Презентация, доклад к выступлению на ШМО по теме: Устный счёт и его роль в изучение курса математики 5-6 классы

Содержание

«Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики».

Слайд 1Тема: «Устный счёт и его роль в изучение курса математики 5-6

классы»

Учитель математики: Сингатулина М.И.

Тема: «Устный счёт и его роль в изучение курса математики 5-6 классы»Учитель математики: Сингатулина М.И.

Слайд 2«Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики».

«Хорошие навыки устных вычислений залог успешного изучения курса школьной математики».

Слайд 3В устных вычислениях нет готового шаблона, приемы вычислений разнообразные, а поэтому

мысль учащихся работает при устных вычислениях интенсивно и творчески
В устных вычислениях нет готового шаблона, приемы вычислений разнообразные, а поэтому мысль учащихся работает при устных вычислениях

Слайд 4Три вида вычисления: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.

Три вида вычисления: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.

Слайд 5Виды упражнений по устному счету: 1.Слуховые упражнения :когда считающий воспринимает данные

числа на слух, ничего не пишет и никакими пособиями не пользуется. 2.Зрительные упражнения, когда ,считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются различные наглядные пособия. 3.Зрительно-слуховые упражнения, когда числа воспринимаются на слух и зрением.
Виды упражнений по устному счету:  1.Слуховые упражнения :когда считающий воспринимает данные числа на слух, ничего не

Слайд 6Задачи устного счета: •Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся,

необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. •Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. •Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. •Повышение познавательного интереса.
Задачи устного счета: •Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности

Слайд 7Требования к устному счету: •Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а

целенаправленно. •Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими». •Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее. •К устному счету должны привлекаться все ученики.
Требования к устному счету: •Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.  •Задания должны быть

Слайд 8Критерии оценки устного счета: •Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как:

найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд. •Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий. •Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?) •Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Критерии оценки устного счета: •Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример,

Слайд 9 Найдите сумму чисел: а) 57 и 8

б) 32,40 и 18 ( (32+18)+40)
в) 37,29 и 13 ( (37+13)+29)
г) 86,35 и 15 ( 86+(35+15))
 
Увеличьте: а) 42 на 19 (42+20-1)
б) 170 на 80 (170+100-20)
 
Найдите разность чисел: а) 17 и 9 (17-10+1)
б) 120 и 31 (120-30-1)
 
Уменьшите: а) 28 на 9 в) 270 в 3 раза
б) 230 на 70 г) 250 в 5 раз.
 
Найдите сумму чисел: а) 57 и 8

Слайд 10Для закрепления навыков использования понятия «увеличить (уменьшить) на целое

число единиц (в целое число раз)» можно решить задачи вида:
а) На верхней полке 32 книги, что на 19 книг меньше (больше), чем на
нижней полке. Сколько книг на каждой полке?
б) Одно из чисел 111, что в 3 раза больше (меньше), чем другое. Найти эти
числа.

Для закрепления навыков использования понятия   «увеличить (уменьшить) на целое число единиц (в целое число раз)»

Слайд 11 Табличное умножение и деление натуральных чисел, но с различными

формулировками этих упражнений:

а) Найти произведение чисел: 8 и 7
9 и 4
б) Увеличьте: 6 в 5 раз
7 в 9 раз
в) Решите уравнение: х : 8 = 9
49 : х = 7
г) Найти задуманное число, если оно меньше 24 в 3 раза .
Табличное умножение и деление натуральных чисел, но с различными   формулировками этих упражнений:

Слайд 12 Найти значение выражения (упражнения по проверке свойств и законов

действий):

а) 25·39 ·4 д) (25+7) ·4 - 4
б) 12 ·27 ·8 е) 486 – 16 · 0
в) 18 ·33 + 82 ·33 ж) 139·1 – 1·0
г) 59 ·47 - 49 ·47 з) 288 + 0 : 9

Найти значение выражения (упражнения по проверке свойств и законов    действий):

Слайд 13Сложение и вычитание десятичных дробей, имеющих одну-две значащие цифры, с одним

десятичным знаком после запятой:

а) 0,6 + 0,9 г) 2,3 – 0,5
б) 0,4 + 1,8 д) 4,5 – 0,5
в) 9,2 + 0,8 е) 3,6 – 2,6
Сложение и вычитание целого числа и дроби:

а) 4 + 8,6 в) 1 – 0,3 д) 8,6 - 7
б) 6 – 1,8 г) 9 – 2,7 е) 1 – 0,5
Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число:
а) 1,8 : 3 б) 6,9 : 3 в) 6,5 : 5 г) 7,5 : 3 д) 2 : 5
1,6 : 4 4,8 : 4 5,2 : 4 9,8 : 2 3 : 6
2,1 : 3 6,6 : 3 9,1 : 7 5,4 : 2 6 : 5
3,6 : 9 8,2 : 2 8,4 : 6 9,6 : 4 5 : 2

Сложение и вычитание десятичных дробей, имеющих одну-две значащие цифры, с одним десятичным знаком после запятой:

Слайд 14 Решить задачу:

а) Какое число меньше 2,1 в 3 раза?
б) Периметр квадрата равен 4,8м. Найти его сторону.
в) Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 4,5?
г) Во сколько раз 7,5 больше 3?

Решить уравнение:

а) 4х = 2,4 б) 3а = 9,3 в) 6y = 8,4 г) 2а = 5
7а = 1,4 4b = 8,4 3х = 7,8 2с = 9
8b = 4,8 2х = 6,6 2а = 7,4 8n = 4
Решить задачу:          а) Какое число

Слайд 15Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000,…


а) 1,03*10 б) 2,008*100 в) 2,9*1000
10*0,4 4,76*100 1,023*1000
6,8*10 3,185*100 2,9*1000 + 100
7,35*10 13,4*100 1,02*100 + 0,98
23,7 : 10 73,8 : 100 0,003*100 + 0,7
286,1 : 10 12 : 100 0,017*1000 – 1,1
5,49 : 10 3 : 100 0,15*100 + 0,005*1000
0,7 : 10 7,4 : 100 0,29*100 – 0,09*100
6 : 10 0,2 : 100 15,5 : 100 + 8,45 : 10

г) Увеличьте числа: 6,8; 7,35; 0,8; 0,503 в 10 раз
3,18; 15,4; 0,209; 0,3 в 100 раз

д) Уменьшите числа: 23,7; 286,1; 5,49; 0,7; 23; 6 в 10 раз
2; 19; 73,8; 0,7; 0,205 в 100 раз

Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000,…

Слайд 16Деление десятичной дроби на десятичную дробь:
а) Подготовить десятичную

дробь к делению и выполнить деление:
2,5 : 0,5 3,6 : 0,03 7 : 0,7
48,48 : 0,04 10 : 2,5 1 : 0,125
б) Выполнить деление:
0,5 : 0,1 28,1 : 0,1
2 : 0,01 2,03 : 0,01
3,1 : 0,001 0,75 : 0,001
Сравнение десятичных дробей с обоснованием ответа:
0,3 и 0,9 ; 7,008 и 7,8;
5,035 и 15,065; 0,2857 и 2,857;
15,035 и 15,065; 28,573 и 28,389;
0,028 и 0,0028; 4,2781 и 4,2751;
Деление десятичной дроби на десятичную дробь:   а) Подготовить десятичную дробь к делению и выполнить деление:

Слайд 17Выразить проценты в виде десятичной дроби:

а) 1%, 9%, 30%.

47%, 50%, 12,9%, 103%, 240%.
б) 0,2%. 0,26%, 0,04%, 0,107%, 0,001%.

Выразить в процентах следующие числа:

а) 0,01; 0,09; 0,31; 0,032; 0,108; 0,0078.
б) 1,3; 1,03; 2; 21,7; 3,06; 8,005.

Найти 1% от 25, 250, 2500, 8, 80.
Найти 5% от 100, 500, 300, 20.

Какую часть числа составляют 1%, 5%, 20%, 25%, 50%, 100% ?
Выразить проценты в виде десятичной дроби:  а) 1%, 9%, 30%. 47%, 50%, 12,9%, 103%, 240%.

Слайд 18Решить задачу:
а) Сережа на рыбалке поймал 7 окуней, 4

плотвы и 3 карася. Сколько % всей пойманной рыбы составляют окуни ?
б) В классе 40% всех учащихся составляют девочки. Сколько процентов всех учащихся составляют мальчики?
в) В магазине в первый день продали 25% всего товара, во второй день 35% товара. Сколько процентов товара осталось непроданным?
Решить задачу:  а) Сережа на рыбалке поймал 7 окуней, 4 плотвы и 3 карася. Сколько %

Слайд 19Вычислить.

Вычислить.

Слайд 20 Восстановить пропущенные цифры.


Восстановить пропущенные цифры.

Слайд 21Найти ошибку.


Найти ошибку.

Слайд 22 Вычислить рационально.

144 – (14 + 38);

72 – 39 + 18; 25 * 3 * 4 * 20;
(212 + 134) – (112 + 34); 25 + 37 – 5; 1,1 * 15;
94427 + 1484) – 327; 5 * 8 * 4 * 125; 2,8 * 9;

Найти значения следующих сумм: 1 + 3 = (4);
1 + 3 + 5 = (9);
1 + 3 + 5 + 7 = (16);
1 + 3 + 5 + 7 + 9 = (25);

Вычислить рационально.   144 – (14 + 38);

Слайд 23 Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства оказались верными:

Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы равенства оказались верными:

Слайд 250,84 : 2,1 = 0,4
- задание учителя
Равный счет.



Примерные ответы

ребят: 0,6 – 0,2 = 0,4
0,2 · 2 = 0,4
40 : 100 = 0,4 и т.д.
Счет - дополнение

Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5.
Учитель: Ученик:
1 0,5
0,3 1,2
0,7 0,8
1,4 0,1
1,1 0,4

0,84 : 2,1 = 0,4- задание учителя Равный счет. Примерные ответы ребят:  0,6 – 0,2 =

Слайд 26Лесенка

Лесенка

Слайд 27 Молчанка.
Эстафета. I команда

II команда
5,6 * 10 3,7 * 10
0,11 * 10 0,85 * 10
1,7 * 100 2,3 * 100
0,518 * 100 0,371 * 100
0,0083 * 1000 0,0751 * 1000
169 : 10 6,3 : 10
2,6 : 100 8,5 : 100
89 : 1000 11 : 1000
0,37 : 10000 1,72 : 10000
Молчанка.Эстафета. I команда

Слайд 28Не зевай.
6,2

2,5 + 3,7 = (6,2)
… - 5,1 =
… + 3,09 =
… - 0,19 =
… * 2,2 =

Математический диктант. 5 класс.
слагаемое 28, II слагаемое 57. Найдите сумму этих чисел.
Уменьшаемое 64, вычитаемое 46. Найдите разность этих чисел.
Число 75 увеличьте на 17.
Найдите разность 51 и 38.
Найдите сумму 43 и 49.
Число 81 уменьшите на 24.
слагаемое 25, а второе на 14 больше. Найдите сумму этих чисел.

Не зевай. 6,2

Слайд 29Некоторые способы быстрых вычислений.
Сложение и вычитание натуральных чисел.
1) Если

одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, то из полученной
суммы надо вычесть столько же единиц.
364 + 592 = 364 + ( 592 + 8 ) – 8 = 364 + 600 – 8 = 956.
2) Если одно из слагаемых увеличить на несколько единиц, а другое
уменьшить на столько же единиц, то сумма не изменится.
997 + 856 = ( 997 + 3 ) + ( 856 – 3 ) = 1000 + 853 = 1853.
3) Если вычитаемое увеличить на несколько единиц и уменьшаемое
Увеличить настолько же единиц, то разность не изменится.
1351 – 994 = ( 1351 + 6 ) – ( 994 + 6 ) = 1357 – 1000 = 357.
4) Если от суммы двух чисел отнять разность этих же чисел, то в
результате получится удвоенное меньшее число.
( 57 + 23 ) – ( 57 – 23 ) = 46.
5) Если к сумме двух чисел прибавить их разность, то в результате
получится удвоенное большее число.
( 74 + 26 ) + ( 74 – 26 ) = 148.
Некоторые способы быстрых вычислений. Сложение и вычитание натуральных чисел. 1) Если одно из слагаемых увеличить на несколько

Слайд 306) Сложение столбцами.
Сумма цифр каждого разряда складывается

отдельно. Цифра десятков
в сумме предыдущего разряда складывается с цифрой единиц
последующей суммы.

6) Сложение столбцами.    Сумма цифр каждого разряда складывается отдельно. Цифра десятков

Слайд 31Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.
1) Применение распределительного закона умножения

относительно
сложения и вычитания.
8 * 318 = 8 * ( 310 + 8 ) = 2480 + 64 = 2544;
7 * 196 = 7 * ( 200 – 4 ) = 1400 – 28.

2) Произведение двух чисел не изменится, если первый множитель
умножить, а второй разделить на одно и то же натуральное число.

13 * 64 = 26 * 32 = 52 * 16 = …. = 832 * 1;
24 * 17 = (24 * 16) + 24 = ( 48 * 8 ) + 24 = ( 96 * 4 ) + 24 = ( 192 * 2 ) + 24 =
( 384 * 1 ) + 24 = 384 + 24 = 408.
Способы быстрого умножения и деления натуральных чисел.1) Применение распределительного закона умножения относительно   сложения и вычитания.8

Слайд 323) Метод Ферроля.
Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей,


для получения десятков умножают десятки одного на единицы другого
множителя и наоборот и результаты складываются, для получения
сотен перемножают десятки.
3) Метод Ферроля.  Для получения единиц произведения перемножают единицы множителей,  для получения десятков умножают десятки

Слайд 334) Умножение чисел на 11
Записать последнюю цифру числа, затем

последовательно, справа налево
записывать суммы двух соседних цифр множимого и , наконец, первую
цифру множимого.
а) 54 * 11 = 594 1) пишем 4
2) 4 + 5 = 9, пишем 9
3) пишем 5
б) 124 * 11 = 1(1+2)(2+4)4 = 1364
в) 58 * 11 = 638 1) пишем 8
2) 5 + 8 = 13, пишем 3, помним 1
3) 5 + 1 = 6, пишем 6
5) Умножение двузначного числа на 101
Надо приписать справа к данному числу его самого и прочитать
получившееся число.
73 * 101 = 7373
48 * 101 = 4848
6) Умножение на 5, 25, 125
Надо разделить число соответственно на 2, 4, 8 и результат умножить
соответственно на 10, 100, 1000.
а) 46 * 5 = 46 : 2 * 10 = 230;
б) 48 * 25 = 48 : 4 * 100 = 1200;
в) 32 * 125 = 32 : 8 * 1000 = 4000;
г) 53 * 5 = (53 : 2 = 26 и 1-остаток) = 26 * 10 + 1 * 5 = 265;
д) 43 * 25 = (43 : 4 = 10 и 3-остаток) = 10 * 100 + 3 * 25 = 1075;
е) 66 * 125 = (66 : 8 = 8 и 2-остаток) = 8 * 1000 + 2 * 125 = 8250.

4) Умножение чисел на 11  Записать последнюю цифру числа, затем последовательно, справа налево  записывать суммы

Слайд 347) Деление на 5, 25, 125
Надо умножить число соответственно

на 2, 4, 8 и разделить на 10, 100,
1000.
а) 220 : 5 = 220 * 2 : 10 = 44;
б) 1300 : 25 = 1300 * 4 : 100 =52;
в) 9250 : 125 = 9250 * 8 : 1000 = 74.
8) Умножение на 9, 99, 999
Надо к первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, затем из результата вычесть первый множитель.
а) 286 * 9 = 2860 – 286 = 2574;
б) 23 * 99 = 2300 – 23 = 2277;
в) 18 * 999 = 1800 – 18 = 17982.
9) Занимательное умножение:
Парад чисел:
11 * 11 = 121
111 * 111 = 12321
1111 * 1111 = 1234321
11111 * 11111 = 123454321
………………………..
111111111 * 111111111 = 12345678987654321

7) Деление на 5, 25, 125  Надо умножить число соответственно на 2, 4, 8 и разделить

Слайд 35Представить каждое число ( от 1 до 15 ) при помощи

пяти «2», используя арифметические действия.

1 = 2 + 2 – 2 – ( 2 : 2); 9 = 2 * 2 * 2 + ( 2 : 2 );
2 = 2 + 2 + 2 – 2 – 2; 10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2;
3 = 2 + 2 – 2 + ( 2 : 2); 11 = 22 : 2 + 2 – 2;
4 = 2 * 2 * 2 – 2 – 2; 12 = 2 * 2 * 2 + 2 + 2;
5 = 2 + 2 + 2 – ( 2 : 2 ); 13 = ( 22 + 2 + 2 ) : 2;
6 = 2 + 2 + 2 + 2 – 2; 14 = 2 * 2 * 2 * 2 – 2;
7 = 22 : 2 – 2 – 2; 15 = 22 : 2 + 2 + 2.
8 = 2 * 2 * 2 + 2 – 2;
Представить каждое число ( от 1 до 15 ) при помощи пяти «2», используя арифметические действия.

Слайд 362. Магические квадраты (сумма чисел вдоль каждой строки, каждого столбца

и каждой диагонали одинаковы).

а) Составь магический квадрат, состоящий из девяти клеток, в которых размещены числа 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 так, чтобы в любом направлении получилось бы число 30.

б) В клетках квадрата переставить числа так, чтобы по всем направлениям
их сумма равна 33.

2. Магические квадраты (сумма чисел вдоль каждой строки, каждого столбца   и каждой диагонали одинаковы).

Слайд 373. Игры
1) Кто первый скажет 100 ?
Двое

поочередно говорят произвольные числа меньше 10, складывая их и называя сумму. Выигрывает тот, кто первый достигнет 100.
Например, первый скажет - 7 , второй – 9, при сложении их получится 16,
затем первый говорит – 5, получится – 21, второй говорит – 8, получится – 29 и т.д. Победителем станет тот, кто первый скажет 100.

2) Не сбейся
В игре участвуют все желающие. Они должны по очереди называть
натуральные числа, которые обладают хотя бы одним из свойств:
а) В записи числа есть цифра 3;
б) Число делится на 3.
Например: 3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24,…
3. Игры  1) Кто первый скажет 100 ?  Двое поочередно говорят произвольные числа меньше 10,

Слайд 38Роль устного счета в 5-6 класса является формирование у учащихся сознательных

и прочных вычислительных навыков.
Роль устного счета в 5-6 класса является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть