Я)

Средняя группа: систематизация знаний детей о возможных положениях предметов относительно него;обогащение и активизация словарного запаса ребенка: -

Слайд 12Средняя группа:
обогащение речи детей
пространственными предлогами и наречиями:
- Я сижу

за столом.
- Я сижу на стуле.
- Я лежу под одеялом.
- Я стою у шкафчика.

4. Формирование умения определять собственное положение в пространстве (Я – предмет)

Средняя группа:обогащение речи детей пространственными предлогами и наречиями: - Я сижу за столом. - Я сижу на

Слайд 13Старшая группа:
обучение детей ориентировки относительно другого человека.
5. Формирование умения ориентироваться относительно

другого лица (предмет – лицо)
Старшая группа:обучение детей ориентировки относительно другого человека.5. Формирование умения ориентироваться относительно другого лица  (предмет – лицо)

Слайд 14II мл.группа:
правильное использование
пространственных предлогов и наречий:
- Книга лежит на

столе.
- Карандаш упал под стол.
- Ручку достала из стола.
Старшая группа: (только после освоения правого и левого направления):
- Поставь мишку справа от зайчика,
а собачку слева от зайчика.
- Поставь красный кубик между синим
и зеленым.


6. Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов (предмет – предмет)

II мл.группа:правильное использование пространственных предлогов и наречий: - Книга лежит на столе. - Карандаш упал под стол.

Слайд 15Средняя группа:
конкретизирование, углубление и систематизация знаний пространственных ориентировок, отработка умения ориентироваться

в движении:
- Дойди до шкафчика, поверни налево, дойди до стула, поверни направо. Там ты найдешь секрет.
Старшая группа:
знакомство с правилами дорожного движения.
Подготовительная к школе группа:
совершенствование точности и быстроты выполнения правил.


7. Формирование умения двигаться в заданном направлении

Средняя группа:конкретизирование, углубление и систематизация знаний пространственных ориентировок, отработка умения ориентироваться в движении: - Дойди до шкафчика,

Слайд 16II мл.группа (предварительная работа):
знакомство с плоскостью (фланелеграф, стол, раздаточный материал на

карточке).
Старшая группа (основная работа):
формирование у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

8. Обучение ориентировке на листе бумаги

II мл.группа (предварительная работа):знакомство с плоскостью (фланелеграф, стол, раздаточный материал на карточке).Старшая группа (основная работа):формирование у детей

Слайд 17Знание плоскости листа

Фрагмент НОД
- Что это? (Лист бумаги)
- Какой он

формы? (Формы прямоугольника)
- Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы)
- Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре)
- У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их. Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите верхняя сторона.
- Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона)
- Почему? (Она находится внизу)
- Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая. Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона)
- А как будет называться эта сторона? (Левая сторона)
- Почему? (Она находится слева)
- Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется Верхний левый угол. Повторите.
- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол)
- Почему? (Он находится внизу слева)
- Покажите и назовите все стороны и углы листа.


Последовательность формирования ориентировок

Знание плоскости листаФрагмент НОД- Что это? (Лист бумаги) - Какой он формы? (Формы прямоугольника) - Что есть

Слайд 18Понимание пространственных отношений на листе


Умение фиксировать предметы на листе в нужном

месте

Последовательность формирования ориентировок

Понимание пространственных отношений на листеУмение фиксировать предметы на листе в нужном местеПоследовательность формирования ориентировок

Слайд 19Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь.
Повторение названий сторон и углов листа

и страницы.
Изучение клеточного и строчечного микропространства.
Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.
Рисование фигур по точкам.
Запись цифр.

Последовательность формирования умения работать на листе бумаги в клетку

Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь.Повторение названий сторон и углов листа и страницы.Изучение клеточного и строчечного микропространства.Рисование

Слайд 20Задания по разгадыванию лабиринтов.
Моделирование обстановки.
Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений.
Составление

планов-схем,
используя предметные и
пространственные ориентиры.

9. Формирование умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Задания по разгадыванию лабиринтов.Моделирование обстановки.Обозначение стрелками на схемах словесные направления движений.Составление планов-схем, используя предметные и пространственные ориентиры.9.

Слайд 21Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть