Слайд 2Введение
Золотое сечение - это универсальное проявление гармонии. Оно встречается в природе,
науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек.
Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что большая часть относится к меньшей, как всё целое к большей. И равно это соотношение 1,6180339887
Слайд 3История
Понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик
(VI в. до н.э.).
Есть предположение, что Пифагор позаимствовал его у египтян и вавилонян.
Слайд 4Египтяне
И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, предметов быта и украшений из
гробницы Тутанхамона подтверждают, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.
Слайд 5Греки
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. Отношение высоты здания
к его длине равно 1,618.
Слайд 6«Божественная пропорция»
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых
и художников.
Книга “Божественная пропорция” Луки Пачоли была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее “божественную суть”. Полагают, что иллюстрации к ней сделал Леонардо да Винчи
Слайд 7Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления.
Он
дал этому понятию название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
Слайд 8Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из
сокровищ геометрии.
Немецкий профессор Цейзинг в 19 веке так же исследовал золотое сечение
Слайд 9Золотое сечение как математическое понятие
Разделить отрезок прямой в золотой пропорции можно
с помощью циркуля и линейки.
Из точки B восставляется перпендикуляр, равный половине AB. Полученная точка C соединяется линией с точкой A. На полученной линии откладывается отрезок BC, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую AB. Полученная при этом точка E делит отрезок AB в соотношении золотой пропорции.
Слайд 10Золотое сечение как математическое понятие
Свойства золотого сечения описываются уравнением:
a:b=b:(a-b)
Решение этого уравнения:
φ
=(√5+1)/2=1,618034
φ - буква греческого алфавита "фи".
Такое обозначение принято в честь древнегреческого скульптора Фидия (V век до н. э.). Фидий руководил строительством храма Парфенон в Афинах.
Слайд 11Ряд Фибоначчи
С правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо
Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи:
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д.
Устроена она так, что два предыдущих числа этой нескончаемой пропорции в сумме дают третье число, а любые два последних числа, если их сложить, дают следующее, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности.
Если какое-либо число последовательности Фибоначчи разделить на предшествующее ему (например, 13:8), результатом будет величина, колеблющаяся около значения 1.61803398875... и через раз то превосходящая, то не достигающая его.
Слайд 12Золотое сечение в искусстве
В древнегреческих статуях обнаруживаются пропорции золотого сечения.
Слайд 13Золотое сечение в искусстве
Некоторые искусствоведы нашли золотые пропорции даже в знаменитой
Монне Лизе, считая что композиция картины построена на золотых треугольниках.
Слайд 14В 1855 г. немецкий исследователь профессор Цейзинг в своем труде “Эстетические
исследования” обнаружил золотое сечение во многих природных объектах.
Золотое сечение в природе
Слайд 15Лежащее в основе строения спирали правило золотого сечения встречается в ….
Слайд 17В расположении семян подсолнечника
Слайд 18Некоторые астрономы пошли чуть дальше и разглядели последовательность Фибоначчи в недосягаемых
галактиках.
Слайд 19«Золотые» фигуры
«Золотыми» фигурами называются геометрические изображения, соблюдающие пропорцию золотого сечения. К
ним относятся:
пентаграмма
Слайд 20Золотой прямоугольник
«Золотые» фигуры
Слайд 22Список литературы:
“Структурная гармония систем” Э.М. Сороко (“Наука и техника”, 1984)
Математика и
гармония целостности С.Л. Василенко, П.Я. Сергиенко
Журнал "Наука и техника"
Журнал «Квант», 1973, № 8.
Журнал «Математика в школе», 1994, № 2; № 3.
Золотое сечение в живописи Ковалев Ф.В.. К.: Высшая школа, 1989.
Коды золотой пропорции Стахов А.
"Числа Фибоначчи" Воробьев Н.Н. (“Наука”, 1964)
"Математика - Энциклопедия для детей" (“Аванта ”, 1998)
http://www.ronl.ru/referaty/matematika/141494/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://shedevrs.ru/materiali/375-zolotoe.html?showall=1