Слайд 1Тема: «Устный счёт и его роль в изучение курса математики 5-6
классы»
Учитель математики: Сингатулина М.И.
Слайд 2«Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики».
Слайд 3В устных вычислениях нет готового шаблона, приемы вычислений разнообразные, а поэтому
мысль учащихся работает при устных вычислениях интенсивно и творчески
Слайд 4Три вида вычисления: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Слайд 5Виды упражнений по устному счету:
1.Слуховые упражнения :когда считающий воспринимает данные
числа на слух, ничего не пишет и никакими пособиями не пользуется.
2.Зрительные упражнения, когда ,считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются различные наглядные пособия.
3.Зрительно-слуховые упражнения, когда числа воспринимаются на слух и зрением.
Слайд 6Задачи устного счета:
•Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся,
необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
•Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
•Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
•Повышение познавательного интереса.
Слайд 7Требования к устному счету:
•Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а
целенаправленно.
•Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
•Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
•К устному счету должны привлекаться все ученики.
Слайд 8Критерии оценки устного счета:
•Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как:
найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
•Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
•Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
•Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Слайд 9 Найдите сумму чисел: а) 57 и 8
б) 32,40 и 18 ( (32+18)+40)
в) 37,29 и 13 ( (37+13)+29)
г) 86,35 и 15 ( 86+(35+15))
Увеличьте: а) 42 на 19 (42+20-1)
б) 170 на 80 (170+100-20)
Найдите разность чисел: а) 17 и 9 (17-10+1)
б) 120 и 31 (120-30-1)
Уменьшите: а) 28 на 9 в) 270 в 3 раза
б) 230 на 70 г) 250 в 5 раз.
Слайд 10Для закрепления навыков использования понятия «увеличить (уменьшить) на целое
число единиц (в целое число раз)» можно решить задачи вида:
а) На верхней полке 32 книги, что на 19 книг меньше (больше), чем на
нижней полке. Сколько книг на каждой полке?
б) Одно из чисел 111, что в 3 раза больше (меньше), чем другое. Найти эти
числа.
Слайд 11 Табличное умножение и деление натуральных чисел, но с различными
формулировками этих упражнений:
а) Найти произведение чисел: 8 и 7
9 и 4
б) Увеличьте: 6 в 5 раз
7 в 9 раз
в) Решите уравнение: х : 8 = 9
49 : х = 7
г) Найти задуманное число, если оно меньше 24 в 3 раза .
Слайд 12 Найти значение выражения (упражнения по проверке свойств и законов
действий):
а) 25·39 ·4 д) (25+7) ·4 - 4
б) 12 ·27 ·8 е) 486 – 16 · 0
в) 18 ·33 + 82 ·33 ж) 139·1 – 1·0
г) 59 ·47 - 49 ·47 з) 288 + 0 : 9
Слайд 13Сложение и вычитание десятичных дробей, имеющих одну-две значащие цифры, с одним
десятичным знаком после запятой:
а) 0,6 + 0,9 г) 2,3 – 0,5
б) 0,4 + 1,8 д) 4,5 – 0,5
в) 9,2 + 0,8 е) 3,6 – 2,6
Сложение и вычитание целого числа и дроби:
а) 4 + 8,6 в) 1 – 0,3 д) 8,6 - 7
б) 6 – 1,8 г) 9 – 2,7 е) 1 – 0,5
Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число:
а) 1,8 : 3 б) 6,9 : 3 в) 6,5 : 5 г) 7,5 : 3 д) 2 : 5
1,6 : 4 4,8 : 4 5,2 : 4 9,8 : 2 3 : 6
2,1 : 3 6,6 : 3 9,1 : 7 5,4 : 2 6 : 5
3,6 : 9 8,2 : 2 8,4 : 6 9,6 : 4 5 : 2
а) Какое число меньше 2,1 в 3 раза?
б) Периметр квадрата равен 4,8м. Найти его сторону.
в) Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 4,5?
г) Во сколько раз 7,5 больше 3?
Решить уравнение:
а) 4х = 2,4 б) 3а = 9,3 в) 6y = 8,4 г) 2а = 5
7а = 1,4 4b = 8,4 3х = 7,8 2с = 9
8b = 4,8 2х = 6,6 2а = 7,4 8n = 4
Слайд 15Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000,…
а) 1,03*10 б) 2,008*100 в) 2,9*1000
10*0,4 4,76*100 1,023*1000
6,8*10 3,185*100 2,9*1000 + 100
7,35*10 13,4*100 1,02*100 + 0,98
23,7 : 10 73,8 : 100 0,003*100 + 0,7
286,1 : 10 12 : 100 0,017*1000 – 1,1
5,49 : 10 3 : 100 0,15*100 + 0,005*1000
0,7 : 10 7,4 : 100 0,29*100 – 0,09*100
6 : 10 0,2 : 100 15,5 : 100 + 8,45 : 10
г) Увеличьте числа: 6,8; 7,35; 0,8; 0,503 в 10 раз
3,18; 15,4; 0,209; 0,3 в 100 раз
д) Уменьшите числа: 23,7; 286,1; 5,49; 0,7; 23; 6 в 10 раз
2; 19; 73,8; 0,7; 0,205 в 100 раз
Слайд 16Деление десятичной дроби на десятичную дробь:
а) Подготовить десятичную
дробь к делению и выполнить деление:
2,5 : 0,5 3,6 : 0,03 7 : 0,7
48,48 : 0,04 10 : 2,5 1 : 0,125
б) Выполнить деление:
0,5 : 0,1 28,1 : 0,1
2 : 0,01 2,03 : 0,01
3,1 : 0,001 0,75 : 0,001
Сравнение десятичных дробей с обоснованием ответа:
0,3 и 0,9 ; 7,008 и 7,8;
5,035 и 15,065; 0,2857 и 2,857;
15,035 и 15,065; 28,573 и 28,389;
0,028 и 0,0028; 4,2781 и 4,2751;
Слайд 17Выразить проценты в виде десятичной дроби:
а) 1%, 9%, 30%.
47%, 50%, 12,9%, 103%, 240%.
б) 0,2%. 0,26%, 0,04%, 0,107%, 0,001%.
Выразить в процентах следующие числа:
а) 0,01; 0,09; 0,31; 0,032; 0,108; 0,0078.
б) 1,3; 1,03; 2; 21,7; 3,06; 8,005.
Найти 1% от 25, 250, 2500, 8, 80.
Найти 5% от 100, 500, 300, 20.
Какую часть числа составляют 1%, 5%, 20%, 25%, 50%, 100% ?
Слайд 18Решить задачу:
а) Сережа на рыбалке поймал 7 окуней, 4
плотвы и 3 карася. Сколько % всей пойманной рыбы составляют окуни ?
б) В классе 40% всех учащихся составляют девочки. Сколько процентов всех учащихся составляют мальчики?
в) В магазине в первый день продали 25% всего товара, во второй день 35% товара. Сколько процентов товара осталось непроданным?
Слайд 20 Восстановить пропущенные цифры.
Слайд 22 Вычислить рационально.
144 – (14 + 38);
72 – 39 + 18; 25 * 3 * 4 * 20;
(212 + 134) – (112 + 34); 25 + 37 – 5; 1,1 * 15;
94427 + 1484) – 327; 5 * 8 * 4 * 125; 2,8 * 9;
Найти значения следующих сумм: 1 + 3 = (4);
1 + 3 + 5 = (9);
1 + 3 + 5 + 7 = (16);
1 + 3 + 5 + 7 + 9 = (25);
Слайд 23 Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства оказались верными:
Слайд 250,84 : 2,1 = 0,4
- задание учителя
Равный счет.
Примерные ответы
ребят: 0,6 – 0,2 = 0,4
0,2 · 2 = 0,4
40 : 100 = 0,4 и т.д.
Счет - дополнение
Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5.
Учитель: Ученик:
1 0,5
0,3 1,2
0,7 0,8
1,4 0,1
1,1 0,4
Слайд 27 Молчанка.
Эстафета. I команда
II команда
5,6 * 10 3,7 * 10
0,11 * 10 0,85 * 10
1,7 * 100 2,3 * 100
0,518 * 100 0,371 * 100
0,0083 * 1000 0,0751 * 1000
169 : 10 6,3 : 10
2,6 : 100 8,5 : 100
89 : 1000 11 : 1000
0,37 : 10000 1,72 : 10000
2,5 + 3,7 = (6,2)
… - 5,1 =
… + 3,09 =
… - 0,19 =
… * 2,2 =
Математический диктант. 5 класс.
слагаемое 28, II слагаемое 57. Найдите сумму этих чисел.
Уменьшаемое 64, вычитаемое 46. Найдите разность этих чисел.
Число 75 увеличьте на 17.
Найдите разность 51 и 38.
Найдите сумму 43 и 49.
Число 81 уменьшите на 24.
слагаемое 25, а второе на 14 больше. Найдите сумму этих чисел.
Слайд 29Некоторые способы быстрых вычислений.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
1) Если
одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной
суммы надо вычесть столько же единиц.
364 + 592 = 364 + ( 592 + 8 ) – 8 = 364 + 600 – 8 = 956.
2) Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а другое
уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.
997 + 856 = ( 997 + 3 ) + ( 856 – 3 ) = 1000 + 853 = 1853.
3) Если вычитаемое увеличить на несколько единиц и уменьшаемое
Увеличить настолько же единиц, то разность не изменится.
1351 – 994 = ( 1351 + 6 ) – ( 994 + 6 ) = 1357 – 1000 = 357.
4) Если от суммы двух чисел отнять разность этих же чисел, то в
результате получится удвоенное меньшее число.
( 57 + 23 ) – ( 57 – 23 ) = 46.
5) Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то в результате
получится удвоенное большее число.
( 74 + 26 ) + ( 74 – 26 ) = 148.
Слайд 306) Сложение столбцами.
Сумма цифр каждого разряда складывается
отдельно. Цифра десятков
в сумме предыдущего разряда складывается с цифрой единиц
последующей суммы.
Слайд 31Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.
1) Применение распределительного закона умножения
относительно
сложения и вычитания.
8 * 318 = 8 * ( 310 + 8 ) = 2480 + 64 = 2544;
7 * 196 = 7 * ( 200 – 4 ) = 1400 – 28.
2) Произведение двух чисел не изменится, если первый множитель
умножить, а второй разделить на одно и то же натуральное число.
13 * 64 = 26 * 32 = 52 * 16 = …. = 832 * 1;
24 * 17 = (24 * 16) + 24 = ( 48 * 8 ) + 24 = ( 96 * 4 ) + 24 = ( 192 * 2 ) + 24 =
( 384 * 1 ) + 24 = 384 + 24 = 408.
Слайд 323) Метод Ферроля.
Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей,
для получения десятков умножают десятки одного на единицы другого
множителя и наоборот и результаты складываются, для получения
сотен перемножают десятки.
Слайд 334) Умножение чисел на 11
Записать последнюю цифру числа, затем
последовательно, справа налево
записывать суммы двух соседних цифр множимого и , наконец, первую
цифру множимого.
а) 54 * 11 = 594 1) пишем 4
2) 4 + 5 = 9, пишем 9
3) пишем 5
б) 124 * 11 = 1(1+2)(2+4)4 = 1364
в) 58 * 11 = 638 1) пишем 8
2) 5 + 8 = 13, пишем 3, помним 1
3) 5 + 1 = 6, пишем 6
5) Умножение двузначного числа на 101
Надо приписать справа к данному числу его самого и прочитать
получившееся число.
73 * 101 = 7373
48 * 101 = 4848
6) Умножение на 5, 25, 125
Надо разделить число соответственно на 2, 4, 8 и результат умножить
соответственно на 10, 100, 1000.
а) 46 * 5 = 46 : 2 * 10 = 230;
б) 48 * 25 = 48 : 4 * 100 = 1200;
в) 32 * 125 = 32 : 8 * 1000 = 4000;
г) 53 * 5 = (53 : 2 = 26 и 1-остаток) = 26 * 10 + 1 * 5 = 265;
д) 43 * 25 = (43 : 4 = 10 и 3-остаток) = 10 * 100 + 3 * 25 = 1075;
е) 66 * 125 = (66 : 8 = 8 и 2-остаток) = 8 * 1000 + 2 * 125 = 8250.
Слайд 347) Деление на 5, 25, 125
Надо умножить число соответственно
на 2, 4, 8 и разделить на 10, 100,
1000.
а) 220 : 5 = 220 * 2 : 10 = 44;
б) 1300 : 25 = 1300 * 4 : 100 =52;
в) 9250 : 125 = 9250 * 8 : 1000 = 74.
8) Умножение на 9, 99, 999
Надо к первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, затем из результата вычесть первый множитель.
а) 286 * 9 = 2860 – 286 = 2574;
б) 23 * 99 = 2300 – 23 = 2277;
в) 18 * 999 = 1800 – 18 = 17982.
9) Занимательное умножение:
Парад чисел:
11 * 11 = 121
111 * 111 = 12321
1111 * 1111 = 1234321
11111 * 11111 = 123454321
………………………..
111111111 * 111111111 = 12345678987654321
Слайд 35Представить каждое число ( от 1 до 15 ) при помощи
пяти «2», используя арифметические действия.
1 = 2 + 2 – 2 – ( 2 : 2); 9 = 2 * 2 * 2 + ( 2 : 2 );
2 = 2 + 2 + 2 – 2 – 2; 10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2;
3 = 2 + 2 – 2 + ( 2 : 2); 11 = 22 : 2 + 2 – 2;
4 = 2 * 2 * 2 – 2 – 2; 12 = 2 * 2 * 2 + 2 + 2;
5 = 2 + 2 + 2 – ( 2 : 2 ); 13 = ( 22 + 2 + 2 ) : 2;
6 = 2 + 2 + 2 + 2 – 2; 14 = 2 * 2 * 2 * 2 – 2;
7 = 22 : 2 – 2 – 2; 15 = 22 : 2 + 2 + 2.
8 = 2 * 2 * 2 + 2 – 2;
Слайд 362. Магические квадраты (сумма чисел вдоль каждой строки, каждого столбца
и каждой диагонали одинаковы).
а) Составь магический квадрат, состоящий из девяти клеток, в которых размещены числа 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 так, чтобы в любом направлении получилось бы число 30.
б) В клетках квадрата переставить числа так, чтобы по всем направлениям
их сумма равна 33.
Слайд 373. Игры
1) Кто первый скажет 100 ?
Двое
поочередно говорят произвольные числа меньше 10, складывая их и называя сумму. Выигрывает тот, кто первый достигнет 100.
Например, первый скажет - 7 , второй – 9, при сложении их получится 16,
затем первый говорит – 5, получится – 21, второй говорит – 8, получится – 29 и т.д. Победителем станет тот, кто первый скажет 100.
2) Не сбейся
В игре участвуют все желающие. Они должны по очереди называть
натуральные числа, которые обладают хотя бы одним из свойств:
а) В записи числа есть цифра 3;
б) Число делится на 3.
Например: 3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24,…
Слайд 38Роль устного счета в 5-6 класса является формирование у учащихся сознательных
и прочных вычислительных навыков.